Дело № 2-1665/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2013г. г.Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Оленина Д.С.,
при секретаре Тиверикиной Н.В.,
с участием:
истца Калмыковой С.В.,
представителя ответчика Белининой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Калмыковой Светланы Владимировны к ГУ-УПФ РФ по Борисоглебскому району Воронежской области о признании решения незаконным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском, указав, что решением ГУ-УПФ РФ по <адрес> от 18.10.2013г. № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии – 25 лет. По мнению истца, ответчик необоснованно исключил из специального стажа период ее работы с 04.10.1988г. по 06.09.1990г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ с правами райкома Сельхозтехникума Борисоглебского горкома ВЛКСМ. Просит признать решение незаконным, включить указанный период в специальный трудовой стаж, возложить на ответчика обязанность назначить и выплатить трудовую пенсию с 10.10.2013г.
В судебном заседании истец ФИО3 настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда по <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, заявила возражения против удовлетворения иска, подтвердив доводы к отказу, изложенные в оспариваемом решении комиссии по назначению пенсий ГУ УПФ РФ по <адрес>.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Государственные пенсии, как важнейший элемент социального обеспечения, в соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
В силу ст.7 ФЗ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. (с последующими изменениями и дополнениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, а также Правила исчисления периодов работы в соответствии со ст.27 приведенного Закона утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Данным Списком предусмотрены должности учителей, осуществляющих педагогическую деятельность и учреждения – школы всех наименований.
В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002г. № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГг. № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные приравненные к ним периоды по действующему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, а после принятия нового закона гражданин продолжает работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж, ранее приобретенные им пенсионные права сохраняются. Иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ч.2 ст.19 Конституции РФ. При этом вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Как усматривается из материалов дела, ФИО3, имеет высшее педагогическое образование, с 1990 года по настоящее время работает в должности учителя русского языка и литературы, что подтверждается копией трудовой книжки.
Основанием обращения истца с вышеуказанными требованиями явился отказ ответчика засчитать период работы с 04.10.1988г. по 06.09.1990г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ с правами райкома Сельхозтехникума Борисоглебского горкома ВЛКСМ, поскольку данная должность не предусмотрена Списком.
В спорный период работы истца порядок исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения устанавливался Положением, утвержденным Постановлением ФИО2 от 17.12.1959г. № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Согласно пункту 1 названного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. На основании приведенного Положения учителя и другие работники просвещения, осуществлявшие выборную и другую ответственную работу в комсомольских органах и уходившие на пенсию в указанный период времени, пользовались правом на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п.1 Приложения 6 «Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах ФИО4, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных приказом Госкомитета ФИО4 по народному образованию от ДД.ММ.ГГГГг. № «учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности, в том числе: секретаря, заведующего отделом, инструктора райкома ВЛКСМ».
В силу п. 4 Положения, утвержденного Постановлением ФИО2 от 17.12.1959г. № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из материалов дела следует и не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании, что после работы в комсомольских организациях и по сегодняшний день истец осуществляет педагогическую деятельность в учебных заведениях, в которых проработала более 23 лет, что составляет не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
Действовавшее в спорный период пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного законодательства.
Принимая во внимание положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, в соответствии с которыми предполагается правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а также то обстоятельство, что спорный период работы истца относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГг., то есть до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий педагогическим работникам, вышеназванный период работы ФИО3 подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права.
Поэтому исковые требования в части признания решения ГУ-УПФ РФ по <адрес> от 18.10.2013г. № незаконным, подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Аналогичные разъяснения содержатся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 11.12.2012г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
В соответствии с Протоколом заседания Комиссии ГУ УПФ РФ по <адрес>, заявление ФИО3 о назначении пенсии подано ДД.ММ.ГГГГ года. Данное обстоятельство в судебном заседании признал представитель ответчика и не оспаривал его.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18.10.2013г. № в части отказа ФИО3 в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
Включить в специальный трудовой стаж работы ФИО3, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с 04.10.1988г. по 06.09.1990г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ с правами райкома Сельхозтехникума Борисоглебского горкома ВЛКСМ.
Обязать ГУ УПФ РФ по <адрес> назначить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.
Председательствующий:
Дело № 2-1665/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2013г. г.Борисоглебск
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Оленина Д.С.,
при секретаре Тиверикиной Н.В.,
с участием:
истца Калмыковой С.В.,
представителя ответчика Белининой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Калмыковой Светланы Владимировны к ГУ-УПФ РФ по Борисоглебскому району Воронежской области о признании решения незаконным, включении в специальный трудовой стаж периодов работы,
установил:
ФИО3 обратилась в суд с иском, указав, что решением ГУ-УПФ РФ по <адрес> от 18.10.2013г. № ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии – 25 лет. По мнению истца, ответчик необоснованно исключил из специального стажа период ее работы с 04.10.1988г. по 06.09.1990г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ с правами райкома Сельхозтехникума Борисоглебского горкома ВЛКСМ. Просит признать решение незаконным, включить указанный период в специальный трудовой стаж, возложить на ответчика обязанность назначить и выплатить трудовую пенсию с 10.10.2013г.
В судебном заседании истец ФИО3 настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда по <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности, заявила возражения против удовлетворения иска, подтвердив доводы к отказу, изложенные в оспариваемом решении комиссии по назначению пенсий ГУ УПФ РФ по <адрес>.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Государственные пенсии, как важнейший элемент социального обеспечения, в соответствии с ч.2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.
В силу ст.7 ФЗ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «О трудовых пенсиях в РФ», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001г. (с последующими изменениями и дополнениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, а также Правила исчисления периодов работы в соответствии со ст.27 приведенного Закона утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ г.
Данным Списком предусмотрены должности учителей, осуществляющих педагогическую деятельность и учреждения – школы всех наименований.
В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002г. № 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГг. № 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные приравненные к ним периоды по действующему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, а после принятия нового закона гражданин продолжает работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж, ранее приобретенные им пенсионные права сохраняются. Иначе нарушается равенство прав граждан, предусмотренное ч.2 ст.19 Конституции РФ. При этом вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Как усматривается из материалов дела, ФИО3, имеет высшее педагогическое образование, с 1990 года по настоящее время работает в должности учителя русского языка и литературы, что подтверждается копией трудовой книжки.
Основанием обращения истца с вышеуказанными требованиями явился отказ ответчика засчитать период работы с 04.10.1988г. по 06.09.1990г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ с правами райкома Сельхозтехникума Борисоглебского горкома ВЛКСМ, поскольку данная должность не предусмотрена Списком.
В спорный период работы истца порядок исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения устанавливался Положением, утвержденным Постановлением ФИО2 от 17.12.1959г. № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Согласно пункту 1 названного Положения учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. На основании приведенного Положения учителя и другие работники просвещения, осуществлявшие выборную и другую ответственную работу в комсомольских органах и уходившие на пенсию в указанный период времени, пользовались правом на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно п.1 Приложения 6 «Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных силах ФИО4, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных приказом Госкомитета ФИО4 по народному образованию от ДД.ММ.ГГГГг. № «учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без каких-либо условий и ограничений время освобожденной партийной и комсомольской работы в партийных и комсомольских органах на ответственной должности, в том числе: секретаря, заведующего отделом, инструктора райкома ВЛКСМ».
В силу п. 4 Положения, утвержденного Постановлением ФИО2 от 17.12.1959г. № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из материалов дела следует и не оспаривалось стороной ответчика в судебном заседании, что после работы в комсомольских организациях и по сегодняшний день истец осуществляет педагогическую деятельность в учебных заведениях, в которых проработала более 23 лет, что составляет не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
Действовавшее в спорный период пенсионное законодательство предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, как трудовой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного законодательства.
Принимая во внимание положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, в соответствии с которыми предполагается правовая определенность и связанная с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а также то обстоятельство, что спорный период работы истца относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГг., то есть до установления нового правового регулирования назначения трудовых пенсий педагогическим работникам, вышеназванный период работы ФИО3 подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права.
Поэтому исковые требования в части признания решения ГУ-УПФ РФ по <адрес> от 18.10.2013г. № незаконным, подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Аналогичные разъяснения содержатся в п.32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 11.12.2012г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
В соответствии с Протоколом заседания Комиссии ГУ УПФ РФ по <адрес>, заявление ФИО3 о назначении пенсии подано ДД.ММ.ГГГГ года. Данное обстоятельство в судебном заседании признал представитель ответчика и не оспаривал его.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18.10.2013г. № в части отказа ФИО3 в назначении досрочной пенсии по старости по причине отсутствия специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
Включить в специальный трудовой стаж работы ФИО3, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с 04.10.1988г. по 06.09.1990г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ с правами райкома Сельхозтехникума Борисоглебского горкома ВЛКСМ.
Обязать ГУ УПФ РФ по <адрес> назначить ФИО3 досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.
Председательствующий: