№ 12-997/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск 20 ноября 2018 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Вастьянова В.М., рассмотрев в судебном заседании жалобе главного врача Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Краевая клиническая больница» К.Е.Е. на постановление мирового судьи судебного участка № 79 в Советском районе г.Красноярска от 27 июля 2018 года, которым Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая клиническая больница» привлечено к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 79 в Советском районе г.Красноярска от 27 июля 2018 года Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая клиническая больница» (далее по тексту КГБУЗ ККБ) привлечено к административной ответственности по ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, главный врач КГБУЗ ККБ К.Е.Е. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от 26.04.2018 года отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что здание по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении КГБУЗ «ККБ», учредителем и собственником недвижимого имущества является Министерство здравоохранения Красноярского края и Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. КГБУЗ ККБ является бюджетным учреждением, может отвечать по обязательствам только собственными средствами, поступающие средства по действующему в настоящее время законодательству могут использоваться только по целевому назначению. Администрацией КГБУЗ ККБ устранены нарушения по 62 пунктам предписания из 67, для выполнения и устранения оставшихся 4 пунктов, не было денежных средств. Использование на эти цели имеющихся средств было недопустимо в силу их целевого назначения. В настоящее время проведена реконструкция системы водоснабжения в этом здании КГБУЗ «ККБ» (поликлиника) и нарушения устранены.
Как указывает в своей жалобе заявитель, администрацией КГБУЗ ККБ не выполнены указанные в протоколе № требования по предписанию только с учётом отсутствия такой возможности, при этом право самостоятельно приостановить деятельность больницы, в связи с невыполнением требований по предписанию, у администрации КГБУЗ ККБ также отсутствовало и отсутствует в настоящее время.
Заявитель полагает, что вывод мирового судьи о том, что недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения законного предписания уполномоченного органа является ошибочным по отношению к КГБУЗ ККБ, не соответствует нормам материального права, поскольку установлено, что администрацией КГБУЗ ККБ предпринимались меры к устранению нарушений, указанных в предписании, что подтверждается заявками, поданными на финансирование (три письма за период 2016-2018 годы приобщены к материалам дела), однако средства на устранение нарушений, указанных в предписании, выделены не были, соответственно, нарушения не устранены именно по этой, объективной причине. Выполнение работ осуществлялось в рамках экономии по текущим расходам своими силами, без привлечения подрядных организации.
В судебном заседании защитник КГБУЗ ККБ С.М.Н., действующая на основании доверенности от 09.01.2018 года, жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней доводам, просила ее удовлетворить, постановление от 27.07.2018 года отменить, производство по делу прекратить, ходатайствовала о приобщении к материалам дела дополнительных документов в виде копий материалов по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении КГБУЗ ККБ, а именно: актов проверок, согласно которым, проверка осуществлена одномоментно во всех зданиях КГБУЗ ККБ 28 апреля 2018 года в 12-00 часов, и по каждому из зданий выявлены однотипные нарушения требований противопожарной безопасности; 6 протоколов о привлечении юридического лица КГБУЗ ККБ по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ; определения об объединении дел в одно производство; копии постановления о прекращении производства в отношении юридического лица КГБУЗ ККБ за отсутствием состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ от 31.05.2018 года, со ссылкой на то, что они имеют правовое значение при рассмотрении дела.
В судебном заседании инспектор отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Советскому району Отдела надзорной деятельности и профилактической работы М.А.Р., действующая на основании доверенности № от 26.12.2017 года, обстоятельства, изложенные в жалобе, подтвердила, против отмены постановления от 27.07.2018 года и прекращения производства по делу не возражала.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая клиническая больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 90 000 рублей
Мировым судьей дело рассмотрено с участием представителя КГБУЗ ККБ П.Ю.И., которая не согласились с вмененным КГБУЗ ККБ правонарушением, пояснила о том, что КГБУЗ ККБ принимаются меры к устранению указанных в предписании нарушений, мероприятия требуют финансовых затрат, при этом собственных средств у КГБУЗ ККБ не хватает.
Как следует из материалов дела и установлено в постановлении мирового судьи судебного участка № 79 в Советском районе г.Красноярска от 27.07.2018 года, КГБУЗ ККБ 28.10.2016 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.Красноярску Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в адрес юридического лицаКГБУЗ ККБ было выдано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком исполнения до 02.04.года, предписание получено главным врачом Учреждения К.Е.Е. 28.10.2016 года.
