Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5785/2022 ~ М-499/2022 от 20.01.2022

Копия

Дело

24RS0-29

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

28 сентября 2022 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Татарниковой Е.В.,

при секретаре    ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к ООО «Ресурс-лес» о возложении обязанности по устранению нарушения лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к ООО «Ресурс-лес» о возложении обязанности принять меры по устранению причин и условий, повлекших нарушение требований лесного законодательства, а именно: произвести очистку от порубочных остатков в лесосеке , расположенной в выделе , в квартале Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество» в срок до истечения трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения. Мотивировав свои требования тем, что между агентством лесной отрасли <адрес> и ООО «Ресурс-лес» заключен договор аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ -з, согласного которому агентство передает в аренду ООО «Ресурс-лес» сроком на 49 лет, лесные участки общей площадью 12363 га, для заготовки древесины, расположенные: <адрес>, КГБУ «Пировское лесничество», Большекетское участковое лесничество, кварталы №, 1216, 37-41,67, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 3337-1. Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ заготовка древесины ООО «Ресурс-лес» производилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в лесосеке , расположенной в выделе , квартале Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество», объем заготавливаемой древесины 5 600 куб.м на площади 42 га. По окончании ООО «Ресурс-лес» заготовки древесины, КГБУ «Пировское лесничество» ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр мест рубок заготовки древесины в лесосеке , расположенной в выделе , квартале Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество». По результатам осмотра составлен акт, сообщение о нарушении требований лесного законодательства, согласно которым ООО «Ресурс-лес» не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков в указанной лесосеке на площади 42 га. Государственным инспектором по охране леса в отношении ООО «Ресурс-лес» ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ресурс-лес» в связи с истечение срока давности.

В судебном заседании представитель ООО «Ресурс-лес» ФИО3 (полномочия подтверждены) представил в суд письменный отзыв согласно которого, просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Мотивировав отзыв тем, что срок проведения осмотра лесосеки должен был быть проведен не позднее 6 месяцев со дня окончания выполненных лесосечных работ, тогда как истец произвел осмотр с нарушением срока на 4 месяца ДД.ММ.ГГГГ после окончания лесосечных работ ДД.ММ.ГГГГ. При этом осмотр проводился в снежный период. Также считает, что КГКУ «Лесная охрана» является ненадлежащим истцом, так как договор аренды был заключен с министерством лесного хозяйства.

В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана», не явился, о времени и месте рассмотрение дела извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил. Представитель КГКУ «Лесная охрана» ФИО4 (полномочия подтверждены) в исковом заявлении просила дело рассмотреть в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КГБУ «Пировское лесничество» в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Пунктом 2 ст. 3 ЛК РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 4 ЛК РФ, участниками лесных отношений являются ФИО1, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

Статьей 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

На основании ст. 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Пунктом 20 Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" в лесах не допускается: невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Также согласно п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации утвержденных Приказом №993 от 01.12.2020 не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост)". А также в силу п.12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 (действовавшим до 01.01.2021) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

Как следует из ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Из ст. 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно разъяснениям, данным в пункте13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 " "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между агентством лесной отрасли <адрес> (арендодатель) и ООО «Ресурс-лес» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка -з на лесные участки, находящиеся в государственной собственности, площадью 12363 га, расположенные: <адрес>, Пировское лесничество, Большекетское участковое лесничество в кварталах №,12-16, 37-41,67, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 3337-1. Цель использования лесов для заготовки древесины. Срок действия договора на 49 лет.

Из лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО «Ресурс-лес» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло заготовку древесины в лесосеке , расположенной в выделе , квартале , Большекетского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество», объем заготавливаемой древесины 5 600 куб.м. на площади 42 га.

КГБУ «Пировское лесничество» с участием представителя ООО «Ресурс-лес» составили акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что в лесосеке расположенной в выделе , квартале , Большекетского участкового лесничества выявлены нарушения в виде неудовлетворительной очистки от порубочных остатков на площади 42.

О результатах осмотра лесосеки составлено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ, акт натурного осмотра, схема (абрис), расчет ущерба на сумму 14 878 рублей 32 коп, перерасчет ведомости.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ страшим государственным инспектором по охране леса отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ресурс-лес» по факту административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст.8.25 КоАП РФ. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что ООО «Ресурс-лес», в нарушение условий договора аренды -з от ДД.ММ.ГГГГ, лесного законодательства, Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2047 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах" не выполнило работы по очистке лесосеки от порубочных остатков на площади 42 га.

Доводы стороны ответчика о том, что истцом пропущен срок проведения осмотра лесосеки на 4 месяца, не являются основанием для признания акта осмотра недопустимым доказательствам. Осмотр был проведен в присутствии представителя ответчика и акт осмотра им подписан, как и сообщение о результатах осмотра лесосеки, никаких замечаний со стороны представителя ответчика не было.

В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 16.1 ЛК РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки.

В силу пункта 9 Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки, утвержденных приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 367, очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

Доказательств подтверждающих, что сторона ответчика произвела выполнения работ по очистке от порубочных остатков, расположенных в лесосеке расположенной в выделах , квартале , Большекетского участкового лесничества в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представила.

Доводы стороны ответчика о том, что КГКУ «Лесная охрана» является ненадлежащим истцом, подлежат отклонению, так как в силу ч.2 ст. 4 Лесного кодекса РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Пунктом 11 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации от Российской Федерации переданы, в том числе, полномочия по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда.

Согласно ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

Как следует из устава КГКУ «Лесная охрана» (учреждение) от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение создано <адрес>м на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес> и собственником имущества учреждения является <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляет министерство лесного хозяйства <адрес> (п.1.2). Данное учреждение создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий учредителя в области лесных отношений (п.2.1).

Предметом деятельности учреждения является надзор за соблюдением требований лесного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и негосударственными организациями и гражданами, направленный на достижение целей деятельности учреждения (п.2.2).

Целями деятельности учреждения является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований лесного законодательства (п.2.3). Для достижения указанных целей деятельности учреждения имеет право предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; обращение в суд с требование об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (п.2.4.1).

Таким образом, КГКУ «Лесная охрана» является надлежащим истцом.

В связи с изложенным суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о возложении обязанности на ответчика ООО «Ресурс-лес» провести работы по очистке лесосеки.

С учетом общегражданского принципа разумности, учитывая объем планируемых лесовосстановительных мероприятий, площадь проведения работ по содействию естественному возобновлению леса, суд полагает необходимым установить срок для выполнения данных работ – не позднее трех месяцев, с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований с зачислением в соответствующий бюджет.

Таким образом, учитывая, что истец на основании подп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета городского округа <адрес> государственную пошлину в размере 6 000 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского государственного казенного учреждения «Лесная охрана» (ОГРН 1022400667530, ИНН 2411000057) удовлетворить.

Возложить обязанность на ООО «Ресурс-лес» (ОГРН 1052460057737, ИНН 2460069686) произвести очистку места рубки от порубочных остатков в лесосеке , расположенной в КГБУ «Пировское лесничество», Большекетское участковое лесничество в квартале , выдел в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Ресурс-лес» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Советский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

ФИО5 Татарникова

Текст мотивированного решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна судья Е.В.Татарникова

2-5785/2022 ~ М-499/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ Лесная охрана
Ответчики
Ресурс-лес ООО
Другие
КГБУ Пировское лесничество
Министерство лесного хозяйства КК
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Татарникова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
20.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2022Передача материалов судье
24.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.06.2022Предварительное судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
11.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2022Дело оформлено
16.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее