Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1654/2017 ~ М-1378/2017 от 27.06.2017

Дело № 2-1654/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 сентября 2017 года г. Сарапул

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи:        Майоровой Л. В.,

при секретаре:                Дыньковой     Е. А.,

при участии истца Силиной В. А., представителя ответчика Меньковой М. В. (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силиной <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав,

у с т а н о в и л:

В суд обратилась Силина В. А. с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) (далее по тексту ГУ УПФ) о восстановлении пенсионных прав. В исковом заявлении указала, что 20.03.2016 года обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, не менее 25 лет. 14.04.2017 года ГУ УПФ в назначении пенсии ей было отказано, в связи с отсутствием требуемого для назначения досрочной пенсии 25 летнего педагогического стажа. Считает решение пенсионного органа незаконным. ГУ УПФ в специальный стаж не включен период работы педагогом в ДШИ <данные изъяты> с 01.01.1992 года по 20.04.1996 года. Отказ мотивирован тем, что согласно Спискам № 463 и № 781 должность «педагог» включается в педагогический стаж до 01.01.1992 года. С данным решением пенсионного органа не согласна, так как должность «педагог» и «преподаватель» имеют тождественные значение, характер и условия труда по занимаемой должности «педагог» связаны с преподавательской деятельностью. Приказом № 136 от 12.04.1996 года звание «педагог» изменено на звание «преподаватель», в указанный период производились отчисления в Пенсионный фонд.

Просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии ГУ УПФ от 14.04.2017 года; установить тождественность профессий «педагог» - «преподаватель»; обязать ГУ УПФ зачесть в педагогический стаж периоды работы: с 01.01.1992 года по 20.04.1996 года в ДШИ <данные изъяты> в должности педагога; назначить ей досрочную страховую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей со дня обращения за ее назначением, т. е. с 20.03.2017 года, а также возместить понесенные ею судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1200 рублей; расходы по составлению искового заявления в размере 1500 рублей..

В судебном заседании истец Силина В. А. требования свои поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении. Суду пояснила, что решение пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж периода работы педагогом в ДШИ <данные изъяты> с 01.01.1992 года по 20.04.1996 года незаконным, поскольку должность «педагог» и «преподаватель» имеют тождественное значение. Характер и специфика, условия осуществляемой работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемой должности «педагог», связаны с преподавательской деятельностью обучению игры на музыкальном инструменте «аккордион», и в спорный период не изменялись. Согласно справке о заработной плате в спорные периоды производились отчисления в Пенсионный фонд. ДД.ММ.ГГГГ она родила первого ребенка, и ДД.ММ.ГГГГ ушла в отпуск по уходу за ребенком. ДД.ММ.ГГГГ родила второго ребенка, и также находилась в отпуске по уходу за ребенком. Просит исковые требования удовлетворить, в том числе и о взыскании судебных расходов.

Представитель ГУ УПФ Менькова М. В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, письменные возражения поддержала. Суду пояснила, что Силина В. А. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о назначении досрочной пенсии 20.03.2017 года. Решением Управления от 14.04.2017 года в назначении досрочной страховой пенсии Силиной В. А. отказано, так как требуемый льготный стаж не менее 25 лет на момент подачи заявления не выработан, и составил 23 года 4 месяца 2 дня. Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 (далее - Правила либо Список). С учетом Постановления от 16.07.2014 года № 665 «О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», утвержденному Правительством Российском Федерации могут применяться нормативные акты, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, т. е. на 31.12.001 года, а именно, до 01.10.1992 года Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397; с 01.01.1992 года 31.10.1992 года Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463; с 01.11.1999 года до 31.12.2001 года Постановление Правительства от 22.09.1999 года № 1067; с 01.01.2002 года Постановление Правительства РФ от 22.09.2001 года № 781. Как указал Конституционный суд РФ в определениях от 20.10.2005 года № 392-0 от 18.04.2006 года № 83-0, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утра профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности. В стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не включен период работы истца педагогом в МБУДО <данные изъяты> с 01.01.1992 года по 20.04.1996 года (4 г. 3 мес. 20 дней). Согласно пункту 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.2001 года № 781, работа в должностях педагога, педага - воспитателя, медсестры ясельной группы засчитывается в стаж работы за период до января 1992 года. Установление тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера ее деятельности в должности "педагога" и функциональных обязанностей «преподавателя» не возможна по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, значатся должности "педагог дополнительного образования", «педагог-организатор», «педагог-психолог», «педагог социальный», а также должность "преподаватель (в системе специального образования)". Управление включило период работы в льготный стаж с даты - 21.04.1996 года, когда работодатель издал приказ № 136 от 12.04.1996 года об изменении должности «педагога» на должность «преподаватель». Таким образом, у Управления нет оснований включать период работы истицы в должности педагога в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Кроме того, в спорный период времени Силина В.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 16.03.1993 года по 25.11.1994 года и с 25.11.1994 года и по 20.08.1995 года. В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Иные периоды для включения в стаж для » назначения досрочной пенсии по старости не предусмотрены. Согласно п. 21 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 в специальный трудовой стаж включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, если такой отпуск протекал до 06.10.1992 года. Указанный период имел место после 06.10.1992 года, то есть после даты вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3443-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях. Просит Силиной В. А. в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

20.03.2017 года Силина В. А. обратилась в ГУ УПФ с заявлением о досрочном назначении пенсии.

Решением ГУ УПФ от 14.04.2017 года Силиной В. А. в назначении досрочной страховой пенсии отказано в связи с наличием специального педагогического стажа в виде 23 года 4 месяца и 2 дня, вместо требуемых 25 лет. При этом, пенсионным органом не был включен в специальный стаж период работы истца педагогом в ДШИ <данные изъяты> с 01.01.1992 года по 20.04.1996 года (4 г. 3 мес. 20 дней).

Как следует из трудовой книжки истицы, ДД.ММ.ГГГГ принята педагогом в ДМШ <данные изъяты> по отд. аккордеона; ДД.ММ.ГГГГ звание педагог изменено на звание преподаватель (Приказ от ДД.ММ.ГГГГ МК Удм.); ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в школу – лицей ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ; ДД.ММ.ГГГГ принята в школу – лицей учителем музыки в порядке перевода из ДМШ; где работает по настоящее время.

Для определения права граждан на досрочную страховую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, с учетом Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397; Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463; Постановления Правительства от 22.09.1999 года № 1067.

Пенсионным органом оспаривается период работы Силиной В. А. педагогом в ДШИ <данные изъяты>, имевший место с 01.01.1992 года по 20.04.1996 года.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Указанным Списком предусмотрено включение в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости, работы в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.

При этом, должность «педагог» не включена в раздел 1 "Наименование должностей" Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которой дает право на досрочное пенсионное обеспечение. Указанная должность также не была включена в Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991года № 463.

Однако в соответствии с абзацем вторым пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, работа в должности педагога засчитывалась в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей работа до 01.01.1992 года.

Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ Силина (Глухова) В. А. с ДД.ММ.ГГГГ зачислена в ДМШ педагогом отд. аккордеон.

На основании Приказа Министерства образования УР от ДД.ММ.ГГГГ должность истца «педагог» переименована на должность «преподаватель» о чем внесена соответствующая запись в трудовую книжку Силиной В. А.

Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ преподаватель Силина В. А. уволена переводом в школу-лицей с ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что в период с 01.01.1992 года по 02.09.1996 года, истица занималась педагогической деятельностью в музыкальной школе, изменений в характере и условиях работы в связи с изменением должности педагога на преподавателя не имелось.

Суд считает, что надлежащее оформление трудовых документов, в том числе приказов, их исполнение, является виной работодателя и не может служить основанием для отказа истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Силина В. А. находилась в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Силиной В. А. с ДД.ММ.ГГГГ предоставлен отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ приступила к работе на 0,5 ставки (приказ от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений и оговорок.

Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06.10.1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Поскольку периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком последовали после введения изменений и дополнений в Кодекс ст. 167 КЗоТ РСФСР, указанные периоды не подлежат включению в специальный стаж истицы.

При таких обстоятельствах, периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат исключению из педагогического стажа.

С учетом изложенного, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости подлежат включению периоды с 01.01.1992 года по 15.08.1993 года; с 21.08.1995 года по 20.04.1996 года (2 года 4 месяца 15 дней).

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указано, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

При таких обстоятельствах, требования истицы об установлении тождественности профессий «педагог» - «преподаватель» не могут быть удовлетворены.

Согласно п. 1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях» - страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (п.2 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях»).

Заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (п. 7 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях»).

Вследствие этого, обязательными условиями на досрочное назначение страховой пенсии по старости является подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального стажа), подтвержденного соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) истица обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, 20.03.2017 года.

При этом, на момент обращения истицы в ГУ УПФ, с учетом периодов признаваемых ответчиком и судебным постановлением педагогический стаж истицы составит 25 лет 08 месяц и 17 дней.

Таким образом, на 20.03.2017 года истицей выработан необходимый стаж, и с указанной даты у нее возникло право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях».

При таких обстоятельствах, исковые требования истицы подлежат удовлетворению.

    В соответствии со ст. 98 ГПК РФ - стороне в пользу которой состоялось решение суд присуждает к взысканию с другой стороны понесенные судебные расходы.

На основании изложенного, с УПФ подлежат взысканию судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей; по составлению искового заявления в размере 1000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Силиной <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонному) о восстановлении пенсионных прав о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) от 14.04.2017 года в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии Силиной <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Силиной <данные изъяты> периоды работы с 01.01.1992 года по 15.08.1993 года; с 21.08.1995 года по 20.04.1996 года в должности педагога в ДШИ <данные изъяты>.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное) произвести назначение пенсии Силиной <данные изъяты> в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года № ФЗ-400 «О страховых пенсиях», начиная с 20.03.2017 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сарапуле УР (межрайонного) в пользу Силиной <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей; расходы по составлению искового заявления в размере 1000 рублей.

Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Л. В. Майорова

2-1654/2017 ~ М-1378/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Силина Вера Александровна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Сарапуле УР (межрайонное)
Другие
МБОУДО "Камбарская детская школа искусств"
Суд
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики
Судья
Майорова Любовь Викторовна
Дело на странице суда
sarapulskiygor--udm.sudrf.ru
27.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2017Передача материалов судье
29.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2017Судебное заседание
08.08.2017Судебное заседание
26.09.2017Судебное заседание
03.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2017Дело оформлено
13.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее