Решение по делу № 02а-0123/2022 от 04.03.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

08 августа 2022 года                                                                                           г. Москва

 

Таганский районный суд г. Москвы в составе 

председательствующего судьи Киселёвой Н. А.,

при секретаре Корсаковой А. Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело  2а-123/2022 по административному исковому заявлению      Замахиной Светланы Валентиновны к Управлению Росреестра по Москве  о признании незаконным  решения, обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец Замахина С.В. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве №КУВД 001/2021-19102639/6  от 20.10.2021г. об отказе в совершении государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу адрес, адрес, кадастровый номер ..., обязании в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу и получения копии решения суда, зарегистрировать за истцом право собственности на указанный земельный участок, указывая в обоснование иска, что с заявлением о государственной регистрации права, истцом были представлены документы, свидетельство о праве собственности на землю ..., выданное ...... на основании постановления Администрации Воскресенского с/Совета от ... г. 31, архивная копия постановления 31 от ...г. Главы Администрации Воскресенского сельского совета Ленинского района Московской области о передаче гражданам в собственность земельных участков в пределах черты адрес, ответ Администрации поселения Воскресенское Троицкого и Новомосковского округов г.Москвы о принадлежности истцу земельного участка.

Суд,  выслушав в настоящем судебном заседании объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что земельный участок по адресу: адрес, адрес, кадастровый номер ..., принадлежит истцу на основании свидетельства о праве собственности на землю ... от ... г., выданного по Постановлению администрации Воскресенского с/Совета 21 от ...г.

... г. Главой Администрации Воскресенского сельского совета Ленинского района Московской области было вынесено постановление 31 о передаче гражданам в собственность земельных участков в пределах черты адрес на основании ст. 23 Земельного Кодекса РФ и решения исполнительного комитета Видновского городского Совета народных депутатов от 28.06.1991г. 535 «О передаче земель сельских населенных пунктов в ведение сельских Советов».

Земельному участку, выделенному истцу на основании Постановления 31 Главы Администрации Воскресенского сельского совета Ленинского района Московской области от ...г. присвоен кадастровый номер ....

Согласно п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст.36 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю (часть 1). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2). Условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона (часть 3).

В силу ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется (пункт 1).

Оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается (пункт 3 названной статьи).

Гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4).

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года  218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзацы первый, третий и четвертый пункта 9.1).

Пунктом 4 ст. 28 ФЗ от 15 апреля 1998 г.  66- ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшим до 1 марта 2015 года, устанавливалось, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу названного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплён такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, федеральный законодатель предоставил гражданам возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Это возможно в отношении участка, предоставленного до введения Земельного кодекса Российской Федерации (30 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства. Каких-либо ограничений по сроку переоформления нет. Право собственности на такие участки не лишены возможности зарегистрировать граждане, к которым перешло право собственности на расположенные на них здания (строения, сооружения) как в порядке наследования, так и по иным основаниям. Исключение составляют случаи, когда земельный участок не может предоставляться в частную собственность, например, в силу его ограничения в обороте. Обращение в органы местного самоуправления для приобретения в собственность земельного участка, предоставленного для ведения садоводства и огородничества, с 1 марта 2015 года не требуется.

Из этого исходит федеральный законодатель при определении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности в пункте 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года  218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указывая на то, что государственная регистрация права собственности на земельный участок осуществляется на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

При этом, включая в перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности на земельный участок, акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания, пункт 4 части 1 статьи 49 названного закона допускает представление иных документов, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на указанный земельный участок.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также анализируя указанные нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку земельный участок находится в собственности административного истца, документы, представленные в Управление заявителем, являются основанием для регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Доводы представителя  административного ответчика о пропущенном сроке на обращение в суд  не являются основанием для отказа в удовлетворении административного иска, поскольку  срок пропущен административным истцом по уважительной причине, в связи с состоянием здоровья и ограничительными мерами, введенными  в связи с распространением коронавирусной инфекции.

В соответствии со ст.227 КАС РФ, необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.

Таким образом, оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о несоответствии обжалуемого решения административного ответчика требованиям действующего законодательства, что нарушает права административного истца, в связи с чем полагает подлежащими удовлетворению административные требования      и полагает необходимым       признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве №КУВД 001/2021-19102639/6 от 20 октября 2021 года   об отказе в государственной регистрации  права собственности и возложить на Управление  Росреестра по Москве обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности   Замахиной Светланы Валентиновны на земельный участок  площадью 600 кв. м. с кадастровым ... по адресу: адрес, адрес, в течение 10 дней с даты получения копии настоящего решения суда, вступившего в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС, суд

 

РЕШИЛ:

 

           Административные исковые требования  удовлетворить.

           Признать незаконным решение Управления Росреестра по Москве №КУВД 001/2021-19102639/6 от 20 октября 2021 года   об отказе в государственной регистрации  права собственности.

          Возложить на Управление  Росреестра по Москве обязанность осуществить государственную регистрацию права собственности   Замахиной Светланы Валентиновны на земельный участок  площадью 600 кв. м. с кадастровым ... по адресу: адрес, адрес, в течение 10 дней с даты получения копии настоящего решения суда, вступившего в законную силу.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Таганский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                      

 

 

1

 

02а-0123/2022

Категория:
Административные
Статус:
Удовлетворено, 08.08.2022
Истцы
Замахина Светлана Валентиновна
Ответчики
Управление Федеральной Службы Государственной Регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве)
Суд
Таганский районный суд
Судья
Киселёва Н.А.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
08.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее