Решение
Именем Российской Федерации
дата Никулинский районный суд адрес в составе судьи Казаковой О.А., при секретаре Скорина Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-186/2020 по иску ... Андрея Николаевича к ... Александру Николаевичу, ... Марине Алексеевне, ... Ларисе Петровне, ... Игорю Львовичу, фио Назиповне, при участии третьего лица ТСЖ «Никулинская, 27» об оспаривании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
Установил:
Истец, с учетом уточненного иска, обратился в суд с иском об оспаривании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, просил признать решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: адрес, проведенного в период с дата по дата, недействительными, мотивируя свои требования тем, что указанное собрание проведено в отсутствие необходимого кворума, на собрании приняты решения, не отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме установленной ЖК РФ, а так же имеются нарушения в процедуре подведения итогов указанного собрания и в составлении протокола.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Ответчики в суд не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица ТСЖ «Никулинская, 27» в суд явился, исковые требования просил оставить без удовлетворения.
Суд, с учетом мнения сторон, пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствии ответчиков по основаниям ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы по делу, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела в многоквартирном доме по адресу: адрес период с дата по дата было проведено общее собрание собственников помещений в форме заочного голосования. Итоги голосования по вопросам повестки дня были оформленные протоколом № 22 от дата, подписанным всеми ответчиками.
Истец считает, что ответчики внесли в протокол неверные данные о наличии кворума в размере 52,86% участия собственников в собрании и тем самым указали в протоколе, что все решения повестки дня за исключением решений по вопросам 4 и 9 приняты, при этом фактически кворум участия в собрании составлял 47,499 % и собрание не имело необходимого в соответствии с п. 3 ст. 45 ЖК РФ кворума.
При этом истец представил в суд расчеты кворума, которые проверены судом.
Кроме того, в материалах дела имеется выписка из единого государственного реестра недвижимости в отношении многоквартирного дома по адресу: адрес, реестр собственников помещений представленный третьим лицом, а также сведения, поступившие из департамента городского имущества адрес о праве собственности на жилые помещения отдельных собственников, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН.
С учетом указанных доказательств суд установил, что в представленных расчетах истца верно указана площадь жилых и нежилых помещений, принадлежащих индивидуализированным собственникам в спорном многоквартирном доме в размере 20 264,8 кв. адрес обстоятельства ответчиками и третьим лицом не опровергались, контррасчеты не представлялись.
Так же судом установлено, что в поступивших из Жилищной инспекции адрес бланках решений собственников помещений, голосовавших на оспариваемом собрании отсутствуют оригиналы бланков решений собственника кв. 15 фио, собственника кв. 20 фио, собственника кв. 29 фио
Кроме того, отсутствуют доверенности на голосование от фио (кв. 72), фио (кв. 141), фио (кв. 145).
Более того, голосовавшие фио (кв. 92/96), фио (кв. 115), фио (кв. 122), фио (кв. 133), фио (кв. 152) на момент проведения собрания собственниками помещений не являлись.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что из расчетов необходимо исключить бланк решений фио, поскольку она является собственником квартиры № 16 и голосовала самостоятельно. Подтверждение иного в материалы дела не представлено.
Учитывая данные обстоятельства, подтвержденные материалами дела суд приходит к выводу, что в собрании собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: адрес, проведенного в период с дата по дата участвовали собственники обладающие 9 747,43 кв.м площадей жилых и нежилых помещений в спорном многоквартирном доме.
В соответствии с п. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Таким образом, кворум участия составляет 48,1% (9 747,43 кв.м * 100 / 20 264,8 кв. м.), что соответственно меньше минимального кворума, установленного п. 3 ст. 45 ЖК РФ.
Кроме того, судом установлено, что в повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: адрес, проведенного в период с дата по дата были включены следующие вопросы:
«№ 5 Увеличить сумму договора ТСЖ «Никулинская, 27» с наименование организации по организации контрольно-пропускного режима на территорию на сумма, что составляет сумма с кв. м. общей площади, с момента начала работы нового КПП.»
