2-2797/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2016года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Чесноковой Е.В.
при секретаре Шишкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романенко С. Г., Романенко Д. В., Романенко М. С., Ботаговой О. С. к Администрации ГО «Город Калининград», ОАО «Калининградагрострой»,
3-е лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У с т а н о в и л :
Романенко С.Г., Романенко Д.В., Романенко М.С., Ботагова О.С. обратились в суд с иском к ОАО «Калининградагрострой», Администрации городского округа «Город Калининград», о признании за Романенко М.С.. Ботаговой О.С. права собственности на жилые помещения в порядке приватизации. В обоснование иска указали, что в период трудовых отношений в автобазе №6 Областного кооперативного-государственного объединения «Калининградагропромстрой» 17 апреля 1987года Романенко С.Г. было предоставлено по договору найма жилое помещение в общежитии – комната №26 в <адрес>. вместе с которым в данное жилое помещение были вселены члены его семьи: жена Романенко Д.В., сын Романенко М.С., сын Романенко П.С., после рождения в данное жилое помещение 05.05.1988года была вселена дочь нанимателя Романенко О.С. (Ботагова О.С.).
В связи с увеличением семьи нанимателя, 28.11.2001года Романенко С.Г. на состав семьи была предоставлена вторая комната в указанном общежитии – комната №24 площадью 24,3кв.м..
28.11.201года Романенко П.С. в связи с переездом на другое место жительство, выселился из занимаемого ими жилого помещения и снялся с регистрационного учета.
Ссылаясь на то, что указанное общежитие в нарушение действующего законодательства после приватизации государственного предприятия Областного кооперативно-государственного объединения «Калининградагропромстрой» не передано в муниципальную собственность, и неправомерно включено в состав приватизируемого имущества государственного предприятия, что не должно влиять на их жилищные права по приватизации занимаемых жилых помещений.
Просят признать за Романенко М.С. право собственности в порядке приватизации на жилую комнату №26 в <адрес>; признать за Ботаговой О.С. право собственности в порядке приватизации на комнату №24 в указанном доме.
Истец Ботагова О.С.. представляющая также интересы истца Романенко М.С. по доверенности исковые требования поддержала по основаниям. изложенным в иске. просит иск удовлетворить.
Истцы Романенко С.Г., Романенко Д.В., о месте, времени судебного разбирательства извещены, представили заявления о рассмотрении дела без их участия, указав, что исковые требования поддерживают.
Представитель ответчика ОАО «Калининградагрострой» по доверенности Зотова Т.С. исковые требования истцов признала, дала пояснения, как они изложены в письменном отзыве на иск (л.д.84-85).
Представитель ответчика Администрации городского округа «город Калининград» по доверенности Титова Н.С. иск не признала, ссылаясь на то, что спорные жилые помещения в муниципальную собственность не передавались, права администрации не затрагиваются.
3-е лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области о месте. времени судебного разбирательства извещено. своего представителя для участия в деле не направили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, на основании Постановления главы администрации Калининградской области №123 от 14.11.1991г., Решения Исполкома Ленинградского района г.Калининграда №8 от 14.01.1992г. Областное кооперативно-государственное объединение «Калининградагропромстрой» преобразовано в Кооперативно-государственное объединение Калининградагрострой».
Объединение «Калининградагрострой», в свою очередь в соответствия с решением райисполкома №453 от 05.04.1993г. было преобразовано в акционерное общество закрытого типа «Калининградагрострой».
Акционерное общество открытого типа «Калининградагрострой» учреждено на основании протокола №2 от 06.06.1994 г., в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992г. №721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества". Указом Президента РФ от 07.07.1992 г. №748 "Об акционерной производственно-проектной агростроительной корпорации «Нечерноземагропромстрой». Законами РСФСР «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Постановлением Президиума Верховного Совета РФ от 01.06.1993г. №5309-1 и Постановлением Правительства РФ от 29.03.1994г. №179 «Об особенностях преобразования в акционерное общество кооперативно-государственных предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе».
АООТ «Калининградагрострой» является правопреемником кооперативно-государственного объединения «Калининградагрострой» и АОЗТ «Калининградагрострой». Впоследствии изменено наименование АООТ «Калининградагрострой» на ОАО «Калининградагрострой».
