Дело № 2-1706/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2016 года
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области,
в составе: председательствующего судьи Макарова В.П.,
при секретаре Третьяковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского», МБДОУ «Детский сад №» об обязании выполнения работ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Каменска-Уральского обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского», МБДОУ «Детский сад №» об обязании выполнения работ, указав, что Прокуратурой г. Каменска-Уральского на основании обращения поступившего от Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области Морокова И.Р., проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности нахождения детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №» (далее - МБДОУ «Детский сад №»), расположенном по адресу: <адрес>, г. Каменск-Уральский, <адрес>.
По результатам надзорных мероприятий установлено, что указанным учреждением обязанности по созданию безопасных условий, а также соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства не исполняются надлежащим образом.
Так, согласно Акту визуального осмотра от (дата) в группах №, 5, 6, 7, 8, 9, расположенных на втором этаже здания МБДОУ «Детский сад №» имеется протекание с кровли, отслоения штукатурки и краски, ржавчина, грибок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении п. 5.1 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
По результатам проведенного обследования комиссией сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта мягкой кровли, замены 100% пароизоляционного слоя, теплоизоляции, стяжки и 2 слоев наплавляемого материала, замены системы внутреннего водостока, заделки швов между стеновыми панелями.
Вместе с тем, прокуратурой г. Каменска-Уральского совместно со специалистами ОНД города Каменска-Уральского, Каменского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск- Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах (дата) организованы и проведены выездные надзорные мероприятия в МБДОУ «Детский сад №».
В ходе выезда установлено, что указанные нарушения до настоящего времени не устранены.
Кроме того, согласно информации ОНД города Каменска-Уральского, Каменского городского округа ГУ МЧС России по <адрес> от (дата) нарушение технико-эксплуатационных свойств кровли здания МБОУ «Детский сад №» при протекании атмосферных осадков на внутреннюю электропроводку, а также на системы и средства противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации) может привести к пожару и уничтожению здания, несет угрозу безопасного пребывания в нем людей.
Просит обязать ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу выделить МБДОУ «Детский сад №» в необходимом объеме денежные средства для проведения капитального ремонта мягкой кровли, замены 100% пароизоляционного слоя, теплоизоляции, стяжки и 2 слоев наплавляемого материала, замены системы внутреннего водостока, заделки швов между стеновыми панелями.
Кроме того, обязать МБДОУ «Детский сад №» в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести капитальный ремонт мягкой кровли, замену 100% пароизоляционного слоя, теплоизоляции, стяжки и 2 слоев наплавляемого материала, замену системы внутреннего водостока, заделку швов между стеновыми панелями, устранить нарушения п. 5.1 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а именно отслоение штукатурки и краски, ржавчину, грибок, в группах №, 5, 6, 7, 8, 9, расположенных на втором этаже здания МБДОУ «Детский сад №».
В судебном заседании представитель прокурора г. Каменска-Уральского Павлов Д.В. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» в судебное заседание не явился, в отзыве направленном в суд просят рассмотреть гражданское дело без их участия, указав, что в настоящее время начаты работы с целью устранения выявленных нарушений.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №» Емелина М.Г. с исковыми требованиями прокурора согласна в полном объеме, пояснив, что (дата), Детским садом № был проведен электронный аукцион на ремонт кровли здания Детского сада № с начальной (максимальной) ценой контракта 1 262 874 рубля. Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона от (дата), победителем признано ООО «АМ-Индустрия».
(дата), между Детским садом № и ООО «АМ-Индустрия» будет заключен муниципальный контракт на ремонт кровли здания МБДОУ «Детский сад №».
Кроме того, в план-график размещения заказов добавлен электронный аукцион на ремонт фасада Детского сада №, с начальной (максимальной) ценой контракта 430 693 рубля 44 копейки.
Представитель третьего лица, ОМС «Администрация г. Каменска-Уральского» в судебное заседание не явился, извещался надлежаще о дне и времени судебного разбирательства.
Судом вынесено определение о рассмотрении гражданского дела в отсутствие ответчика ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского», третьего лица ОМС «Администрация г. Каменска-Уральского».
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает необходимым исковые требования прокурора г. Каменска-Уральского удовлетворить.
Как установлено в ходе рассмотрения гражданского дела, Прокуратурой г. Каменска-Уральского на основании обращения поступившего от Уполномоченного по правам ребенка в Свердловской области Морокова И.Р., проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности нахождения детей в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №» (далее - МБДОУ «Детский сад №»), расположенном по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, <адрес>.
По результатам надзорных мероприятий установлено, что указанным учреждением обязанности по созданию безопасных условий, а также соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства не исполняются надлежащим образом.
Так, согласно Акту визуального осмотра от (дата) в группах №, 5, 6, 7, 8, 9, расположенных на втором этаже здания МБДОУ «Детский сад №» имеется протекание с кровли, отслоения штукатурки и краски, ржавчина, грибок.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении п. 5.1 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
По результатам проведенного обследования здания Детского сада №, сделан вывод о необходимости проведения капитального ремонта мягкой кровли, замены 100% пароизоляционного слоя, теплоизоляции, стяжки и 2 слоев наплавляемого материала, замены системы внутреннего водостока, заделки швов между стеновыми панелями.
Вместе с тем, прокуратурой г. Каменска-Уральского совместно со специалистами ОНД города Каменска-Уральского, Каменского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Каменск- Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах (дата) организованы и проведены выездные надзорные мероприятия в МБДОУ «Детский сад №».
В ходе выезда установлено, что указанные нарушения до настоящего времени не устранены.
Кроме того, согласно информации ОНД города Каменска-Уральского, Каменского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области от (дата) нарушение технико-эксплуатационных свойств кровли здания МБОУ «Детский сад №» при протекании атмосферных осадков на внутреннюю электропроводку, а также на системы и средства противопожарной защиты объекта (автоматической установки пожарной сигнализации) может привести к пожару и уничтожению здания, несет угрозу безопасного пребывания в нем людей.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации, помимо прочего, относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу требований п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.07.2014 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом
Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Частью 9 указанной статьи предусмотрено, что имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
В силу ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от (дата) на основании договора от (дата) двухэтажное нежилое помещение площадью 3227,1 кв.м., расположенное по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, <адрес>, находится в оперативном управлении МБДОУ «Детский сад №».
Поскольку МБДОУ «Детский сад №» является муниципальным бюджетным учреждением, здание детского сада находится в оперативном управлении, данное образовательное учреждение в соответствии с положениями ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании» несет ответственность за создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами.
Таким образом, принятие мер, направленных на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, находящихся в помещениях названного здания, в том числе и проведение ремонтных работ, относится к компетенции МБДОУ «Детский сад №».
В силу ч. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 1.5 Устава МБДОУ «Детский сад №», утвержденного приказом начальника Управления образования (дата) №, учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование город Каменск-Уральский.
Функции и полномочия Учредителя Учреждения осуществляются органом местного самоуправления «Управление образования города Каменска- Уральского».
Функции и полномочия собственника Учреждения в части учреждения подведомственных муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Каменск-Уральский осуществляются органом местного самоуправления «Управление образования города Каменска- Уральского».
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу пункта 3 ст. 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В силу п. 5 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, по смыслу приведенных норм собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность не по всем обязательствам данного учреждения при недостаточности имущества последнего, а только в случае причинения вреда гражданам.
Однако это не свидетельствует о том, что ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» как собственник имущества бюджетного учреждения МБДОУ «Детский сад №» не должен нести обязанности по финансированию проведения в здании образовательного учреждения требуемых ремонтных работ.
Согласно ч. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти (исполнительно- распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 32 Устава муниципального образования город Каменск- Уральский, утвержденного Решением Каменск-Уральской Городской Думы от 22.02.2006 № 148, орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского» является юридическим лицом, формируется и осуществляет управленческие функции в соответствии с Положением о нем, утверждаемым Городской Думой по представлению главы города.
В силу ч. 2 ст. 32 Устава муниципального образования город Каменск- Уральский к полномочиям ОМС «Управление образования города Каменска- Уральского» относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Свердловской области; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Аналогичные положения содержатся в Положении об органе местного самоуправления, утвержденного Решением Городской Думы г. Каменска- Уральского от 18.06.2014 № 306.
В соответствии со абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета.
Исходя из анализа вышеуказанных положений закона, ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» как главный распорядитель средств бюджета муниципального образования самостоятельно осуществляет финансирование получателей бюджетных средств и распределение бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Не смотря на то, что в настоящее время ответчиками предпринимаются меры к устранению выявленных нарушений, проводятся электронные торги на право заключения муниципального контракта на ремонт здания Детского сада №, работы по устранению выявленных нарушений не проведены.
Таким образом суд считает необходимым обязать ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу выделить МБДОУ «Детский сад №» в необходимом объеме денежные средства для проведения капитального ремонта мягкой кровли, замены 100% пароизоляционного слоя, теплоизоляции, стяжки и 2 слоев наплавляемого материала, замены системы внутреннего водостока, заделки швов между стеновыми панелями.
Кроме того, на МБДОУ «Детский сад №» необходимо возложить обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести капитальный ремонт мягкой кровли, замену 100% пароизоляционного слоя, теплоизоляции, стяжки и 2 слоев наплавляемого материала, замену системы внутреннего водостока, заделку швов между стеновыми панелями, устранить нарушения п. 5.1 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а именно отслоение штукатурки и краски, ржавчину, грибок, в группах №, 5, 6, 7, 8, 9, расположенных на втором этаже здания МБДОУ «Детский сад №».
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского», МБДОУ «Детский сад №» об обязании выполнения работ удовлетворить.
Обязать ОМС «Управление образования г. Каменска-Уральского» в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу выделить МБДОУ «Детский сад №» в необходимом объеме денежные средства для проведения капитального ремонта мягкой кровли, замены 100% пароизоляционного слоя, теплоизоляции, стяжки и 2 слоев наплавляемого материала, замены системы внутреннего водостока, заделки швов между стеновыми панелями.
Обязать МБДОУ «Детский сад №» в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу произвести капитальный ремонт мягкой кровли, замену 100% пароизоляционного слоя, теплоизоляции, стяжки и 2 слоев наплавляемого материала, замену системы внутреннего водостока, заделку швов между стеновыми панелями, устранить нарушения п. 5.1 СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а именно отслоение штукатурки и краски, ржавчину, грибок, в группах №, 5, 6, 7, 8, 9, расположенных на втором этаже здания МБДОУ «Детский сад №».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Свердловский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд.
Решение изготовлено в машинописной форме.
Председательствующий: