Дело № 2-1058/2014
Мотивированное решение изготовлено 30.05.2014 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2014 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Ревенко А.А.,
при секретаре Сухих Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изотовой Ю.А. к Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области, войсковой части 57305 о взыскании недополученной заработной платы, признании приказа командира войсковой части 51305 от 27.01.2014 № 13 незаконным,
установил:
Изотова Ю.А. обратилась с иском в суд, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области в лице филиала № 1 (далее по тексту - УФО МО РФ по Мурманской области в лице филиала № 1), войсковой части 51305 о взыскании задолженности по заработной плате, признании приказа командира войсковой части 51305 от 27.01.2014 № 13 незаконным.
В обоснование иска указала, что с 01.12.2010 года работает в войсковой части 51305 н.п. Североморск-3 Мурманской области в должности ***. Финансовым довольствующим органом для войсковой части 51305 является УФО МО РФ по Мурманской области в лице филиала № 1.
Пунктом 6.1.35 коллективного договора войсковой части 51305 на 2012-2014 годы гражданскому персоналу войсковой части 51305 предусмотрена выплата надбавки к должностному окладу, в том числе ей (как гражданскому персоналу воинских частей связи, обеспечивающих управление ракетными подводными лодками стратегического назначения) – в размере 15 %.
Однако, начиная с января 2014 года, на основании приказа командира войсковой части 51305 от 27.01.2014 № 13 указанная надбавка ей не начисляется и не выплачивается, что, по ее мнению, является неправомерным, поскольку ни о каких изменениях условий заключенного с ней трудового договора (в том числе касающихся оплаты труда) работодатель ее не извещал.
Просила признать приказ командира войсковой части 51305 от 27.01.2014 года № 13 незаконным и отменить (в части его касающейся), обязать войсковую часть 51305, УФО РФ по Мурманской области в лице филиала № 1 произвести перерасчет и выплатить ей недополученную заработную плату с учетом надбавки к должностному окладу в размере 15 % за январь, февраль, март 2014 года с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик УФО МО РФ по Мурманской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, своего представителя не направил.
Войсковая часть 51305, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, своего представителя не направила, представила письменный отзыв, согласно которого возражала против удовлетворения заявленных требований.
Указала, что выплата спорной надбавки к должностным окладам (тарифным ставкам) гражданскому персоналу была предусмотрена для отдельных воинских частей и по отдельным должностям гражданского персонала в соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 11 июля 1974 года № 1735-рс, а также Перечнем воинских частей, подразделений и должностей (профессий) рабочих и служащих…, утвержденных первым заместителем МО СССР 20 марта 1987 года.
Однако 26 декабря 2013 года начальником Генерального штаба ВС РФ – первым заместителем МО РФ был утвержден новый «Перечень воинских частей, подразделений и должностей (Профессий) гражданского персонала связи, обеспечивающих управление ракетными подводными лодками стратегического назначения, по которым устанавливается выплата надбавки к должностным окладам (тарифным ставкам) в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 11 июля 1974 года № 1735 рс» (далее по тексту – «Перечень…»). В данном «Перечне….» были поименованы определенные должности гражданского персонала войсковой части 51305, исполнение обязанностей по которым непосредственно связано с обеспечением управления ракетными подводными лодками стратегического назначения. На основании указанного «Перечня…» командиром войсковой части 51305 издан приказ № 13 от 27 января 2014 года об установлении выплаты надбавки к должностным окладам гражданскому персоналу войсковой части 51305. При этом, поскольку должность дежурного бюро пропусков, занимаемая Изотовой Ю.А., в «Перечне…» поименована не была, выплата спорной надбавки ей не установлена.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 129 ТК РФ определено, что стимулирующие выплаты являются частью заработной платы.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10.11.2008 (далее - приказ МО РФ № 555 от 10.11.2008), утверждены условия оплаты труда гражданского персонала, размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации; положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации; порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом установлено, что заработная плата гражданского персонала воинских частей состоит из оклада, компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).
Судом установлено, что Изотова Ю.А. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 51305 и с 01.12.2010 года по настоящее время замещает должность ***.
На основании трудового договора № 103 от 01.12.2010 года истице установлены: должностной оклад в размере *** руб., который на основании дополнительного соглашения от 01.10.2013 года, заключенного между сторонами, увеличен до *** руб.; надбавка за работу в районах Крайнего Севера – 80%; надбавка за выслугу лет – 40%.