«№ 7: В случае взыскания ТСЖ «Никулинская, 27» задолженности с собственников помещений в МКД, а также собственников помещений подземного гаража в судебном порядке, затраты на судебные расходы начислять в общую квитанцию.»
«№ 9: Отказаться от услуг подрядных организаций по техническому и санитарному содержанию домохозяйств, услуг вахтеров и консьержей (наименование организации, наименование организации, наименование организации) и перевести весь персонал в штат ТСЖ. В связи с этим повысить ставку ТО с сумма до сумма с кв.м. общей площади.»
«Вопрос № 10: Провести независимый аудит финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ за счет средств инициативной группы: фио, фио, фио Дашковой С.В., фио, фио, ...фио, фио»
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ
2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;
1.1-1) принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации;
1.2) принятие решений о получении товариществом собственников жилья либо жилищно-строительным кооперативом, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управляющей организацией и при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме лицом, уполномоченным решением общего собрания таких собственников, кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом или займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме;
2.1) принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке;
3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме;
3.1) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций), на заключение соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, и о лицах, уполномоченных на подписание указанных соглашений, а также о порядке получения денежных средств, предусмотренных указанными соглашениями на условиях, определенных решением общего собрания;
3.2) принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;
3.3) принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания);
3.4) принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
3.5) принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
4.1) принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
4.2) принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
4.3) принятие решения о наделении председателя совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений по вопросам, не указанным в части 5 статьи 161.1 настоящего Кодекса, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;
4.4) принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового марка автомобиля в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, вопрос № 5 не входим в компетенцию общего собрания собственников, поскольку касается договорных отношений между самостоятельными хозяйствующими субъектами и общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не обладает полномочиями давать указание какому-либо юридическому лицу на изменение договорных отношений.
Как усматривается из текста протокола № 22 от дата вопрос № 7 повестки дня фактически направлен на изменение порядка взыскание судебных расходов установленного главой 7 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами, порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи - также Федеральным законом "О мировых судьях в Российской Федерации".
К тому же, в соответствии со п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата № 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с:
пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета;
уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и настоящими Правилами;
иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Как видно из текста нормативного акта включение каких-либо иных сведений и начислений в платежный документ не предусмотрено. Указанные правила установлены Правительством РФ в рамках полномочий, представленных ему п. 4 ст. 5 ЖК РФ и не могут изменяться произвольно.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу, что вопрос № 7 повестки дня спорно общего собрания собственников так же не относится к компетенции общего собрания собственников, установленной ЖК РФ.
Так же не суд приходит к выводу, что решение пол вопросу № 10 повестки дня выходит за рамки компетенции общего собрания собственников, поскольку решением по данному вопросу на фио, фио, фио Дашкову С.В., фио, фио, ...фио, фио возлагается обязанность по проведению аудита финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, при этом финансирование должно осуществляться за счет указанных лиц.
В соответствии со ст. 14 федерального закона №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторские проверки проводятся на основании заключенного договора.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В материалах дела отсутствуют сведения о согласии указанных лиц на заключение договора о проведении аудита и несение финансовых расходов, связанных с проведением аудиторской проверки. Истец ...фио отрицал наличие своего согласия на указанные действия.
Следовательно, решение по вопросу повестки дня № 10 выходит за рамки компетенции общего собрания и противоречит действующему законодательству.
В соответствии с п. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В соответствии со ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что перечисленные выше нарушения, а именно отсутствие необходимого кворума, принятие решений не относящемуся к компетенции собрания и нарушающих действующее законодательство РФ является основанием для признания решений Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: адрес, проведенного в период с дата по дата, недействительными.
Иные доводы искового заявления суд оценивает критически и полагает, что они не влекут признания решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительными.
Так довод о том, что вопрос № 9 повестки дня так же выходит за рамки полномочий общего собрания суд считает не состоятельным, поскольку как видно из протокола решение по данному вопросу не принято и, следовательно, оно не может нарушать права истца.
Так же не являются основаниями для отмены решения общего собрания процедурные нарушения, на которые ссылается истец, поскольку они, хоть и имеют место, но носят не существенный характер и не нарушают права истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░