Решение по делу № 2-1275/2013 ~ М-1221/2013 от 16.09.2013

Дело № 2-1275/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Баталова Р.Г.,

при секретаре Шумиловой Н.А.,

с участием прокурора Чупровой Е.А.,

представителя ответчика МОУ «СОШ № » г. Сыктывкара Блиновой Г.А.,

представителя ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Чернышова Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 октября 2013 года в г. Сыктывкаре гражданское дело по иску прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах неопределённого круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г.Сыктывкара об обязании оборудовать объект социальной инфраструктуры специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп,

установил:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар», МОУ «СОШ № 27» г. Сыктывкара об обязании оборудовать центральный вход в здание МОУ «МОШ № 27» г. Сыктывкара, расположенное по адресу ... приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в срок до 01.09.2014 года.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в силу статей 7, 18, 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. В соответствии со статьёй 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Исходя из предмета деятельности МОУ «СОШ № 27», которым является осуществление образовательного процесса, данное учреждение относится к объектам социальной инфраструктуры. По результатам проверки установлено, что перед центральным входом в МОУ «СОШ № 27» находится лестница в железобетонном исполнении. Общее количество ступеней лестницы – 11 штук, высота ступеней- 16 см., высота общего подъема перед входом в учебное учреждение составляет 130 см.Однако, данный подъём не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, в частности, пандусом. Невыполнение ответчиком требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» затрагивает права и интересы детей-инвалидов, которые в полной мере не могут реализовать права, предусмотренные Конституцией РФ.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, указав срок исполнения решения суда – до 01.09.2015 года. В остальной части требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика МОУ «СОШ № 27» г. Сыктывкара с иском согласился.

Представитель ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» исковые требования не признал.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Декларации о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 09 декабря 1975 года, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность (ст.ст. 3, 5).

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности, обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

В силу части 2 указанной статьи в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции РФ).

Согласно статье 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Статьёй 18 указанного закона установлено, что образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В силу статьи 19 данного закона государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

В разделе 3 Строительных норм и правил 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 года № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предъявляются требования о том, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Градостроительная деятельность основывается на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 1996 года № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации рекомендовано осуществлять в приоритетном порядке финансирование мероприятий по приспособлению находящихся в федеральной собственности объектов социальной и производственной инфраструктуры в целях обеспечения беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 года региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с требованиями СниП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78, здание муниципального образовательного учреждения является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здание МОУ должно быть приспособлено для доступа инвалидов.

Как следует из материалов дела, здание Муниципального образовательного учреждения «СОШ № 27» г. Сыктывкара, расположенное по адресу ..., является собственностью муниципального образования городского округа «Сыктывкар», передано в оперативное управление МОУ «СОШ № 27» г. Сыктывкара.

В соответствии с Уставом муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ № 27» г. Сыктывкар данное учреждение является объектом социальной инфраструктуры, основная цель деятельности которого - организация образовательного процесса. Учредителем МОУ «СОШ № 27» является МО ГО «Сыктывкар». Пунктом 6.1 Устава определено, что источником финансового обеспечения деятельности школы является бюджет МО ГО «Сыктывкар» в виде субсидий.

В силу статей 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В судебном заседании установлено, что вход в здание МОУ «СОШ № 27» г. Сыктывкара, расположенное по адресу ..., не приспособлен для подъема инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения, что подтверждается информацией МОУ «СОШ № 27» от 03 сентября 2013 года, в которой указано, что лестница не дублируется пандусами и другими средствами подъема.

Согласно части 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (под. 1 п. 1 ст. 14, под. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

В соответствии со статьёй 35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение бюджета муниципального образования находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, суд считает, что несоблюдение и невыполнение ответчиками требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивают интересы неопределенного круга инвалидов, к которым могут относиться как воспитанники МОУ «СОШ № 27» г. Сыктывкара, так и их родители, бабушки, дедушки и т.д. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Положения закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент объекта социальной инфраструктуры данной категорией лиц.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить обязанность оборудовать вход в здание МОУ «СОШ № 27» г. Сыктывкара специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп на администрацию МО ГО «Сыктывкар», МОУ «СОШ № 27» г. Сыктывкара, определив срок исполнения требования до **.**.**.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Сыктывкара и администрацию МО ГО «Сыктывкар» оборудовать центральный вход в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г.Сыктывкара, расположенного по адресу ..., специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в срок до **.**.** в соответствии со СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным Постановлением Госстроя РФ № 73 от 16.07.2001 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья - Р.Г.Баталов

Мотивированное решение изготовлено 10.10.2013 года.

2-1275/2013 ~ М-1221/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Эжвинского района г. сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МОУ СОШ № 27
Администрация МО ГО "Сыктывкар"
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми
Судья
Баталов Роман Геннадьевич
Дело на странице суда
ejvasud--komi.sudrf.ru
16.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2013Передача материалов судье
20.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.09.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2013Судебное заседание
10.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2013Дело оформлено
12.11.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее