Дело 2-203\14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи: Тарасова А.Н.,
при секретаре: --3,
с участием:
истицы – --1,
ответчиков:
представителя администрации -- по доверенности --4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1, --2
к
Администрации Новокиевского сельсовета --
о признании действий об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счет средств областного бюджета незаконным и возложение обязанности включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации
Установил
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, о признании действий администрации Новокиевского сельсовета -- об отказе во включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за счёт средств областного бюджета, незаконным, возложение обязанности включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных, требований в иске указано, что согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера", граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своего имущества, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, обильного выпадения осадков.
В августе 2013 г. в результате чрезвычайной ситуации природного характера-обильного выпадения осадков, продолжавшегося длительное время на территории администрации Новокиевского сельсовета --, подполье, расположенное в жилом доме по адресу: -- подтоплено, а именно: размыты внутренние завалинки, сырость, плесень, вследствие подмыва фундамента дома произошла деформация стен и просадка фундамента, внутренних перегородок. Деформировалась система отопления, появились трещины в печи, сама печь просела и деформировалась.
Принимая во внимание факт порчи имущества, они обращались в администрацию Новокиевского сельсовета с заявлением о включении их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при утрате имущества.
Однако администрацией Новокиевского сельсовета -- в данном праве на компенсацию и включении в список пострадавших было отказано в связи с тем, что списки должны быть направлены в МЧС России и Минфин России до -- г., -- отказано в связи с отсутствием разрушений. Подполье в доме было затоплено в августе 2013 года в результате
выпадения осадков, которое относится к чрезвычайным ситуациям,- полагают, что имеем право на компенсацию причиненного нам ущерба. В процессе подготовки материалов гражданского дела к судебному разбирательству, уточняя и конкретизируя и исковые требования, истцы просят суд привлечь к участию в качестве ответчика также и администрацию -- по отказавшей включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества и обязать ответчиков включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
Ответчик - администрация -- Амурской области возражений в отношении исковых требований не имела, полагая постановить решения на усмотрения суда.
Ответчик - администрация Новокиевского сельсовета -- возражения в отношении исковых требований истцов суду не представила, полагала, что уже ранее были приняты меры по включению истцов в списки граждан для оказания им финансовой помощи за частично утраченное имущество, но эти списки не были утверждены, и направлены для повторного осмотра домовладения истцов подвергшегося подтоплению грунтовыми водами в результате сильных ливневых дождей в период ЧС на территории Нвокиевского сельсовета.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министрество -- в отзыве на исковые требования истцов возражал, полагая об отсутствии оснований для их удовлетворения и возможности рассмотрения материалов гражданского дела без их участия.
Письменные отзывы ответчиков и третьего лица приобщены к материалам гражданского дела.
С согласия истца на основании ст.167 ГПК РФ, судом рассмотрено дело в отсутствие сторон, просивших рассмотреть дело без их участия.
В судебном заседании истица --1 - подтвердила обстоятельства указанные в исковом заявлении, она настаивала на удовлетворение исковых требований с учетом их конкретизации, пояснив суду, что после проведения -- повторного обследования её домовладения по адресу -- были установлены обстоятельства частичной утраты имущества в результате ЧС. Она направила заявление о включение её в списки граждан пострадавших в результате ЧС, для оказания её финансовой помощи за частично утраченное имущество, но получила ответ, за подписью главы -- том, что такого имущества ею утрачено не было, и глава района предложил обратится в суд. Считает, что глава -- утвердив акт от -- о фактической ими утрате частичного имущества в результате ЧС, в своем письме утверждает обратное.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности администрации -- --4 исковые требования истцов не признал
Не отрицая фактических обстоятельств частичной утраты истцами имущества в результате ЧС, поскольку данный факт был подтвержден повторным актом обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате ЧС на территории --, то при таких обстоятельствах полагает рассмотреть спор по усмотрению суда.
Выслушав объяснение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из правил части 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, или совершили оспариваемые действия (бездействия).
При распределении обязанностей по доказыванию по делам возникших из публичных правоотношений, суд исходя из требований ст. 249 ГПК РФ, возложил обязанность по доказыванию обстоятельств на орган, принявший оспариваемые в суде постановленное решение.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р в целях защиты населения и территорий -- в -- введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением -- от -- -- установлен Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда --.
В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --».
Для реализации пункта 6 названного Указа Президента РФ -- принято постановление от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», которым утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями -- - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» предусмотрено Правительству Российской Федерации до -- принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что соответствующая единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом доме или на придомовом участке; а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица является собственником жилого помещения, расположенного по адресу; --, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от --
Из материалов дела следует, что истец --5 приходиться сыном истицы является членом её семьи. Истица зарегистрирована и постоянно проживает в указанном домовладении, с 2009, а истец --5 зарегистрирован и постоянно проживает по указанному адресу с 2012 года.
Согласно данным акта обследования частного жилого помещения, расположенного по адресу: -- поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, составленного --, членом чрезвычайной комиссии по осмотру имущества физических лиц пострадавших в результате ЧС на территории Новокиевского сельсовета в котором зафиксированы обстоятельства о том, что в результате ЧС - наводнения, обильное выпадение осадков произошедших со 2.08. 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, в жилом доме по адресу -- были размыты внутренние завалины, деревянная конструкция подпола отремонтирована.