В ходе внеплановой проверки, проведенной с 23.04.2018 года по 28.04.2018 года на основании распоряжения от 27.03.2018 года №, установлено, что указанное предписание КГБУЗ ККБ в установленный срок не исполнило в части пунктов №, а именно:
№ 17 - в шкафу пожарного крана № 25, расположенного на третьем этаже здания, снята поворотная кассета, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 5.8 ГОСТ Р 51844-2001;
№ 21 - в шкафу пожарного крана № 7, расположенного на третьем этаже здания, снята поворотная кассета, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 5.8 ГОСТ Р 51844-2001;
№ 22 - в шкафу пожарного крана № 15, расположенного на втором этаже здания, снята поворотная кассета, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ, п. 5.8 ГОСТ Р 51844-2001;
№ 47 - в шкафу пожарного крана № 18, расположенного на первом этаже здания, снята поворотная кассета, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 5.8 ГОСТ Р 51844-2001, - о чем в присутствии законного представителя юридического лица составлен протокол от 17.05.2018 г. № 639 об административном правонарушении, предусмотренном 4.13 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Частью 13 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно ст. 37 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Часть 4 статьи 24.5 КоАП РФ предусматривает освобождение от административной ответственности, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись. В этом случае производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно Уставу КГБУЗ ККБ, собственником имущества, закрепленного за КГБУЗ ККБ на праве оперативного управления, является Красноярский край.
При этом учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, доходы Бюджетного учреждения поступают в самостоятельное распоряжение КГБУЗ ККБ.
Вместе с тем, КГБУЗ ККБ является унитарной некоммерческой организацией, не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками; имущество КГБУЗ ККБ находится в государственной собственности Красноярского края, основными источниками формирования имущества и финансовых ресурсов КГБУЗ ККБ являются движимое имущество, субсидии из краевого бюджета.
Из представленных суду материалов следует, что до и после выявления нарушений требований противопожарной безопасности и выдачи предписания от 28.10.2016 года № главный врач КГБУЗ ККБ К.Е.Е. неоднократно (29.08.2016 года, 07.12.2016 года, 26.03.2018 года) обращался в Министерство здравоохранения Красноярского края с письмами-заявками о выделении финансовых средств на обеспечение пожарной безопасности и предотвращение угрозы возникновения пожара, а также для выполнения предписания, срок выполнения которого до 02.04.2018 года, принимал иные зависящие от него меры к выполнению предписания.
Предписание от 28.10.2016 года № содержит 67 пунктов нарушений требований пожарной безопасности со сроком устранения нарушений до 02.04.2018 года.
На момент проведения проверки по устранению нарушений требований пожарной безопасности 28.04.2018 года, органом государственного пожарного надзора, согласно протоколу об административном правонарушении, выявлено 4 из ранее 67 выявленных нарушений пожарного законодательства – помещения здания КГБУЗ ККБ, расположенного по адресу: <адрес> в шкафу пожарного крана № 25, расположенного на третьем этаже здания, снята поворотная кассета; в шкафу пожарного крана № 7, расположенного на третьем этаже здания, снята поворотная кассета; в шкафу пожарного крана № 15, расположенного на втором этаже здания, снята поворотная кассета; в шкафу пожарного крана № 18, расположенного на первом этаже здания, снята поворотная кассета; руководителем организации не обеспечивается проверка автоматического устройства отключения вентиляции при пожаре.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу ч.1 ст.158 БК РФ, главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
Главный врач КГБУЗ «ККБ» К.Е.Е. неоднократно в 2016-2018 годах обращался в Министерство здравоохранения Красноярского края с просьбой о выделении средств на усиление противопожарной защищенности больницы, денежные средства в необходимом количестве выделены не были, при этом главный врач КГБУЗ ККБ не обладает необходимыми финансовыми ресурсами и не имеет полномочий самостоятельно без согласования с главным распорядителем бюджетных средств в лице Министерства здравоохранения Красноярского края проводить действия, связанные с капитальным ремонтом здания или его реконструкций.
Проверка была осуществлена одномоментно во всех зданиях КГБУЗ ККБ 28.04.2018 года в 12-00 часов и по каждому из зданий выявлены однотипные нарушения требований противопожарной безопасности; суду представлены 6 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении КГБУЗ ККБ, как юридического лица; определение об объединении дел в одно производство; постановления № о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 31.05.2018 года в отношении КГБУЗ ККБ, за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что КГБУЗ ККБ принимались необходимые меры к исполнению требований предписания, но по объективным причинам юридическое лицо было лишено реальной возможности соблюдения требований предписания к установленному должностным лицом сроку, что свидетельствует об отсутствии вины КГБУЗ ККБ в неисполнении требований предписания и исключает наличие состава административного правонарушения.
В соответствии п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 79 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.13 ░░.19.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 90 000 ░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░.░░. 30.1-30.10 ░░░░ ░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.12-30.14 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░