Решение составлено 22 июня 2015 года
Дело № 2-402-2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2015 года г. Гаврилов-Ям
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Носовой О.Г.
при секретаре Малыгиной Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дьяченко Татьяны Александровны к Департаменту образования Ярославской области, Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, Управлению образования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Дьяченко Т. А. обратилась в суд с иском к Департаменту образования Ярославской области, Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, Управлению образования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Требования мотивированы тем, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. По достижении возраста 18 лет ей не было предоставлено жилое помещение. В настоящее время она и члены ее семьи состоят на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма, так как площадь занимаемого жилое помещение недостаточна, менее учетной нормы на каждого члена семьи.
Истец Дьяченко Т.А. в судебном заседании требования поддержала, по обстоятельства и основаниям, изложенном в иске.
В судебное заседание представители ответчика Департамента образования Ярославской области не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, на исковые требования представили отзыв: Правовые отношения по предоставлению жилых помещений детям из числа сирот и детям, оставшимся без попечения родителей регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно ст. 8 указанного закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения имеют право на однократное получение в пользование специализированного жилого помещения. Право на жилище имеют лица, вставшие на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения и не воспользовавшиеся своими льготами до достижения возраста 23 лет. Дьяченко Т.А. более 23 лет, поэтому не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Ответчик Администрация Гаврилов-Ямского муниципального района, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей и отзыва на иск в суд не представила.
Представитель Управления образования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области Комарова С.Ю. возражала в удовлетворении заявления, так как истец не относится к категории лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третье лицо ФИО11 исковые требования и пояснения истца по иску поддержал.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, не находит оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего:
Статьей 7 Конституции РФ - Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Дьяченко ( до браков ФИО13) Татьяна Александровна родилась ДД.ММ.ГГГГ, родителями которой являлись ФИО4 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении серии № Согласно решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, решения Кимрского городского народного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 лишены родительских прав в отношении Окуньковой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р.. <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Окунькова Т.А. помещена в детский дом из-за отсутствия родителей. Главой ФИО2 Центрального сельского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Окуньковой Т.А. закреплено жилое помещение по адресу д. Папино Центрального сельского округа <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Окунькова (Шишова) Т.А. зарегистрировала брак с Дьяченко О.В. и после регистрации брака ей присвоена фамилия Дьяченко ( свидетельство о регистрации брака серии №). Следовательно, Дьяченко Т А. на период вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей и имела право на льготы, предусмотренные вышеуказанным федеральным законом.
В редакции закона, действовавшего на период времени 1997-2003 годов дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети указанной категории, не имеющие закрепленного жилого помещения, приобретали право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по окончании пребывания в образовательном учреждении.
Как следует из пояснения сторон, материалов дела, за истцом было закреплено жилое помещение по месту жительства бывших родителей по адресу д. <адрес>. Дьяченко Т.А., после лишения родителей родительских прав до сентября ДД.ММ.ГГГГ года воспитывалась в <данные изъяты> и Детском <данные изъяты>. Истец получала профессиональное образование в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ПУ № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ НПО <адрес> ПЛ № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ СПО <адрес> «<данные изъяты>». С октября ДД.ММ.ГГГГ года истец осуществляет трудовую деятельность. На период 2000 года жилой дом, на которое было сохранено право пользования истца, был неблагоустроен. В доме проживали родители истца, брат и сестра. Жилое помещение не было признано непригодным для проживания. Следовательно, на период завершения профессионального образования, у органов местной исполнительной власти не имелось обязанности по предоставлению иного жилого помещения истцу. Изменения в закон № 159-ФЗ, обязывающий государство предоставить жилое помещение детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ввиду невозможности проживания указанной категории лиц с бывшими родителями, не благоустроенности закрепленного жилого помещения, обеспеченности жилой площадью менее установленной нормы, вступили в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Однако, истец Дьяченко Т.А. ДД.ММ.ГГГГ достигла возраста 23 лет. Таким образом, действие настоящего закона в новой редакции на нее не распространяется.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Истец также не имеет права на получение жилого помещения по указанному закону в виду уничтожения закрепленного жилого помещения в ходе пожара в 2002 году, так как на тот период времени уже достигла возраста 25 лет и на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не состояла.
Довод истца, третьего лица, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилого помещения при обращении за постановкой на учет после исполнения им 23-летнего возраста, несостоятелен и противоречит действующему законодательству. Данная позиция нашла свое подтверждение в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которой, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста, истец на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади до достижения 23 лет поставлена не была, обратился в суд только в возрасте 35 лет.
Суд не находит уважительных причин пропуска истцом срока для обращения в компетентные органы до исполнения ей 23 лет, для реализации своего права на внеочередное предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Истец обратилась в суд только в 2015 году по истечении всех разумных сроков для защиты нарушенного права, т.е. по истечении фактически 18 лет
Кроме того, как видно из материалов дела, истец в октябре ДД.ММ.ГГГГ года поступила на работу в санаторой-профилакторий «<данные изъяты>» и ей предоставлена в пользование по договору социального найма комната в коммунальной квартире. В настоящее время истец состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на общих условиях, из-за обеспеченности жилой площадью менее учетной нормы.
В соответствии со ст. ст. 6.1, 6.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №85-з «О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>» жилые помещения детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются Департаментом имущественных и земельных отношений <адрес>, а Департамент образования <адрес> лишь составляет списки лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда области. Следовательно, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Дьяченко Татьяне Александровне в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области.
Судья О.Г.Носова