В представленном суду новом акте обследования частного жилого помещения, расположенного по адресу: -- поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков установлены фактические обстоятельства, свидетельствующие о частичной утраты имуществе собственника, и члена его семьи пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- составленного уполномоченной комиссией от -- г., согласованного с руководителем гражданской защиты администрации -- и утвержденного главой муниципального образования --.
Согласно данным повторного акта комиссия установила обстоятельства подмыва фундамента дома, деформации стен и просадки фундамента внутренних перегородок, деформирование системы отопления, и пришла к заключению о необходимости финансовой помощи пострадавшему в сумме 100, 0 (сто) тысяч рублей, что, по мнению суда, свидетельствует о конструктивных повреждения жилого домовладения.
Письмом главы администрации -- от -- (исходящий 981) пострадавшей --1 было рекомендовано обратится в суд с исковым заявлением о признании пострадавшими в результате ЧС произошедшей с 02.03.20113 года, поскольку по мнению автора письма не было установлено обстоятельств утраты имущества в результате ЧС.
Не согласившись с данным отказом в предоставлении финансовой помощи за частично утраченное имущество, полагая о наличии права на признание пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, а также права на включение в соответствующие списки пострадавших, истцы обратились с настоящим иском в суд.
Согласно вышеназванным Методическим рекомендациям по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории -- (п. 3.3), с целью установления ущерба, созданная местной администрацией комиссия в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
В материалах дела имеется акт обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, составленный --, в котором зафиксированы обстоятельства о том, что в результате ЧС - наводнения, обильное выпадение осадков произошедших со 2.08. 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, в жилом доме по адресу -- были размыты внутренние завалины, деревянная конструкция подпола отремонтирована.
Вместе с тем, суду представлен новый акт обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составленный уполномоченной комиссией от -- и утвержденный главой --, исходя из которого комиссия установила обстоятельства подмыва фундамента дома, деформации стен и просадки фундамента внутренних перегородок, деформирование системы отопления.
В связи, с чем комиссия пришла к выводу об установлении факта частичной утраты истцами имущества вследствие чрезвычайной ситуации и наличии у пострадавшей и члена её семьи права на соответствующую финансовую помощь в сумме 100 тысяч рублей. Как следует из доводов спорящих сторон указанный акт стороны не оспаривают.
При этом суд не усматривает взаимоисключающих противоречий между составленными актами обследования от -- и актом обследования от -- поскольку первый акт, хотя и не содержит ссылок на конкретные повреждения жилого помещения истца, тем не менее, подтверждает факт подтопления жилого дома истцов, а в составленном позднее актом о 14.02. 2014 г. фиксируется уже факт частичной утраты имущества истцов, вызванной таким подтоплением. Вместе с тем судом установлено, что истцы ранее числились в списках граждан пострадавших в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания им финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Однако согласно Протоколу -- от -- заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности рекомендовано, с целью материальной и финансовой помощи, предложено проведение повторных адресных проверок с составлением повторных актов обследования жилых домов. Обстоятельства проведение повторной комиссионной проверки от -- жилого дома истцов свидетельствуют о частичной ими утраты имущества, и оказания финансовой помощи в сумме 100( сто) тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, и с учетом наличия в деле не оспариваемых доказательств, достоверно устанавливающих факт частичной утраты истцами принадлежащего им имущества в виде установленного комиссией фактического повреждения в результате ЧС конструктивных элементов принадлежащего истцам домовладения, суд считает о наличие у истцов права быть включенными в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств.
Доводы, изложенные в письменном отзыве представителя третьего лица- Министерства --, об отсутствие у истцов права на получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств в связи с тем, что право на выплату компенсаций за частично утраченное имущество, и за повреждение конструктивных элементов жилого помещения, возможна только при обстоятельствах фактического наводнения, как опасного гидрологического явления, но не вследствие сильных ливневых дождей, и отсутствие наличий повреждений конструктивных элементов жилого помещения истцов, и утраты имущества в следствии наводнения суд признает безосновательными.
Так, Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях, установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации в своем Указе от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --».
определяет их в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения и области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а обстоятельства введения на территории -- ЧС в целях защиты населения и территорий определены распоряжением губернатора -- от -- № 123-р.
С учетом установленных обстоятельств, и в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению постановленное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Суд разъяснил сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и учитывая, что истцами в соответствии правил ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, были суду представлены достоверные, допустимые и достаточные доказательств подтверждающие о наличии права на компенсацию за частично утраченное имущество, находящееся по адресу; -- Центральная 26 --, в результате ЧС, в период июля- августа ЧС на территории Новокиевского сельсовета --, при этом доводы администрации Новокиевского сельсовета -- о том, что в отношении истцов ранее принимались меры о включению их в списки граждан для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущества, что по мнению указанной стороны является незаконностью её привлечения в качестве ответчика по делу суд признает безосновательными по следующим основаниям.
В судебном заседании установлены обстоятельства, свидетельствующие о вынужденном обращении истцов в суд за защитой своих прав на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате ЧС, и данное право, по мнению суду истцы не могут реализовать уже длительное время.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258, ГПК РФ суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ --1 ░ --2 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ --, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -- ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ --1, --2 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ --, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ -- ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -- ░░░░░░░░ --1, --2 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ --, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ --
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ --.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░.