Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4867/2017 ~ М-4086/2017 от 28.04.2017



Дело № 2-4867/17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 июня 2017 года                   г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,

При секретаре Серикове Р.В.,

С участием представителя истца Сидоровой Л.И., представителя ответчика Герман А.О.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябинина Е. А. к УФСИН России по Амурской области о признании незаконным решения о выплате пенсии без районного коэффициента, удержания денежных средств из пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Рябинин Е.А. обратился в суд с данными требованиями к УФСИН России по Амурской области, в обоснование указал, что 09 сентября 2016 года письмом ГПО УФСИН России по Амурской области истцу сообщено, что пенсия будет выплачиваться без учета районного коэффициента, так как с 22.05.2012 года Рябинин Е.А. не зарегистрирован на территории Амурской области, в связи с чем за прошедший период у него образовалась переплата пенсии в сумме 184 576 рублей 10 копеек. Указанная переплата удерживается из пенсии истца в размере 20%. Рябинин Е.А. имеет выслуг лет в календарном исчислении 23 года 10 месяцев 10 дней, выслуга в льготном исчислении составляет 34 года 01 месяц 17 дней. Пенсия за выслугу лет в календарном исчислении назначена Рябинину Е.А. в размере 85 % денежного довольствия с учетом районного коэффициента – 20 %. При этом ответчиком при вынесении решения не учтено, что в п. 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок» указано, что Амурская область относится к районам, в которых применяется коэффициент 1,2 (за исключением территорий, указанных в п. 6.7, где районный коэффициент выше – 1.4, 1.3). Действиями УФСИН России по Амурской области нарушены конституционные права Рябинина Е.А. на государственное обеспечение по выслуге лет с районным коэффициентом.

На основании изложенного, истец Рябинин Е.А. просил суд решение УФСИН России по Амурской области о выплате пенсии за выслугу лет без районного коэффициента 1,2 и удержания с пенсии 20 % до полного погашения задолженности признать незаконным; обязать УФСИН России по Амурской области устранить допущенные нарушения законодательства РФ, сделать перерасчет пенсии и назначить выплаты всех незаконно вычитаемых надбавок (включая 20% удержанная из пенсии).

Учитывая надлежащее извещение истца о месте и времени судебного заседания (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Благовещенского городского суда Амурской области – http://blag-gs.amr.sudrf.ru), с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, подробно изложила обстоятельства, указанные в заявлении. Дополнительно суду пояснила, что Рябинин Е.А. проходил службу в г. Благовещенске Амурской области. С 2012 года и по настоящее время истец проживает в г. Санкт-Петербург, где зарегистрирован. В г. Благовещенске Амурской области имеет временную регистрацию сроком на 10 лет. При вынесении решения УФСИН России по Амурской области не было учтено, что Амурская область относится к районам, в которых применяется коэффициент 1,2. При этом при переезде в другую местность данный размер районного коэффициента за истцом должен сохраняться. На основании изложенного, просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, в обоснование своих возражений, также отраженных в письменном виде, пояснила, что в период проживания на территории Амурской области Рябинину Е.А. начислялась пенсия с соответствующим районным коэффициентом 1,2. По сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по Амурской области от 19 июня 2016 года установлено, что Рябинин Е.А. 20 мая 2012 года снят с регистрационного учета в Амурской области и с 30 мая 2012 года зарегистрирован по месту проживания в г. Санкт-Петербурге. Инструкцией «Об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе» установлено, что в случае смены места жительства пенсионеру необходимо обратиться в учреждение «Сбербанк России» или иной пенсионный орган с заявлением и документами, подтверждающими данные о регистрации по месту жительства. Истцом указанное требование исполнено не было, в связи с чем с момента, когда стало известно о его смене жительства, решением пенсионного органа из пенсии Рябинина Е.А. правомерно стала удерживаться излишне уплаченная сумма пенсии в размере 20 % до полного погашения задолженности. Доводы истца о том, что районный коэффициент должен быть сохранен при переезде в другой регион, не основаны на законе. В связи с чем представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется, в том числе в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Подпунктом 3.1.3 п. 3.1 раздела 3 Положения о группе пенсионного обеспечения УФСИН России по Амурской области установлено, что организация работы по своевременной выплате Филиалом Отделения АО «Сбербанк России» - Дальневосточный банк пенсий и пособий пенсионерам УИС осуществляется в соответствии с Соглашением ФСИН и ОАО «Сбербанк» о порядке выплаты пенсий, пособий и компенсации и иных выплат, проходившим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей.