В соответствии с Распоряжением Совета Министров СССР от 11 июля 1974 года № 1735-рс, а также Перечнем воинских частей, подразделений и должностей (профессий) рабочих и служащих…, утвержденных первым заместителем МО СССР 20 марта 1987 года истцу также выплачивалась надбавка к должностному окладу в размере 15% как гражданскому персоналу воинских частей связи, обеспечивающих управление ракетными подводными лодками стратегического назначения.
26 декабря 2013 года начальником Генерального штаба ВС РФ – первым заместителем МО РФ был утвержден новый «Перечень воинских частей, подразделений и должностей (Профессий) гражданского персонала связи, обеспечивающих управление ракетными подводными лодками стратегического назначения, по которым устанавливается выплата надбавки к должностным окладам (тарифным ставкам) в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 11 июля 1974 года № 1735 рс».
На основании указанного «Перечня…» командиром войсковой части 51305 издан приказ № 13 от 27 января 2014 года об установлении выплаты надбавки к должностным окладам по конкретным должностям гражданского персонала войсковой части 51305.
При этом, поскольку должность ***, занимаемая Изотовой Ю.А., в «Перечне…» поименована не была, выплата спорной надбавки ей не установлена и приказом командира войсковой части 51305.
Полагая приказ командира войсковой части № 13 от 27 января 2014 года незаконным, а прекращение выплаты спорной надбавки неправомерным, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Вместе с тем, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку выплата надбавки к должностным окладам (тарифным ставкам) гражданскому персоналу была предусмотрена Распоряжением Совета Министров СССР от 11 июля 1974 года № 1735-рс и лишь для отдельных воинских частей и по отдельным должностям гражданского персонала, указанным в ведомственном локальном акте - Перечне воинских частей, подразделений и должностей (профессий) рабочих и служащих…, утвержденным первым заместителем МО СССР 20 марта 1987 года.
В связи с утверждением нового Перечня, которым предусмотрена выплата спорной надбавки лишь по тем должностям, исполнение обязанностей по которым непосредственно связано с обеспечением управления ракетными подводными лодками стратегического назначения, у командира войсковой части 51305 отпали правовые основания для выплаты спорной надбавки гражданскому персоналу, должности которых не поименованы в Перечне.
При таких обстоятельствах командир войсковой части 51305 правомерно издал приказ № 13 от 27 января 2014 года об установлении выплаты надбавки к должностным окладам гражданскому персоналу войсковой части, оснований для его отмены суд не усматривает.
То обстоятельство, что истицу не ознакомили под подпись с названным приказом, не влечет безусловное удовлетворение заявленных требований, поскольку основанием для издания командиром войсковой части 51305 обжалуемого приказа послужил утвержденный «Перечень...», а с данным документом истица была надлежащим образом ознакомлен, о чем свидетельствует ее подпись в листе ознакомления.
Что же касается доводов истицы о том, что произошли существенные изменения условий труда, то суд находит их несостоятельными.
Так, согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В силу ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Вместе с тем непосредственно трудовым договором, заключенным между сторонами, выплата спорной надбавки не установлена, а локальным нормативным актом - коллективным трудовым договором – устанавливалась выплата надбавки на основании директивы группы труда и заработной платы ВМФ от 17.08.1998 года № 719/8/2351, которая действовала до утверждения нового Перечня.
Таким образом, существенных изменений условий трудового договора не произошло.
Принцип сочетания государственного и договорно-правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренный ст. 2 ТК РФ, предопределяет необходимость учитывать как интересы сторон трудовых отношений, так и государства (ст. 2 ТК РФ).
Таким образом, основное назначение локальных нормативных актов по труду состоит в конкретизации трудового законодательства с учетом особенностей и условий труда в пределах конкретной организации, при этом принимаемые локальные акты не должны противоречить нормам, установленным ТК РФ или ведомственными актами.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в связи с их необоснованностью.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст. 56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Изотовой Ю.А. к Филиалу № 1 Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Мурманской области, войсковой части 57305 о взыскании недополученной заработной платы, признании приказа командира войсковой части 51305 от 27.01.2014 № 13 незаконным – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ревенко