На балансе ОАО «Калининградагрострой» числится имущество - общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, жилой площадью 2327,5 кв.м., учтенное ранее за Объединением «Калининградагропромстрой».
Все имущество Областного кооперативно-государственного объединения «Калининградагропромстрой» (основные и оборотные средства) в порядке универсального правопреемства перешло к Открытому акционерному обществу «Калининградагрострой», в том числе общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, жилой площадью 2327,5 кв.м., что подтверждается выпиской из инвентарных карточек учета основных средств.
На общежитие, расположенное по адресу: <адрес> имеется технический паспорт, в котором имеется отметка, что объект учтен с 16.04.1992 года за Областным кооперативно-государственным объединением «Калининградагропромстрой».
Указанное общежитие не вошло в план приватизации Общества, а было передано ему в хозяйственное ведение и управление до момента передачи в муниципальную собственность.
Романенко С.Г. и члены его семьи – Романенко Д.В., Романенко М.С., были вселена в общежитие, расположенное по <адрес> связи с трудовыми отношениями Романенко С.Г. с Областным кооперативно-государственным объединением «Калининградагропромстрой» и зарегистрированы в нем 17 апреля 1987года, для проживания им предоставлена комната №26 площадью 18,7кв.м.
Впоследствии в данное жилое помещение была вселена и зарегистрирована 05.05.1988года их дочь Романенко О.С. (Ботагова).
Таким образом, истицы были вселены на законных основаниях в общежитие, принадлежащее государственному предприятию - Областное кооперативно-государственное объединение «Калининградагропромстрой» и проживали в указанном общежитии до приватизации данного государственного предприятия.
28 ноября 2001года семе Романенко С.Г. предоставлена вторая комната в данном общежитии – комната №24 общей площадью 24.3кв.м..
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992. года N 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление преемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, действующими с 23 декабря 1992 года, и подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Таким образом, при приватизации государственного предприятия «Кооперативно-государственное объединение Калининградагрострой» жилищный фонд, здание общежития по <адрес>, подлежало передаче в муниципальную собственность.
Вместе с тем, то обстоятельство, что указанное общежитие не было передано в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилых помещений в собственность граждан на основании статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Таким образом, нарушение требований законодательства об обязательной передаче при приватизации государственного предприятия в муниципальную собственность принадлежащего указанному государственному предприятию здания общежития по <адрес> не должно препятствовать правам лиц, вселившихся и проживающих в жилых помещениях данного общежития до приватизации государственного предприятия, на передачу им в собственность занимаемого ими жилого помещения, поскольку в случае передачи его в соответствии с требованиями законодательства в муниципальную собственность на данное жилое помещение распространялись бы положения договора социального найма и, следовательно, указанные лица имели бы право на приватизацию жилого помещения.
С учетом того, что истцы были вселены в спорные жилые помещения в связи с трудовыми отношениями Романенко С.Г. с Областным кооперативно-государственным объединением Калининградагропромстрой», то есть на законных основаниях проживали в общежитии до приватизации государственного предприятия, суд приходит к выводу о том, что они вправе приватизировать занимаемые ими в настоящее время изолированные жилые помещения - комнату №24. комнату №26 дома №37 по <адрес>, предоставленные им в установленном законом порядке, поскольку в связи с тем, что общежитие не передано в муниципальную собственность, они по независящим от них причинам не могут реализовать свое право на приватизацию жилых помещений в общежитии.
Поскольку наниматель жилых помещений Романенко С.Г. и член его семьи Романенко Д.В. отказались от своего права на приватизацию данных жилых помещений, исковые требования истцов о признании за Романенко М.С., Ботаговой О.С. права собственности на занимаемые жилые помещения в порядке приватизации, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Признать за Романенко М. С. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комната №26, общей площадью 18,7кв.м, расположенное по адресу: <адрес>
Признать за Ботаговой О. С. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – комната №24, общей площадью 24,3кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано сторонами посредством подачи апелляционной жалобы в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд города Калининграда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2016года.
Судья: Е.В. Чеснокова