В судебном заседании установлено и подтверждается пенсионным делом № 4/72, что майор внутренней службы врач-рентгенолог областной больницы при СИЗО-1 УИС Рябинин Е.А. с 03 декабря 2000 года является получателем пенсии за выслугу лет.

Рябинину Е.А. пенсионное обеспечение осуществляется Управлением федеральной службы исполнения наказания России по Амурской области.

Как следует из заявления Рябинина Е.А. о назначении пенсии от 06 декабря 2000 года, Рябинин Е.Е. уволен со службы по выслуге лет. Денежным довольствием удовлетворен по 01 декабря 2000 года. В заявлении истцом указан адрес своего места проживания: ***.

Согласно заключению № 4/72, денежному аттестату № 10 Рябинину Е.А. была назначена пенсия 03 декабря 2000 года за выслугу лет.

Рассматривая требования истца о признании решения УФСИН России по Амурской области о выплате пенсии за выслугу лет без районного коэффициента 1,2 и удержания с пенсии 20 % незаконным, об обязании УФСИН России по Амурской области произвести перерасчет пенсии и выплатить все незаконно удержанные надбавки районного коэффициента, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 48 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 года № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» для Амурской области, за исключением территорий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего приложения, применяется коэффициент 1,2.

В соответствии с приведенным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года № 1237 в Ленинградской области районный коэффициент не установлен.

Как следует из материалов дела письмом УФСИН России по Амурской области от 19.09.2016 года № 28/ТО/16/2-684 Рябинину Е.А. сообщено, что пенсия будет выплачиваться без районного коэффициента, поскольку с 22.05.2012 года он не зарегистрирован на территории Амурской области. В связи с указанным обстоятельством в период с мая 2012 года по июнь 2016 года у Рябинина Е.А. образовалась переплата пенсии в сумме 184 576 рублей 10 копеек. Данная переплата удерживается из пенсии в размере 20 % до полного погашения.

В силу п. 56 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

В соответствии с указанной выше статьей в редакции Федерального закона от 28.12.2013 г. дополнительно установлено, что выплата и доставка пенсии при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории РФ осуществляются на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.

Согласно п. 4.50 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом Минюста РФ от 30.12.2005 г. N 258, в случае перемены места жительства пенсионеру необходимо обратиться в учреждение Сбербанка или пенсионный орган с заявлением и документом, подтверждающим данные о регистрации.

Из системного толкования названных выше нормативно-правовых актов следует, что обращение пенсионера в пенсионный отдел носит обязательный заявительный характер с приложением документов, подтверждающих перемену его места жительства.

Из материалов дела следует, что с заявлением и документами, подтверждающими перемену места жительства с мая 2012 года, истец не обращался ни в Сбербанк, ни в пенсионные отделы УФСИН России по Амурской области, УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, постоянной регистрации в Амурской области с 20.05.2012 года истец не имеет, что также подтверждается справкой отдела адресно-справочной работы УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 12 июля 2016 года, согласно которой Рябинин Е.А. с 30 мая 2012 года зарегистрирован по адресу: ***. Перед обращением с настоящим заявлением в суд (28.04.2017 года) истец был зарегистрирован по месту пребывания в *** на срок с 25 апреля 2017 года по 24 апреля 2027 года.

Таким образом, поскольку УФСИН России по Амурской области выявило в 2012 году то обстоятельство, что истец, получающий надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, будучи зарегистрированным в Амурской области, постоянно с 2012 года проживает в г. Санкт-Петербурге, в известность об этом УФСИН России по Амурской области не поставил и, поскольку данные обстоятельства в силу закона влекут за собой изменение размера выплачиваемой пенсии, 23.06.2016 года вынес решение об удержании незаконно полученной с мая 2012 года по июнь 2016 года пенсии в размере 184 576 рублей 10 копеек в связи с непроживанием на территории Амурской области.

Об удержании из пенсии районного коэффициента в связи с проживанием в г. Санкт-Петербурге в адрес истца в сентябре 2016 года было направлено уведомление.

Об указанном решении об удержании истец узнал 01 октября 2016 года, что следует из его заявления, направленного в УФСИН России по Амурской области 11.10.2016 года с требованием об отмене незаконного решения и перерасчете пенсии.

На данное заявление 01 ноября 2016 года был дан ответ, в котором истцу предлагалось прийти в группу пенсионного обеспечения УФСИН России по Амурской области для уточнения паспортных данных.

Рябининым А.Е. в ответ было представлено свидетельство № 1400 о регистрации по месту пребывания, согласно которому он имеет временную регистрацию сроком на 10 лет в Амурской области Благовещенском районе с. ***.

Доводы истца о праве на получение пенсии с районным коэффициентов в виду наличия регистрации по месту пребывания в Амурской области судом признаются ошибочными, основанными на неверном применении норм права, в связи со следующим.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии с положениями Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, а в случае изменения места жительства, обязаны по прибытии на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

Исходя из смысла вышеизложенных положений, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, место жительства гражданина определяется его регистрацией. При этом регистрация является лишь административным актом и каких-либо прав и обязанностей не порождает.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что Рябинин Е.А. фактически проживает по адресу временной регистрации, кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель истца подтвердила факт постоянного места проживания Рябинина Е.А. в г. Санкт-Петербург.

Судом также учтено и то обстоятельство, что 24 декабря 2014 года Рябинину А.Е. выдан паспорт ТП № 141 отдела УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Приморском районе г. Санкт-Петербург, в котором указан адрес регистрации: ***.

Приведенные выше нормы законодательства с учетом установленных обстоятельств дела позволяют суду прийти к выводу, что истец фактически проживает по месту регистрации, а регистрация по месту пребывания в Амурской области носит формальный характер.

Таким образом, обстоятельства, на основании которых УФСИН России по Амурской области вынес 23 июня 2016 года решение об удержании районного коэффициента за период с 2012 года по 2016 год, нашли подтверждение при рассмотрении настоящего дела. Представленные в суд документы также бесспорно свидетельствуют, что постоянным местом проживания истца является г. Санкт-Петербург, а не Амурская область.

Довод истца о том, что районный коэффициент должен быть сохранён при переезде в иной регион судом признаётся ошибочным, основанным на неверном толковании правовых норм.

Действительно, за пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно, не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьёй 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Однако истец в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не служил. До выхода на пенсию Рябинин Е.А. проходил службу и проживал на территории Благовещенского района Амурской области, который в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами не входит в перечень районов, приравненных к районам Крайнего Севера. Следовательно, право на получение пенсии с учетом районного коэффициента при переезде в другой регион за истцом не сохраняется.

В соответствии со ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих N 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

При принятии УФСИН России по Амурской области решения об удержании было учтено, что действующее законодательство связывает выплату пенсии не с регистрацией пенсионера, а с его фактическим местом проживания (пребывания).

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Поскольку истец не сообщил в УФСИН России по Амурской области об изменении своего места жительства, то последний, учитывая наличие злоупотребления со стороны истца, имел все законные основания для принятия в соответствии с положениями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих N 4468-1 решения об удержании незаконно полученной пенсии в виде районного коэффициента.

Учитывая вышеизложенные нормы права, а также тот факт, что истец при перемене места жительства не сообщил об этом в УФСИН России по Амурской области, суд полагает, что у ответчика имелись законные основания для удержания из пенсии истца незаконно полученной надбавки в виде районного коэффициента.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Рябинина Е.А., в связи с чем в иске надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Рябинину Е. А. в удовлетворении исковых требований у Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Амурской области о признании решения о выплате пенсии за выслугу лет без районного коэффициента 1,2 и удержании с пенсии 20 % до полного погашения задолженности незаконным; обязании устранить допущенные нарушения законодательства РФ, сделать перерасчет пенсии и назначить выплаты всех незаконно вычитаемых надбавок (включая 20% удержанная из пенсии), отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.А. Фирсова

Решение составлено в окончательной форме 30.06.2017 года

2-4867/2017 ~ М-4086/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рябинин Евгений Аркадьевич
Ответчики
УФСИН России по АО
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Фирсова Е.А.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
28.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2017Передача материалов судье
03.05.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2017Судебное заседание
23.06.2017Судебное заседание
30.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее