О П Р Е Д Е Л Е Н И Е № 2-686/2018г.
п.Березовка 09 июля 2018г.
Березовский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Романовой О.А.. при секретаре: ФИО6, рассмотрев гражданское дело по иску Воронежцевой Юлии Викторовны, Вензель Александра Андреевича, Воронова Виталия Геннадьевича к Дергачеву Константину Ивановичу, администрации Березовского района Красноярского края о признании недействительным постановления, исключении сведений из ЕГРН о земельном участке,
У С Т А Н О В И Л :
Воронежцева Ю.В., Вензель А.А., Воронов В.Г. обратились в суд с иском к Дергачеву К.И,, администрации Березовского района Красноярского края о признании недействительным постановления, исключении сведений из ЕГРН о земельном участке, свои требования мотивировали тем, что на основании Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» Администрацией Березовского района было принято постановление №282 от 03 апреля 1996 г. «О реорганизации совхоза «Есаульский». Данным постановлением было определено передать СПК «Есаульский» в коллективно-долевую собственность бесплатно 4458 га земли.
Из приложения к данному постановлению, определяющим основные показатели проекта перераспределения земель совхоза «Есаульский» следует, что земельные площади на <дата> совхоза «Есаульский» составляли 13 639 га. Согласно п.6а - передается бесплатно 4458 га земли, согласно п. 13 - земли крестьянских хозяйств составляют 256 га.
Воронежцевой Ю. В., на основании данного постановления, как работнику СПК «Есаульский», было выдано <дата> Свидетельство РФ - X №, на право собственности на земельную долю с оценкой 126 баллогектаров, тем самым установлено право коллективно-долевой собственности Воронежцевой Ю.В.
<дата> Администрацией Березовского района Красноярского края принят; постановление №, которым постановлено:
Предоставить земельный участок на праве собственности Дергачеву Константин; Ивановичу без - права отчуждения, выделяемый из коллективно-долевой собственности СПК «Есаульский» в районе д. Ермолаево на площади 4,1 га, согласно баллобоннтета, в том числе пашни 4,1 га.для ведения личного подсобного хозяйства (согласно с проектом организации крестьянских хозяйств)
Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Березовского района произвести отвод земельного участка в натуре и другие необходимые мероприятия.
Данное постановление незаконно выходит за пределы правомочий администрации и ущемляет права истцов и неопределенного круга лиц (сособственников) как субъектов долевой собственности, исходя из следующего.
В статье 35 Конституции РФ закреплено, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (п. 1 ст. 209 ГК РФ) как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ).
В соответствии с Указом Президента от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 года № 8 6 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы обязаны были до 01.01.1993 года провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.
Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 29.12.1991 года №86 (утратил силу с 27.01.2003 года) предусматривалось право членов колхоза и работников совхоза на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
Согласно п. п. 8, 9, 16 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлениемПравительства Российской Федерации от 04.09.1992 года №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (утратил силу с 27.01.2003 года) и разработанного на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991 года №323 (утратил силу с 25.02.2003 года), трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий должны принять решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом РФ. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определялись индивидуальные имущественные паи и земельные доли. Владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду- другим владельцам долей (паев).
Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» (утратил силу с 25.02.2003 года) на местные администрации возлагалась обязанность по выдаче гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право. Указом Президента РФ от 11.12.1993 года «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» (утратил силу с 25.01.1999 года) было признано, что ведение государственного земельного кадастра, регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость должен осуществлять Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
Порядок реорганизации колхозов и совхозов регулировался Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", который предусматривал, что для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии (пункт 3);районным и внутрихозяйственным комиссиям провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность (пункт 4); колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты (пункт 5).
Согласно пунктам 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от
N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. Размер имущественного пая устанавливается в зависимости от трудового вклада. Допускается объединение земельного и имущественного паев в единый пай с указанием его стоимости и выдачей акций или иных свидетельств собственности. Акции и другие свидетельства собственности на стоимость невостребованных паев передаются сельскому (поселковому) Совету народных депутатов. Владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" утверждено Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий.
Согласно пункту 4 указанного Положения следует, что реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86.
В соответствии с пунктом 9 Положения N 708 трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
N213.
Согласно пункту 1 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на.] земельные доли и имущественные паи, одобренные Постановлением Правительства] Российской Федерации от 01 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих' организаций (предприятий) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли ио праве на имущественные паи составляют (уточняют) списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев в соответствии с действующим законодательством и пунктами 3 и 4 настоящих Рекомендаций; по завершении работы объединяют все материалы по подготовке и выдаче документов в единый пакет и передают их на хранение в органы местной администрации.
Администрация района (глава органа районного самоуправления) после получения указанных в пункте 2 настоящих Рекомендаций документов (материалов) в месячный срок принимает решение о передаче земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) и о выдаче им свидетельств на право собственности на земельные доли;
В соответствии с п. 11 рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.1995 N 96, размер земельной доли рассчитывается в гектарах; в балло-гектарах.
В соответствии с пунктом 18 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), коим в рассматриваем случае являлось постановление администрации Кирсановского района N 336 от 26 августа 1994 года.
Выделение в натуре земельного участка Дергачеву не производилось в соответствии с действующим законодательством.
Для выделения долей в натуре заявители подают заявления в администрацию района (города) и на имя представителя собственников земельного участка, а при отсутствии такового на имя руководителя сельскохозяйственной коммерческой организации, которая использует земельный участок (п. 25 Рекомендаций).
Согласно пунктам 29 - 32 названных Рекомендаций решение о местоположении выделяемых земельных участков оформляется по соглашению всех участников долевой собственности протоколом, который должен быть подписан всеми собственниками земли или их представителями, а также районным комитетом но земельным ресурсам и землеустройству. Данный протокол служит основанием для определения границ земельных участков в натуре.
При наличии разногласий между собственниками и заявителями по поводу- выделения земельных участков, а также при отсутствии согласия о способе определения местоположения этих участков спор разрешается в суде в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством (п. 32 Рекомендаций).
Согласно статье 252 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае разногласий о способе и выделе земельных долей отдельным участникам общей долевой собственности спор подлежит рассмотрению в судебном порядке.
В соответствии со статьей 59 Земельного кодекса РСФСР, статьей 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 No. 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", пунктами 9 - 14, 23 - 33 Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.95 No. 96, выдел земельных долей в натуре из земель колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий производится после предварительного согласования с ними местоположения изымаемого земельного участка с учетом требований по рациональной организации территории и компактного землепользования. (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.10.1996 N 2655/96)
В соответствии с пунктом 4 статьи 53 Земельного кодекса РСФСР, принятого Верховным Советом РСФСР 25.04.1991 (в ред. Закона Российской Федерации от 28.04.1993 N 4888-1 и Указа Президента Российской Федерации 24.12.1993 N 2287), собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
Абзацем 3 статьи 114 Земельного кодекса РСФСР был предусмотрен порядок проведения землеустройства, в соответствии с которым землеустроительные проекты составляются при участии заинтересованных собственников земли, землевладельцев, землепользователей.
В соответствии с абзацем 1 статьи 29 Земельного кодекса РСФСР при уточнении места расположения объекта или увеличении площади участка предприятие, учреждение, организация проводят дополнительные согласования с собственником земли, землевладельцем, землепользователем, арендатором.
Согласно абзацу 2 статьи 28 Земельного кодекса РСФСР при выборе участка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы народных депутатов, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель.
Таким образом, отвод земельного участка должен был быть произведен с обязательным согласованием границ отводимого участка со смежными (заинтересованными) землепользователями.
Согласно абзацу 3 статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" кадастровый учет - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каяздый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других участков.
