Решение по делу № 2-353/2012 ~ М-438/2012 от 06.11.2012

Дело № 2-353/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                   27 декабря 2012 года                         с.Частые

Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Аликиной И.А., с участием заместителя прокурора Частинского района Макаренкова А.Н., представителя ответчика Старициной Н.В., при секретаре Тихомировой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Частинского района к администрации Шабуровского сельского поселения Частинского муниципального района Пермского края о признании незаконным бездействия, выражающееся в непринятии мер по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Частинского сельского поселения Частинского муниципального района. Обязании ответчика в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, путем выполнения разработки проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки экспертизы проектов; паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Установил:

Прокурор обратился с указанными требованиями на том основании, что Прокуратурой Частинского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что в Шабуровском сельском поселении Частинского муниципального района находятся автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения. Однако в администрации поселения паспорта на автомобильные дороги местного значения поселения отсутствуют; не разработаны проекты содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление     муниципального     контроля     за     сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отсутствие паспортов на автомобильные дороги, проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, не позволяет контролирующим (надзорным) органам в полной мере осуществлять надзорную функцию и привлекать к ответственности должностных лиц за невыполнение законных требований надзорных органов по содержанию улично-дорожной сети. Администрацией Шабуровского сельского поселения не надлежащим образом соблюдаются требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов.

Ненадлежащее содержание автомобильных дорог ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - водителей, пассажиров, пешеходов и других лиц, которые передвигаются по автомобильным дорогам в границах населенных пунктов поселения, что обуславливает возможность прокурора в порядке ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обратиться в суд с требованием о защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор уточнил свои требования, просил признать незаконным бездействие, выражающееся в непринятии мер по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Шабуровского сельского поселения в части разработки проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизы проектов; паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений, и обязать ответчика в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, путем разработки проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки экспертизы проектов; паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений (л.д. 81-88).

Представитель прокуратуры заместитель прокурора Частинского района Макаренков А.Н. на уточненных требованиях настаивал.

Представитель ответчика Старицина Н.А. в судебном заседании уточненные требования не признала, поддержала представленные в суд возражения. В возражениях представитель ответчика указал, что Администрация поселения при проведении работ по капитальному ремонту (строительству) осуществляет разработку проектов, при проведении работ по текущему ремонту используется сметный расчет. В 2012г. на исполнение полномочий в области дорожной деятельности расходная часть бюджета поселения составила по плану 3013,4тыс.руб., в т.ч. на содержание 471,9тыс.руб., на текущий ремонт 2541,5тыс.руб., по факту 1912,11тыс.руб., в т.ч. на содержание 421,21тыс.руб., текущий ремонт 1480,9тыс.руб.(л.д. 42-44). Старицина Н.А. пояснила суду, что работа по паспортизации автомобильных дорог ведется, к марту 2013г. необходимый проект будет готов. Законом Пермского края эти дороги переданы в поселение без документов. Денежных средств на изготовление проектов в бюджете поселения не имеется, они будут запланированы на следующий год. Для изготовления необходимых проектов нужно около миллиона рублей. На 2012г. в бюджете было заложено 764000руб. на зимнее и летнее содержание дорог, эти деньги уже израсходованы. За два года выполнить все работы, требуемые прокурором, невозможно. Дорожно-транспортных происшествий на внутрипоселковых дорогах не было. Опасность для граждан будет представлять отсутствие ремонта дорожного полотна. Если все деньги будут потрачены на изготовление проекта, население в этом случае пострадает, т.к. не будет производиться ремонт дорог.

Свидетель Лузин Е.В., государственный инспектор ГИБДД, сообщил суду, что в Шабуровском сельском поселении нет проекта организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков.

Выслушав стороны, свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что безопасность дорожного движения - состояние процесса защищенности (степени защищенности) его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

В статье 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены общие критерии (принципы) классификации автомобильных дорог в зависимости от их значения, вида разрешенного использования, условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств, транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств.

Деление и описание автомобильных дорог в зависимости от формы собственности закреплено ст. 6 данного закона, основным критерием отнесения автомобильной дороги к тому или иному уровню собственности является включение или невключение ее в соответствующий федеральный, региональный (межмуниципальный) и местный перечень. Перечни автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального и местного значения, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, в разделе IV которой указано, что в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов (пп. 1 п. 15).

Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в которые помимо прочего входит деятельность по проектированию и содержанию автомобильных дорог.

В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление     муниципального     контроля     за     сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 8.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Часть 2 статьи 21 Федерального закона 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" устанавливает, что разработка и проведение мероприятий по организации дорожного движения осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом,органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Расходные обязательства муниципального образования (в том числе в области обеспечения безопасности дорожного движения) отражаются в бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год. Порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования определен Бюджетным кодексом РФ и Законом N 131-ФЗ.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно статьям 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на определенных принципах, в том числе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесены формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

На основании статьи 11 Бюджетного кодекса РФ местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Администрация Шабуровсокго сельского поселения, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, в состоянии выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены на эти цели в бюджете поселения. Как муниципальный нормативный акт, бюджет поселения принимается Советом депутатов поселения. Действия (бездействие) Администрация Шабуровсокго сельского поселения по разработке проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизы проектов; паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений можно было бы признать незаконным бездействием, если бы имея выделенные конкретно на эти цели средства, ответчик указанные работы не выполнил.

