РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2018г. г.Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Склизковой Е.Л.
при секретаре Щербаковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимова Григория Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края об оспаривании отказа в назначении пенсии,
установил:
Герасимов Г.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края (далее по тексту – ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края) об оспаривании отказа в назначении пенсии, указав, что 06.12.2017 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Поскольку трудовая книжка истцом была утрачена, при подаче заявления он приложил перечень предприятий с указанием стажа работы на данных предприятиях, а также периода службы в рядах вооруженных сил. Трудовой стаж истца в г. Владивостоке был подтвержден справками предприятий города; трудовой стаж в г. Комсомольск-на-Амуре, где он проходил обучение в техникуме и работал до переезда в г. Владивосток, подтвержден не был. На основании решения ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края от 02.02.2018 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы.
Полагая свои пенсионные права нарушенными, Герасимов Г.А. просит:
- решение ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края от 02.02.2018 № 570028/17 об отказе в установлении пенсии отменить;
- обязать ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края установить страховую пенсию по старости с 30.12.2017.
Истец Герасимов Г.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
В судебном заседании представитель Герасимова Г.А. по доверенности Горелова В.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края по доверенности Никифорова А.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном возражении на иск, приобщенном к материалам дела (л.д. 19-21).
Выслушав объяснения участником судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела усматривается, что 06.12.2017 Герасимов Г.А. обратился в ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Поскольку трудовая книжка истцом утеряна, к заявлению были приложены имеющиеся у истца справки в подтверждение периодов работы в г. Владивостоке.
Решением ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края от 02.02.2018 № 570028/17 истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку продолжительность страхового стажа истца составила 06 лет 07 месяцев 05 дней при требуемом не менее 8 лет (л.д. 4).
При этом в страховой стаж истца не были включены следующие периоды учебы и работы:
- с 1973 по 1977 – период обучения в строительном техникуме в г. Комсомольск-на-Амуре;
- с мая 1976 по июль 1976 – практика в домостроительном комбинате г. Комсомольск-на-Амуре;
- с июля по декабрь 1979 – в СУ-302 Комсомольского домостроительного комбината;
- с 1980 по 1983 – в автотранспортном предприятии горздравотдела г. Комсомольск-на-Амуре;
- с 1983 по 1984 – в АТП-14 БрантскГЭСстроя г. Комсомольск-на-Амуре
в связи с тем, что не были представлены справки, подтверждающие факт работы истца в указанные периоды, а также факт уплаты страховых взносов.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно положениям статьи 4 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2).
Согласно приложениям № 3, 4 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2017 году продолжительность страхового стажа должна составлять 8 лет, а величина ИПК – 11,4.
Страховой стаж согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ представляет собой учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размер суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 данного закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Во исполнение части 4 статьи 14 постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Согласно подпункту "а" пункта 4 Правил при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В разделе II Правил закреплены виды документов, подтверждающих периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
В силу п. 11 Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Ответчиком ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края для оказания содействия истцу в истребовании недостающих документов был направлен запрос от 07.12.2017 № 13/15998 в компетентные органы о подтверждении его трудового стажа за период с июля по декабрь 1979 в СУ № 302 Комсомольского домостроительного комбината, с 1980 по 1983 в автотранспортном предприятии горздравотдела г. Комсомольск-на-Амуре, с 1983 по 1984 в АТП-14 БратскГЭСстроя г. Комсомольск-на-Амуре, а также обучения с 1973 по 1977 в строительном техникуме в г. Комсомольск-на-Амуре.
Из справки КГБУЗ «Комсомольская ССМП» от 19.06.2018 № 1-6/642 следует, что Герасимов Г.А. 31.12.1975г. рождения действительно в период с 11.01.1980 (приказ от 11.01.1980 № 691) по 29.06.1983 (приказ от 29.06.1983 № 298) работал в Автохозяйстве горздравотдела г. Комсомольск-на-Амуре в должности водителя (л.д. 27).
