Судья Зыбунова Е.В. Дело №33-17826/2018
Учёт №209г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 ноября 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Тютчева С.М.,
судей Абдуллиной Г.А., Калимуллина Р.Я.,
при секретаре судебного заседания Фатыховой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиАбдуллиной Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Абиловой А.М. – Сычева С.А. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 6 августа 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Абиловой А.М. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказать.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Абиловой А.М. – Сычева С.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абилова А.М. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее по тексту – ИК МО города Казани) о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
В обоснование требований указывается, что Абилова А.М. и её дочь Абилова Э.Р. были признаны нуждающимися в обеспечении жилым помещением с 13 декабря 2004 года. Абилова Э.Р. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых хронических заболеваний. На неоднократные обращения с просьбой о предоставлении жилого помещения истице сообщалось о возможности улучшения жилищных условий в порядке очередности, после «поступления денежных средств из Федерального центра».
На основании изложенного истица просила суд возложить обязанность на ИК МО города Казани предоставить вне очереди Абиловой А.М. в составе семьи из 2 человек, включая ребенка-инвалида Абилову Э.Р., по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не менее 54,0 квадратных метров, в населенном пункте города Казань, с учетом права Абиловой Э.Р. на дополнительную площадь не более 18 квадратных метров.
В заседании суда первой инстанции представитель истца иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица - МКУ «Администрация Советского района ИК МО города Казани», в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель третьего лица – Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан с иском не согласился.
Суд первой инстанции, отказав в удовлетворении требований, постановил решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Абиловой А.М. – Сычев С.А. просит решение суда отменить, удовлетворив требования истца в полном объеме. При этом указывает, что судом первой инстанции не были приняты во внимание их доводы о том, что граждане имеют право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронического заболевания, вставшие на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, до 1 января 2005 года.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришла к следующему.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с положениями статьей 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28.2 того же Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Судом первой инстанции установлено, что Абилова А.М. и ее дочь Абилова Э.Р., <дата> года рождения, на основании постановления Главы администрации Советского района города Казани №1439 от 13 октября 2004 года были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Абилова Э.Р., является инвалидом детства, страдает тяжелым хроническим заболеванием. Данное заболевание подтверждается справкой, выданной ГАУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Академика В.М. Бехтерева Министерства здравоохранения Республики Татарстан» от 18 ноября 2014 года.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №817 от 21 декабря 2004 года, Абилова Э.Р., имеет право на дополнительную жилую площадь.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации №378 от 16 июня 2006 года, данное заболевание входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В настоящее время истица с дочерью проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на получение субсидий, однако реализация права на улучшение жилищных условий семьи истца, согласно действующему законодательству, возможна только путем получения субсидии на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, согласно очередности, по мере поступления в республику средств федерального бюджета.
Судебная коллегия не может согласится с данными выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В части первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона №181-ФЗ, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных в данном абзаце положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
Из статьи 31 Федерального закона№ 181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет до 1 января 2005 года, к которым относится Абилова А.М., действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный как и гражданам ставшим в очередь после 1 января 2005 года в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции не были приняты во внимание приведенные выше нормативные положения, не учтено, что предметом настоящего иска являлось предоставление Абиловой Э.Р. жилого помещения вне очереди по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию - пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного ссылка суда апелляционной инстанции на то, что обеспечение истца жилым помещением относится к полномочиям государственной власти субъекта Российской Федерации, основана на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 6 августа 2018 года по данному гражданскому делу отменить, принять новое решение.
Иск Абиловой А.М. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани удовлетворить.
Возложить обязанность на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани предоставить Абиловой А.М. с семьей в составе двух человек (в том числе дочь) жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее санитарным и техническим нормам в границах населенного пункта города Казани общей площадью не менее 54 квадратных метров, с учетом права на ребенка-инвалида АЭР на дополнительную площадь не более 18 квадратных метров.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке
Председательствующий
Судьи