В соответствии со статьей 14, пунктом 8 статьи 19 данного Федерального закона момент определения возникновения земельного участка как объекта государственного кадастрового учета определен датой внесения соответствующей записи в реестр.
В результате проведения кадастрового учета заявителям выдаются удостоверенные в установленном порядке кадастровые карты (планы) земельных участков, формируются кадастровые дела.
Согласно требованиям пункта 2 статьи 19 вышеуказанного Федерального закона одним из обязательных условий проведения государственного кадастрового учета является представление правообладателем документов о межевании земельных участков.
При этом пунктом 3 статьи 20 данного Федерального закона установлено, что основанием для отказа в проведении кадастрового учета земельных участков является нарушение прав смежных землепользователей при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет.
Из содержания статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" следует, что государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации, и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
При этом государственный кадастровый учет земельных участков направлен на получение в отношении каждого земельного участка таких характеристик, которые позволяют придать ему индивидуально-определенный характер относительно других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.
Исходя из смысла данной правовой нормы, установление и согласование границ спорных земельных участков должно осуществляться с обязательным согласованием границ с сособственниками, соседними землепользователями.
Приведённое нормативное положение призвано обеспечить реализацию гражданами (дольщиков) в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю. Заинтересованными лицами могут быть поданы документы на вьщеление того же участка, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию, предшествующий реализации последующих этапов процедуры.
Статей 1 Земельного кодекса закреплены основополагающие правовые принципы, лежащие в основе регулирования земельных отношений, в том числе: принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В целях реализации названного принципа, законодателем установлены императивные правила предоставления и использования земельных участков.
Однако администрация Березовского района в отсутствие необходимых документов, позволяющих индивидуализировать земельный участок, приняла решение о его предоставлении. При этом, не обладая полномочиями по распоряжению землями совхоза «Есаульский» администрация породила новое право у гражданина Дергачева Константина Ивановича на землю совхоза «Есаульский», т.к. у Дергачева Константина Ивановича возникло два зарегистрированных права: на земельную долю на основании государственного акта (свидетельство) на земельную долю, которая не выделена, и земельный участок который не индивидуализирован.
Статья 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" предусматривает определенный перечень основных сведений о земельном участке, которые в обязательном порядке должны отражаться в Едином государственном реестре земель: кадастровый номер; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Из пункта 5 Правил присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2000 N 660, следует, что кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежатгосударственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу приведенных положений конкретный земельный участок считаетсясформированным и, как следствие, является объектом прав с точки зрениягражданского оборота, если в его отношении проведен государственный кадастровыйучет путем присвоения идентифицирующих характеристик, в том числе кадастрового номера.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "Огосударственном земельном кадастре" государственный земельный кадастр содержит
сведения о земельных участках. Ст. 8 этого Закона предусмотрено, что сведения ГЗК носят
открытый характер и органы, осуществляющие деятельность по его ведению,обязаны предоставлять сведения ГЗК заинтересованному лицу. Сведения предоставляются в виде выписок из ГЗК или иных документов в предусмотренныхзаконом случаях. Порядок предоставления сведений определяется Правительством РФ.
Важным является то, что п. 3 ст. 14 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" закрепляет правило, согласно которому моментом возникновения или
моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного
кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей
записи в Единый государственный реестр земель.
На предпосылке признания земельного участка как единого целого основаныопределения таких видов документов государственного земельного кадастра, как кадастровое дело и кадастровая карта (план). Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных в установленном порядке документов,, * подтверждающих факт возникновения или прекращения существования земельногоучастка как объекта государственного кадастрового учета. Кадастровая карта (план) земельного участка воспроизводит в графической и текстовой формах сведения о земельном участке (и. 2 ст. 16 указанного Закона).Порядок проведения кадастрового учета предусмотрен в п. 2 ст. 19 Федерального закона, в соответствии с которым для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.Указанный порядок предусматривает, что документы, подаваемые для проведения государственного кадастрового учета должны по форме и содержанию соответствовать требованиям законодательства РФ.В соответствии с Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.96, пп. 3.4 п. 6 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства от 17.02.2003 межевание земель включает, в том числе уведомление владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ, согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельных участков с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков.Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади (пункт 1.1 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсами землеустройству 08.04.1996).
