Дело № 2-7419/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2017 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе
судьи Стахневой И.М.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчиков ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Комитету по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> на условиях договора социального найма, возложении обязанности на Комитет по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа заключить с ней договор социального найма на указанное жилое помещение. В обоснование исковых требований указала, что с августа 2011 года она проживает в данном жилом помещении, исправно оплачивая коммунальные платежи. Спорное жилое помещение было предоставлено ей в непригодном для проживания состоянии, в связи, с чем она потратила около 200 000 руб. на ремонт данного жилого помещения. Она обращалась в Комитет по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о возможности заключения с ней договора социального найма на указанное жилое помещение, в чем ей было отказано. Полагает, что в настоящее время указанная квартира утратила статус «общежития», следовательно, относится к фонду социального использования и должна предоставляться гражданам по договору социального найма, в связи с чем, отказ ответчика о заключении с ней договора социального найма является незаконным.
Истец ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещена, участия не принимала, письменным заявлением просила рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и Комитета по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО4, действующая на основании доверенностей, исковые требования не признала, пояснила, что спорное жилое помещение на момент его предоставления истцу находилось в ведении органов местного самоуправления и использовалось в режиме специализированного жилищного фонда – «жилое помещение в общежитии», было предоставлено истцу для временного проживания. Ограниченный правовой режим по праву пользования жилым помещением № <адрес>, не утрачен. Указала, что истец на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит, оснований для заключения с истцом договора социального найма на спорное жилое помещение не имеется.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя истца и представителя ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1, 3 ст.92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда и не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Согласно п.2 ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. (ст. 94 ЖК РФ).
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что квартира, расположенная по адресу: гор. Петропавловск-Камчатский, <адрес> (поз. №), принадлежит Петропавловск-Камчатскому городскому округу, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества ПКГО.
Постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, указанное жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда с отнесением его к виду «жилое помещение в общежитии».
ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа (Наймодатель) и ФИО1 (Наниматель) заключен договор найма жилого помещения в общежитии №, согласно которому Наймодатель, на основании Решения о предоставлении жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, передает Нанимателю и членам его семьи за плату во владение жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> (поз. №) для временного проживания в нем (л.д. 7-9).
Настоящий договор заключен на время работы у ИП «ФИО6» в торговой компании «АЛЛО» (п.4).
Дополнительным соглашением к указанному договору найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ, п.4 договора изложен в следующей редакции: «Настоящий договор заключается на период работы в ООО «Автомир» (л.д. 10).
Из поквартирной карточки, а также справки Отдела регистрации и учета населения, следует, что ФИО1 зарегистрирована в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15,16).
Комитет по управлению жилищным фондом Администрации ПКГО письмом от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО5 о заключении договора социального найма с ФИО1, сообщил, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, комн.23 (поз.12) было предоставлено ФИО1 для временного проживания. Постановлением Главы Петропавловск-Камчатского городского округа указанное жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда помещения с отнесением их к виду «жилое помещение в общежитии». Кроме того, сообщалось, что спорное жилое помещение на момент его предоставления истцу находилось в ведении органов местного самоуправления и использовалось в режиме специализированного жилищного фонда – «жилое помещение в общежитии». Ограниченный правовой режим по праву пользования жилым помещением № (поз.№) <адрес>, не утрачен, в связи с чем, оснований для заключения с истцом договора социального найма на спорное жилое помещение не имеется (л.д. №).
Обращаясь в суд с требованием о признании права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма, истец ссылается на статью 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", которой предусмотрено, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" было обусловлено задачей защиты прав граждан, проживающих в общежитиях, переданных или подлежащих передаче в муниципальную собственность от государственных или муниципальных предприятий (учреждений), на момент передачи выполняющих в отношении нанимателей функцию и наймодателя, и работодателя (Определение от 27.10.2015 г. N 2466-О Постановление от 11.04.2011 года N 4-П; определения от 03.07.2007 года N 425-О-О, от 01.03.2012 года N 390-О-О и N 391-О-О, от 24.12.2013 года N 2105-О, от 17.07.2014 года N 1665-О, от 24.03.2015 года N 573-О и др.).
Таким образом, статья 7 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ должна применяться с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Как следует из пункта 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2011 года № 4-П по делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.
Изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии (пункт 3.1 вышеуказанного Постановления Конституционного суда РФ).
Из материалов дела усматривается, что основанием возникновения муниципальной собственности на спорное жилое помещение, является Постановление Верховного Совета РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Таким образом, на момент предоставления истцу данного жилого помещения, оно находилось муниципальной собственности, использовалось в режиме специализированного жилищного фонда, было представлено истцу на период работы сначала у ИП «ФИО6» в торговой компании «АЛЛО», а затем в ООО «Автомир».
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ).
Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Между тем, ФИО1 малоимущей не признана, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, решение о предоставлении спорного жилого помещения истцу по договору социального найма уполномоченным органом не принималось.
Довод истца о том, что на момент предоставления ей спорного жилого помещения, оно находилось в непригодном для проживания состоянии, в связи, с чем она потратила около 200 000 руб. на ремонт данного жилого помещения, не имеет правового значения для рассмотрения заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Комитету по управлению жилищным фондом Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма на данное жилое помещение, отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.11.2017 года.
Судья подпись И.М. Стахнева