Из архивной справки Муниципального архивного учреждения «Комсомольский-на-Амуре городской архив» от 19.06.2018 № 1383 л.с. следует:
- в архивном фонде Специализированного управления № 302 Комсомольского домостроительного комбината, в приказах начальника управления за 1979 год значится, что приказом от 12.06.1979 № 22/к Герасимов Г.А. 30.12.1975г. рождения принят монтажником 3 р. на участок № 3 в бригаду Мамонтова с 18.06.1979; приказом от 24.12.1979 Герасимов Г.А. 30.12.1975г. рождения уволен с 2512.1979.
- в архивном фонде Арендного предприятия автотранспортного комбината ПСМО «Северовостокэнергострой», в приказах начальника АТК № 5 УАТ «Братскгэсстрой», АТП № 14 УАТ «Братскгэсстрой» за 1983, 1984 годы значится, что приказом от 10.08.1983 № 165/к Герасимов Г.А. 30.12.1975г. рождения принят на месте с 08.08.1983 в РММ а/слесарем 3 р. с повременно-премиальной оплатой труда; приказом от 14.09.1984 № 301 Герасимов Г.А. 30.12.1975г. рождения начальник а/к 5 уволен с 27.08.1984 (л.д. 24-25).
Таким образом, указанные периоды работы Герасимова Г.А. подлежат зачету в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости.
Согласно ст. 91 Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона "О трудовых пенсиях" от 17.12.2001 N 173-ФЗ подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
С учетом вышеизложенное, суд считает, что общий трудовой стаж истца для назначения пенсии подлежит период учебы Герасимова Г.А. с 01.09.1973 по 01.03.1977 в КГБ ПОУ КСК (ранее Строительный техникум в г.Комсомольск-на-Амуре) (л.д. 30).
Из письма ОПФР России по Приморскому краю от 10.07.2018 № Г-1173-11-12/1826 следует, что для оказания содействия в истребовании справок для подтверждения периодов работы ответчиком направлены запросы в компетентные органы, однако ответы были получены не по всем запросам. По мере поступления дополнительно запрошенных документов они будут переданы в УПФ РФ по месту обращения с заявлением о назначении пенсии для учета при рассмотрении вопроса о назначении страховой пенсии по старости (л.д. 5).
Письмом ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края от 06.08.2018 № 9-38-02/13046 Герасимову Г.А. отказано в назначении пенсии с учетом полученных документов с даты первичного обращенияа назначением пенсии, со ссылкой, что данные документы поступили в июле 2018, то есть по истечении 3 месяцев от даты обращения и после вынесения решения об отказе в установлении пенсии. Истцу разъяснено право на повторное обращение с заявлением о назначении пенсии (л.д. 6-7).
С такой позицией органа пенсионного обеспечения согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Положения статьи 22 действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях" тождественны положениям статьи 19 действовавшего до 1 января 2015 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", толкование которой дано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. (Раздел "Вопросы применения пенсионного законодательства", вопрос 18).
Согласно этому толкованию, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией.
В судебном заседании не опровергнуты доводы истца о том, что при обращении за назначением пенсии ему не были даны разъяснения о необходимости предоставления дополнительных документов, подтверждающих трудовой и страховой стаж и размер заработка, необходимых для назначения пенсии.
Пенсионное дело Герасимова Г.А. не содержит опровергающий данное обстоятельство документов. При отсутствии указанных доказательств суд не усматривает вины истца в несвоевременном представлении в орган пенсионного обеспечения дополнительных документов, дающих право на пенсию.
При изложенных обстоятельствах, восстанавливая нарушенное право истца на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 Конституции РФ, суд находит обоснованными исковые требования Герасимова Г.А. о возложении на ГУ-УПФ РФ по Советскому району г. Владивостока Приморского края обязанности назначить ему страховую пенсию по старости с 30.12.2017, т.е. со дня возникновения права на пенсию.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Герасимова Григория Александровича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края об оспаривании отказа в назначении пенсии удовлетворить.
Решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края от 02.02.2018 № 570028/17 об отказе в установлении пенсии отменить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району г. Владивостока Приморского края установить Герасимову Григорию Александровичу страховую пенсию по старости с 30.12.2017.
Решение суда может быть обжаловано в Приморский краевой суд через советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25.12.2018г.
Судья Е.Л. Склизкова