Из отзыва ответчика на исковое заявление следует, что в бюджете Шабуровского сельского поселения на 2012г. на исполнение полномочий в области дорожной деятельности расходная часть составила по плану 3013,4тыс.руб., в т.ч. на содержание 471,9тыс.руб., на текущий ремонт 2541,5тыс.руб., по факту 1912,11тыс.руб., в т.ч. на содержание 421,21тыс.руб., текущий ремонт 1480,9тыс.руб.(л.д. 42-44).

На 2012г. денежные средства конкретно на разработку проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизы проектов, паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений не выделялись.

Поскольку исполнение ответчиком своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на него указанных прокурором обязанностей приведет к нарушению требований статей 9, 289 Бюджетного кодекса РФ, ч. 3 статьи 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

Положениями ст. 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что проекты организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки экспертизы проектов; паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений на автомобильные дороги в границах Ножовского сельского поселения отсутствуют (л.д. 24,28).

В сфере дорожной деятельности администрацией поселения разработаны нормативные правовые акты: Правила расчета размера ассигнований бюджета поселения на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог местного значения (л.д. 48-49), Программа социально-экономического развития Шабуровского сельского поселения на 2010-2012г.г. (л.д. 45-47), Положение о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Шабуровского сельского поселения (л.д. 50-53), Положение о порядке содержания, ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах поселения (л.д. 57-59), Правила использования автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах поселения (л.д. 60-61). Ответчик производит ремонт дорог, что следует из акта приемки законченных работ по ремронту дорожного полотна от 17.07.2009г. (л.д. 63-64), локальных ресурсных сметных расчетов на ремонты внутрипоселковых дорог (л.д. 65, 66).

14.12.2012 ответчиком заключен договор подряда с ООО «Интехцентр» на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения улиц Шабуровского сельского поселения, срок окончания работ - 30.03.2013 (л.д. 89-93).

На основании статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Предъявляя требования о признании незаконным бездействия Шабуровского сельского поселения, выражающегося в непринятии мер по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Шабуровского сельского поселения в части разработки проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизы проектов; паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений, объективных и бесспорных доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц указанным бездействием прокурор не представил.

Из материалов дела следует, что ответчиком принимались меры по исполнению обязанности обеспечения безопасности дорожного движения, выполнены требования закона в пределах предоставленных полномочий, так, ответчиком 14.12.2012 заключен договор подряда с ООО «Интехцентр» на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения улиц Шабуровского сельского поселения, производится капитальный и текущий ремонт, содержание автомобильных дорог с учетом сезона. Проведение всех мероприятий в области дорожного движения администрация обеспечить не может ввиду отсутствия финансовой возможности, недостаточности собственных бюджетных средств и выделяемых субвенций.

Отсутствие проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизы проектов, паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений не свидетельствует о нарушении администрацией поселения прав участников дорожного движения, предусмотренных ст. ст. 20, 41 Конституции РФ и ст. 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", на безопасность дорожного движения, поскольку безопасность дорожного движения в границах поселения обеспечивается комплексом иных мер, принимаемых ответчиком в пределах своей компетенции с учетом выделенных бюджетных средств на эти цели, ответчиком проводится иная работа по обеспечению гарантированного права граждан на безопасность дорожного движения.

Администрация поселения концентрирует расходование денежных средств на тех направлениях дорожной деятельности, которые в данном поселении в текущем году требуют наибольшего внимания, чтобы наряду с содержанием дорог обеспечить безопасность дорожного движения участников дорожного движения, поскольку полномочна осуществлять расходование денежных средств на содержание дорог и объектов дорожного движения в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год в пределах утвержденного бюджета. Оснований считать, что, не заказав проекты содержания автомобильных дорог, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизы проектов, паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений, администрация поселения нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, не имеется.

Принимаемые ответчиком меры в сфере организации безопасности дорожного движения в поселении являются объективно обусловленными и эффективными, поскольку не имеется фактов дорожно-транспортных происшествий по причине отсутствия проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизы проектов; паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Доводов, с учетом которых суд мог бы сделать вывод о необходимости судебного вмешательства в гарантированную Конституцией Российской Федерацией самостоятельность местного самоуправления с целью защиты прав неопределенного круга лиц путем возложения на ответчика требуемой истцом обязанности, прокурором не приведено. Перераспределение бюджетных средств компетенцией суда не является.

На основании изложенного, требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных прокурором Частинского района требований о признании незаконным бездействия администрации Шабуровского
сельского поселения Частинского муниципального района Пермского края,
выражающееся в непринятии мер по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Частинского сельского поселения в части разработки проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизы проектов, паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений и об обязании администрации Шабуровского сельского поселения Частинского муниципального района Пермского края в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения путем разработки проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертизы проектов, паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд (постоянное судебное присутствие в с.Частые).

Судья подпись     И.А.Аликина

СПРАВКА

Мотивированное решение изготовлено 09 января 2013г. (30.12.2012-08.01.2013 - выходные дни).

Копия верна.

Судья                                    И.А.Аликина

Секретарь суда                    Е.М.Кучерова

2-353/2012 ~ М-438/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор Частинского района в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Шабуровского сельского поселения
Суд
Большесосновский районный суд Пермского края
Судья
Аликина Инна Антоновна
Дело на странице суда
bolshesos--perm.sudrf.ru
06.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2012Передача материалов судье
08.11.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2012Судебное заседание
27.12.2012Судебное заседание
15.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2013Дело оформлено
07.02.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее