Дело № 2-254/2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2020 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Романовой Ю.С.,
с участием прокурора Рогаткина А.П.,
представителя третьего лица Главного управления МЧС России по Республике Карелия Матросова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Беломорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» Беломорского района Республики Карелия о понуждении к совершению определенных действий,
установил:
Прокурор Беломорского района обратился в суд с названным выше иском по следующим основаниям. Прокуратурой района в ходе осуществления надзорной деятельности выявлены нарушения администрацией муниципального образования « Сосновецкое сельское поселение» Беломорского района Республики Карелия (далее – администрация, АМО «Сосновецкое сельское поселение») требований природоохранного законодательства и законодательства о пожарной безопасности. Участки жилой застройки в рай оне ул.Молодежная в п.Новое Машезеро, ул.Железнодорожная, ул.Лоцмейстерство. ул.Антикайнена в п.Сосновец, ул. Новая, ул.Лесная п. Пушной, с.Лехта, с.Шуерецкое, д.Тунгуда, д.Шуезеро, д.Машезеро не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с установленными требованиями. В границах населенных пунктов п.Новое Машезеро, п.Сосновец, п. Пушной, с.Лехта, с.Шуерецкое, д.Тунгуда, д.Шуезеро, д.Машезеро не созданы защитные противопожарные минерализованные полосы, не предусмотрены удаление (сбор) сухой растительности, а также мероприятия, предупреждающие распространения огня при природных пожарах. На территории с.Лехта не созданы условия для забора воды от источников водоснабжения в любое время года пожарной техникой (отсутствуют подъезды). Расстояние от крайних деревьев хвойного (смешанного) лесного участка до объектов жилой застройки в д.Тунгуда, п.Новое Машезеро составляет менее 30 и 50 метров. Акт проверки не содержит замечаний главы администрации по выявленным нарушениям. По состоянию на 17.07.2020 требования многочисленных предписаний об устранении нарушений не исполнены. Выявленные нарушения длительное время ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, проживающих на территории данных населенных пунктов. Просит обязать ответчика: устранить нарушения требований ст.19 ФЗ №69 и обеспечить участки жилой застройки в районе ул.Молодежная в п.Новое Машезеро, ул.Железнодорожная, ул.Лоцмейстерство. ул.Антикайнена в п.Сосновец, ул. Новая, ул.Лесная п. Пушной, с.Лехта, с.Шуерецкое, д.Тунгуда, д.Шуезеро, д.Машезеро источниками наружного противопожарного водоснабжения; устранить нарушения требований п. 78 Правил ППР РФ путем создания на территории населенных пунктов п.Новое Машезеро, п.Сосновец, п. Пушной, с.Лехта, с.Шуерецкое, д.Тунгуда, д.Шуезеро, д.Машезеро защитной противопожарной минерализованной полосы, осуществить мероприятия по сбору сухой растительности, а также мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах; устранить нарушение требований п.80 Правил ППР РФ путем создания на территории с.Лехта условий для забора воды от источников наружного водоснабжения в любое время года пожарной техникой; устранить нарушения требований п.489 (б) Правил ППР РФ путем создания нормативного расстояния от крайних деревьев хвойного (смешанного) лесного участка до объектов жилой застройки в населенных пунктах д.Тунгуда, п.Новое Машезеро.
В судебном заседании прокурор Рогаткин А.П. поддержал заявленные требования по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика АМО «Сосновецкое сельское поселение» в судебном заседании не участвовал, извещены о рассмотрении дела должным образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, представили пояснения, согласно которым с иском согласны, указывая при этом, что проведение всех работ требует больших финансовых затрат, в связи с чем просили продлить срок для устранения нарушений до сентября 2022 года.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Республике Карелия Матросов А.С. в судебном заседании с иском согласился, указав, что ответчику неоднократно выдавались предписания по устранению указанных прокурором в иске нарушений требований пожарной безопасности, до настоящего времени нарушения не устранены.