В соответствии с п. 1.2. Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству от 08.04.1996 г. установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части
земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы *
удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления У
закрепления границ на местности. < •
В соответствии с пунктом 2 Инструкции межевание земель включает: подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; полевоеобследование и оценку состояния пунктов государственной геодезической сети (ГГС)и опорной межевой сети (ОМС) - опорных межевых знаков (ОМЗ); полевоеобследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояниямежевых знаков; оставление технического проекта (задания) межевания земель; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков; сдачу плнктов ОМС на наблюдение за сохранностью; определение координат пунктов ОМС и межевых знаков; определение площади земельного участка; составление чертежа границ земельного участка; контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ; государственный контроль за установлением и сохранностью межевых знаков; формирование межевого дела и сдачу материалов в архив.
Согласно пункту 5 Инструкции в процессе подготовительных работ осуществляют сбор и анализируют следующие исходные материалы: проект землеустройства, материалы инвентаризации земель; постановление районной, городской (поселковой) или сельской администрации о предоставлении гражданину или юридическому лицу земельного участка; договоры кунли-продажи и сведения о других сделках с земельным участком; выписки из книги регистрации земельного участка;сведения о наличии межевых споров по данному земельному участку; чертеж границ или кадастровые карты (планы) с границами земельного участка; топографические карты и планы; фотопланы и фотоснимки, приведенные к заданному масштабу; схемы и списки координат пунктов ГГС; схемы и списки координат пунктов ОМС; списки координат межевых знаков, затрагиваемых проектом землеустройства, а также проектные координаты вновь образуемого или трансформируемого земельного участка; сведения об особом режиме использования земель.
Пунктом 8.1 Инструкции установлено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.
Извещения (приложение 3.3.) вручаются под расписку (приложение 3.4.) с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело (пункт 8.2 Инструкции).
В соответствии с пунктом 9.1 Инструкции установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
На основании пункта 9.2 Инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Пунктом 9.3 Инструкции предусмотрено, что pезультатыустановления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской
администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом но земельным ресурсам и землеустройству района (города) (приложение 3.5).
Согласно пункту 16.1 Инструкции по завершении межевых работ производитель работ формирует и сдает в комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело, в которое включаются: пояснительная записка, копия или выписка из решений государственных, муниципальных и местных организаций о предоставлении земельного участка, копия или выписки из документов, на основании которых установлен особый режим использования земель, копия договора о купле-продаже, дарственной, завещаанияили другого документа (если такие действия осушествлялись), справки о вкрапленных земельных участках, списки координат пунктов ОМС, списки координат межевых знаков, акт проверки состояния ранее установленных границ земельного участка, технический проект (задание) с рабочим (разбивочным) чертежом, извещения о вызове собственников, владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков для участия в действиях по межеванию земель, доверенности лицам, уполномоченным собственниками, владельцами, пользователями земельных участков, на участие в установлении, согласовании и закреплении на местности границ размежевываемого земельного участка, акт установления и согласования границ земельного участка, акт о сдаче пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью, акт контроля и приемки материалов межевания земель производителем работ, чертеж границ земельного участка.
Ненормативные правовые акты (распоряжения, постановления Администрации), представляют собой юридические факты, входящие в сложный юридический состав, необходимый для заключения сделки.
Само по себе признание недействительным ненормативного правового акта, как одного из элементов сложного юридического состава, обусловившего возникновение права собственности, при наличии заключенного договора дарения, не влечет прекращения таких правоотношений.
Наличие юридической силы (легитимности) ненормативного правового акта, явившегося основанием возникновения права собственности, подлежит проверке судом при рассмотрении спора о признании договора аренды недействительным, в силу чего предъявление самостоятельного иска об оспаривании ненормативного правового акта, подлежащего рассмотрению по правилам КАС РФ, в данном случае не требуется.
Нарушение требований земельного законодательства, регламентирующих процедуру предоставления земельных участков и выделения в натуре, влечет незаконность (недействительность) изданного по результатам проведения такой процедуры ненормативного правового акта и соответственно, влияет на действительность возникшего права и дальнейшего перехода прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты гражданских прав как признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). В силу пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечетюридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику (часть 1). Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Поскольку, Администрация Березовского района не является участником общей tдолевой собственности, в связи с этим не вправе владеть, пользоваться и распоряжаться данным имуществом, в том числе путем образования из данного имущества новых земельных участков.
Кроме того, соглашение всех участников общей долевой собственности СПК «Есаульский» на образование новых земельных участков из находящегося в их общей собственности земельного участка не принималось.
Предоставление Администрацией Березовского района земельного участка, нарушает требования, установленные гражданским и земельным законодательством Российской Федерации, и является незаконным.
При таких обстоятельствах, постановление Администрации Березовского района Красноярского края № от <дата>, является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку не соответствует требованиям статьи 125, 168, 209, 214, 608 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом сведения о земельном участке подлежат исключению из ЕГРН, т.к. постановка на кадастровый учет произведена декларативно (ранее учтенный объект) на основании ничтожной сделки.
Согласно абзацу 2 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Поскольку постановление Администрации Березовского района Красноярского края № от <дата>, является ничтожной сделкой, правовые основания для сохранения записи о государственной регистрации отсутствуют.
При этом у Дергачева Константина Ивановича имеется свидетельство (государственный акт) на право собственности на земельные доли которая в настоящее время не выделена. Отсутствует также решение о местоположении выделяемого земельного участка Дергачеву Константину Ивановичу оформленное по соглашению всех участников долевой собственности протоколом, который должен быть подписан всеми собственниками земли или их представителями, а также районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Утвержденным проект перераспределения земель совхоза «Есаульский» Березовского района Красноярского края предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства - не предусмотрено. Земельный участок на момент принятия постановления Администрации Березовского района Красноярского края № от <дата> не являлся сформированным и, как следствие, объектом прав. Просит признать недействительным постановление Администрации Березовского района Красноярского края № от <дата>, считать судебный акт основанием для аннулирования (исключения) из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 24:04:0301006:227.
В судебное заседание истцы не явились, о времени, и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
До судебном заседания представитель истцов ФИО8,С,, действующий по доверенностям, представил в суд заявление, согласно которого просит прекратить производство по делу ввиду отказа истцов от иска, последствия отказа от иска ст. 220,221 ГПК РФ истцам понятна.
Представитель ответчика администрации Березовского района Красноярского края в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ответчик Дергачев К.И. в судебное заседание не явился.о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц управления федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии по Красноярскому краю, прокуратуры Березовского района Красноярского в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд полагает ходатайство истицы о прекращении производства по делу ввиду отказа от иска, подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу если.. истец отказался от иска и отказ принят судом.
В заявлении об отказе от иска представитель истцов указал, что последствия отказа от иска истцам понятны.
Так как отказ истцов от иска не нарушает чьих либо прав и законных интересов, суд считает возможным производство по делу прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 220-221 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Прекратить производство по гражданскому делу № 2-866/ 2018г. по иску Воронежцевой Юлии Викторовны, Вензель Александра Андреевича, Воронова Виталия Геннадьевича к Дергачеву Константину Ивановичу, администрации Березовского района Красноярского края о признании недействительным постановления, исключении сведений из ЕГРН о земельном участке в виду отказа истцов от иска.
На определение может быть подана частная жалоба в Красноярский краевой суд черезБерезовский районный суд в течение 15 дней с момента провозглашения определения.
Судья: О.А.Романова