№ 2-1163/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2020 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Саврук Ю.Л.,
при секретаре Ващенко О.Г.,
с участием прокурора Варфоломеевой И.А.,
с участием истца Вересова Е.А., представителя ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК Горовой У.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вересова Е.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК, ФСИН России, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Вересов Е.А. обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что при конвоировании 07.05.2008-08.05.2008 из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК в ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК он длительное время не был обеспечен питанием, лишен 8-ми часового сна, который был прерван в связи с конвоированием. В связи с чем ему был причинен моральный вред, заключающийся в нравственных и физических страданиях, обусловленных чувством голода, переживаниями, чувством страха, беспомощности и неполноценности и сравнимых только с пытками, так как другим лицам, этапируемым с ним из других учреждений сухой паек выдавался, что умаляло и унижало его человеческое достоинство. Уровень его страданий превысил неизбежный уровень страданий присущих содержанию под стражей. Истец просит взыскать с ФСИН России за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в сумме 80000 рублей.
Определением судьи от 05.02.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФСИН России по РК.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Министерство финансов России в лице Управления Федерального казначейства по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до начала рассмотрения дела по существу представил письменный отзыв на иск.
Ответчик ФСИН России и третье лицо УФСИН России по Республике Карелия в судебное заседание своего представителя не направили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК – Горовая У.А., действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласилась, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела №, заслушав заключение прокурора, приходит к следующим выводам.
С учетом разъяснений п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как указано в п. 3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, в качестве представителя ответчика в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
С учетом изложенного, надлежащим ответчиком по предъявленным требованиям является ФСИН России как главный распорядитель бюджетных средств, выделяемых на цели финансирования уголовно-исполнительной системы.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
При разрешении настоящего спора суд учитывает общие правила наступления гражданско-правовой ответственности, предусмотренные ст. 1064 ГК РФ, в соответствии с которыми вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Поэтому для наступления гражданско-правовой ответственности государства за действия должностных лиц на основании ст. 16 и ст. 1069 ГК РФ необходима совокупность таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, государственного органа (органа местного самоуправления), наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у пострадавшего неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела, Вересов Е.А. отбывает наказание в местах лишения свободы, 07.05.2008 содержался ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК.
По сведениям алфавитной карточки Вересов Е.А. 08.05.2008 был этапирован в ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК.
Согласно сведений ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК, представленных по запросу суда, Вересов Е.А. прибыл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК 08.05.2008.
В силу ч.1 ст. 76 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч.4 ст.76 УИК РФ при перемещении осужденных они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования.
Согласно п. 9 ст. 17, ст. 22 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, достаточное для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» утвержден Приказ Минюста России от 17 сентября 2018 г. № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
В соответствии с п.161 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Согласно п.13 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, в СИЗО устанавливается распорядок дня, который включает в себя время подъема, отбоя, приема пищи, участия в следственных действиях и судебных заседаниях, прогулок и так далее. Предусматривается время для непрерывного восьмичасового сна.
Приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 696 также утвержден «Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы», согласно которому при конвоировании из одного учреждения УИС в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением УИС, расположенным на маршруте конвоирования.
В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В данном случае обязанность доказывания факта причинения вреда, его связи с действиями (бездействием) должностных лиц, и их противоправности возложена на истца. Поскольку истец ограничен в средствах доказывания заявленных оснований иска, судом в целях оказания содействия истцу в собирании доказательств на основании ст.57 ГПК РФ направлены запросы в соответствующие органы о предоставлении имеющихся документов, подтверждающих доводы истца и имеющие значение для дела.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК предоставить сведения о выдаче сухого пайка 07.05.2008 Вересову Е.А. при этапировании из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК в ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК не представляется возможным в связи с тем, что номенклатурное дело «Первичные документы и приложения к ним», содержащее в том числе и ведомости выдачи сухих пайков, уничтожено по истечении сроков хранения (срок хранения составляет 5 лет (п.5.3.6. Приказа МВД РФ от 19.11.1996 №615) согласно акту об уничтожении от 29.10.2015 №13, что подтверждается записью в журнале 31/374 «Законченных производством дел».
Из справки ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК следует, что по сведениям алфавитной карточки Вересов Е.А. 08.05.2008 был этапирован в ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК. Указать время отправки (прибытия) не представляется возможным, в связи с уничтожением документации, содержащей данные сведения, по истечении сроков хранения. Срок хранения номенклатурного дела «Попутные списки подозреваемых, обвиняемых и осужденных с приложениями с ним (акты, доверенности и т.д.)» в соответствии с п.141 Приказа Министерства Внутренних дел СССР №062 от 05.10.1990 – 5 лет. Номенклатурное дело «Попутные списки подозреваемых, обвиняемых и осужденных с приложениями с ним (акты, доверенности и т.д.)» за 2008 год уничтожено 20.03.2014, что подтверждено записью в Журнале №1/374 «Законченных производством дел» (акт №1 от 20.03.2014).
Согласно справке от 30.01.2020 ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК сообщает, что Вересов Е.А. прибыл в ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК 08.05.2008 и был обеспечен питанием в соответствии с Приказом №125 от 02.08.2005. Срок раскладок меню составляет 10 лет, в виду истекшего срока хранения документации, подтверждающую информацию предоставить не представляется возможным.
На основании совокупности собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу, что не установлено каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих о наличии нарушений установленных требований к обеспечению сухим пайком при этапировании, лишении 8-ми часового сна, который был прерван в связи с конвоированием.
Каких-либо доказательств наличия нарушений, в том числе в виде обращения Вересова Е.А. с жалобами в органы прокуратуры, руководителю учреждения, иные органы на ненадлежащие условия этапирования, необеспечение сухим пайком, не представлено.
В представленных в материалы дела копиях историй болезни жалобы на ухудшение состояния здоровья 07.05.2008-08.05.2008, либо приближенную к ним дату, в связи с необеспечением питанием, нарушением сна, не указаны. Сведения об обращении Вересова Е.А. в 2008 году за медицинской помощью по поводу диагностированного ранее психического расстройства, содержащиеся в указанных медицинских документах, суд полагает не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между ухудшением состояния здоровья истца и несением им нравственных страданий, вызванных необеспечением питанием 08.05.2008.
Исходя из положений статьи 12 ГПК РФ, суд также принимает во внимание, что невозможность достоверной проверки доводов истца вызвана его поздним обращением в суд за защитой нарушенного права, что не позволяет за давностью лет и уничтожением документов установить нарушение прав истца.
При таких обстоятельствах суд считает, что доводы истца о нарушении его права на обеспечение питанием (сухой паек), лишение 8-ми часового сна, который был прерван в связи с этапированием из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК в ФК ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК в указанные в иске дни этапирования и о незаконных действиях (бездействиях), допущенных при этом должностными лицами, не нашли своего подтверждения при рассмотрении данного дела.
Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, Вересов Е.А. в порядке ст.56 ГПК РФ не доказал.
В связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, ввиду недоказанности истцом тех обстоятельств, на которых он основывает свои требования. Кроме того, моральный вред компенсируется только в случае, если он причинен, что также не доказано суду, вопреки ст.56 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Вересова Е.А. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК, ФСИН России, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Ю.Л. Саврук
Мотивированное решение составлено 27.03.2020.