УИД 77RS0034-02-2022-022054-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2023 года адрес
Щербинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-4040/2023
по иску фио к ТСН «Крекшино ГПЗ-1» об установлении факта трудовых отношений, обязании внести запись в трудовую книжку, обязании передать сведения по страховым взносам, взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит с учетом уточнений установить факт трудовых отношений истца с ответчиком в должности сторожа с 13.06.2016 года, обязать внести в трудовую книжку истца запись о приеме его на работу в ТСН «Крекшино ГПЗ-1» на должность сторожа с 13.06.2016 года, обязать ответчика предоставить в адрес Открытие индивидуальные сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам на истца за период с 13.06.2016 года по настоящее время и произвести соответствующие отчисления, взыскать невыплаченную заработную плату с 05.04.2022 года по апрель 2023 года в размере сумма, компенсацию за задержку выплаты в размере 9.629,сумма, компенсацию морального вреда в размере сумма
В обоснование своих требований истец указал, что с июня 2016 года работает в должности сторожа в ТСН «Крекшино ГПЗ-1». Между ним и ТСН «Крекшино ГПЗ-1» были заключены трудовые договора: 13 июня 2016 года трудовой договор на период 11 месяцев; 13 июня 2017 года трудовой договор сроком на 11 месяцев, который утратил силу срочного характера трудового договора, т.к. ни одна из сторон не потребовала его расторжения. При приеме на работу была оговорена заработная плата, которая составляла сумма в месяц. В 2019 году между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор, в котором заработная плата составила сумма Экземпляр договора истцом был получен на руки, однако в настоящее время ответчик удерживает у себя указанный экземпляр договора и отказывается его предоставлять. Истец продолжил осуществлять свои трудовые обязанности. Таким образом, между сторонами была достигнута договоренность относительно обязательных условий трудового договора. С 2016 года по март 2022 года зарплату платили исправно и вовремя. В апреле 2022 года ответчик заработную плату не выплатил, мотивируя это тем, что задерживает оплату. В мае, июне и в июле заработная плата в размере сумма за месяц истцом также не была получена, в связи с чем образовалась задолженность, которую истец просит взыскать.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности фио, которая в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме.
Представители ответчика по доверенности фио и фио в судебное заседание явились, требования иска не признали по основаниям, изложенным в письменным письменном отзыве на иск и дополнениях к нему.
Выслушав явившиеся стороны, допросив свидетелей фио, фио, фио, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно положениям ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.
Как указал истец в иске, с июня 2016 года работает в должности сторожа в ТСН «Крекшино ГПЗ-1». Между ним и ТСН «Крекшино ГПЗ-1» были заключены трудовые договора: 13 июня 2016 года трудовой договор на период 11 месяцев; 13 июня 2017 года трудовой договор сроком на 11 месяцев, который утратил силу срочного характера трудового договора, т.к. ни одна из сторон не потребовала его расторжения. При приеме на работу была оговорена заработная плата, которая составляла сумма в месяц. В 2019 году между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор, в котором заработная плата составила сумма Экземпляр договора истцом был получен на руки, однако в настоящее время ответчик удерживает у себя указанный экземпляр договора и отказывается его предоставлять. Истец продолжил осуществлять свои трудовые обязанности. Таким образом, между сторонами была достигнута договоренность относительно обязательных условий трудового договора.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Судом установлено, что оформление бессрочных трудовых отношений в такой организационно-правовой форме как садоводческое товарищество, которое существует на взносы граждан, фактически невозможно, поскольку ежегодная смета расходов утверждается общим собранием, то есть размер и сама возможность оплаты услуг зависит от воли членов товарищества, что делает совершенно невозможным держать в штате сотрудников по трудовым бессрочным договорам. Именно по этой причине в штате ТСН нет такой должности как сторож или комендант, или иной персонал. Как такового штатного расписания вообще нет. Ежегодно расходы на бухгалтерские, юридические, электрохозяйство, услуги председателя утверждаются в размере на конкретный год.
Таким образом, с истцом были заключены гражданско-правовые отношения на 2016 год и на 2017 года срок по 1 году.
Доводы истца о том, что у истца имелось рабочее место, он выводил на работу судом отклоняются как необоснованные и не нашедшие своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела.
Судом установлено, что истец оказывал товариществу услуги, за что получал вознаграждение и право пользоваться бытовым помещением, оборудованным под жилое, и которое не является рабочим.
Как пояснила сторона ответчика, истец с даты заключения гражданско-правового договора 13.06.2016 года свои данные всегда скрывал, военный билет никогда не предоставлял, на предложение товарищества заключить Трудовой договор всегда отказывался, говорил, что ему это не надо.
Между тем, трудовые отношения подразумевают под собой обязательное предоставление военного билета, копии паспорта, ИНН, СНИЛС и направление уведомления работодателем сведений о работнике в территориальное отделение военкомата для военного учета сотрудника.
Как указано выше, ни один из документов им не был предоставлен для оформления трудовых отношений, истец находится на территории товарищества с 2016 года.
Согласно отзыва ответчика, с истцом был расторгнут гражданско-правовой договор в связи с недобросовестным исполнением возложенных обязанностей с 03.11.2016 года.
Доводы истца о наличии у ответчика задолженности по выплате заработной платы судом отклоняются, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения данного дела.
Документом, выступающим основанием для возникновения трудовых отношений, является исключительно трудовой договор. Только с момента ею заключения у работника и работодателя возникают права и обязанности по отношению друг к другу, и до выхода сотрудника на работу работодатель может отозвать свое предложение в любой момент без каких-либо негативных последствий.
Таким образом, представленные истцом доказательств, не являются достаточными доказательствами для подтверждения исполнения истцом трудовых обязанностей, исключают возможность признания отношений трудовыми и также не свидетельствуют о наличии факта трудовых отношений сторон. Сами по себе доводы истца без представления других доказательств не доказывают наличие трудовых отношений, так как не подтверждают выполнение работником определенной трудовой функции с ведома работодателя и с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, поскольку из их содержания невозможно сделать вывод о наличии трудовых отношений, возникших между истцом и ответчиком согласно положений ТК РФ, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом.
Поскольку каких-либо доказательств выражения ответчиком согласия на допуск истца к выполнению обязанностей работника общества с подчинением истца правилам трудового распорядка, определением круга должностных обязанностей, установления размера заработной платы суду представлено не было, то факт возникновения трудовых отношений в связи с отсутствием доказательств не может быть установлен.
В соответствии с частью 2 статьи 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Как было указано выше, с истцом трудовые договора не заключались.
Указанные факт подтвердили и допрошенные свидетели фио, фио и фио, которые показали суду, что истец работал в СНТ сторожем, жил в бытовке, в настоящее время в Товариществе не работает, от предложенной ему должности отказался.
С учетом изложенного, учитывая, что факт наличия между сторонами трудовых отношений не нашел своего подтверждения из материалов дела, а обстоятельства, на которые истец ссылается в обосновании заявленных требований, не являются достаточными для удовлетворения требований истца.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований истца об установлении факта трудовых отношений, суд одновременно отказывает и в удовлетворении требований о взыскании заработной платы, денежной компенсации за просрочку выплаты заработной платы, возложении обязанности внести запись в трудовую книжку истца о произвести отчисления страховых взносов, компенсации морального вреда.
Кроме того, суд соглашается с доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности в силу следующего.
Часть 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ предусматривает, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Статья 392 ТК РФ в свою очередь направлена на обеспечение функционирования механизма судебной защиты трудовых прав и в системе действующего правового регулирования призвана гарантировать возможность реализации работниками права на индивидуальные трудовые споры (статья 37, часть 4, Конституции Российской Федерации), устанавливая условия, порядок и сроки для обращения в суд за их разрешением.
Предусмотренный указанной статьей срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Однако такой срок, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьей сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд.
Как указал истец, о нарушении своих прав он узнал в марте 2022 года, когда перестала выплачиваться заработная плата.
С настоящим иском истец обратился 29.07.2022 года, то есть по истечении срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При этом, уважительных причин пропуска срока обращения в суд истцом не представлено.
Поскольку в ходе рассмотрения данного дела судом не был установлен факт нарушения прав и законных интересов истца, учитывая пропуск истцом срока исковой давности за защитой своих нарушенных прав, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░-1» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░