Суд, заслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, что следует из преамбулы к ФЗ «О пожарной безопасности в РФ».
В соответствии с п. 9 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, отнесено к вопросам местного значения поселений.
В соответствии с п. 9 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, отнесено к вопросам местного значения поселений.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Согласно ст. 62 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В силу ч.1 ст. 68 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
В соответствии с ч.2 ст. 68 указанного ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
Как следует из материалов дела, заместителем главного государственного инспектора Беломорского и Сегежского районов по пожарному надзору, заместителем начальника ОНД и ПР по Беломорскому и Сегежскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Карелия Тарановым С.К. в адрес АМО «Сосновецкое сельское поселение» выданы предписания об устранении нарушений противопожарной безопасности: №1-ОВ/1/1 от 09.01.2017, №1-ОВ/1/1 от 07.05.2018, №1-ОВ/1/1 от 25.03.2019, №1-ОВ/1/1 от 01.04.2020, №4-ОВ/1/1 от 01.06.2020 со сроками устранения 15.04.2017, 01.09.2018, 01.04.2020, 01.04.2021, 01.10.2020 соответственно.
03.06.2020 составлен акт проверки №4-ОВ, согласно которому выявленные нарушения противопожарной безопасности не устранены. Представитель администрации Голикова М.В. участвовала при составлении акта, с актом ознакомлена, копию получила.
На основании ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» нормативные документы по пожарной безопасности, к которым отнесены стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, являются обязательными для исполнения.
Судом установлено, что проверка соблюдения требований пожарной безопасности, проведенная в отношении администрации, выявила нарушения противопожарной безопасности в п.Новое Машезеро, п.Сосновец, п. Пушной, с.Лехта, с.Шуерецкое, д.Тунгуда, д.Шуезеро, д.Машезеро Сосновецкого сельского поселения, которые выразились в нарушении ст.19 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ, п.п. 78, 489 (б), 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"
Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются, как и не оспаривается то обстоятельство, что выявленные пожарным надзором и прокурором нарушения не устранены до настоящего времени, чем нарушены права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, а потому исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Бездействие администрации может повлечь за собой последствия в результате возникновения пожаров в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан, материального ущерба муниципальному имуществу.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает, что заявленное прокурором требование основано на законе и подлежит удовлетворению, при этом, принимая во внимание то, что на проведение противопожарных мероприятий необходимо определенное время, считает возможным определить разумный срок на устранение вышеуказанных нарушений до 01.07.2021.
На основании п.п. 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» в срок до 01 июля 2021 года совершить следующие действия:
- устранить нарушения требований ст.19 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ и обеспечить участки жилой застройки в районе ул.Молодежная в п.Новое Машезеро, ул.Железнодорожная, ул.Лоцмейстерство. ул.Антикайнена в п.Сосновец, ул. Новая, ул.Лесная п. Пушной, с.Лехта, с.Шуерецкое, д.Тунгуда, д.Шуезеро, д.Машезеро источниками наружного противопожарного водоснабжения;
- устранить нарушения требований п. 78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" путем создания на территории населенных пунктов п.Новое Машезеро, п.Сосновец, п. Пушной, с.Лехта, с.Шуерецкое, д.Тунгуда, д.Шуезеро, д.Машезеро защитной противопожарной минерализованной полосы, осуществить мероприятия по сбору сухой растительности, а также мероприятия, предупреждающие распространения огня при природных пожарах;
- устранить нарушение требований п.80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" путем создания на территории с.Лехта условий для забора воды от источников наружного водоснабжения в любое время года пожарной техникой;
- устранить нарушения требований п.489 (б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" путем создания нормативного расстояния от крайних деревьев хвойного (смешанного) лесного участка до объектов жилой застройки в населенных пунктах д.Тунгуда, п.Новое Машезеро.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Решение в окончательной форме изготовлено 17 августа 2020 года.