Дело № 2-144/2022
УИД 53RS0015-01-2022-000052-53
Решение
Именем Российской Федерации
10 марта 2022 года п. Волот
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Масловой С.В.,
при секретаре Савенковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г.В.И. , Г.Н.И. к Администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования по закону,
установил:
Истцы Г.В.И. , Г.Н.И. обратились в суд с иском к Администрации Волотовского муниципального района об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования по закону.
В обоснование иска указали, что их мать, Г.М.К., умерла 20 июля 2017 года, при жизни матери завещание не составлялось. После смерти матери осталось имущество в виде жилого дома и земельного участка, расположенных в <адрес>. На вышеназванное имущество они имеют право как наследники первой очереди по закону. В течение установленного законом срока они не обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в течение данного 6-месячного срока они как наследники совершали действия, являющиеся, в соответствии со статьей 1153 Гражданского Кодекса РФ, фактическим принятием наследства, а именно, с 1 августа 2017 года вступили во владение наследственным имуществом, а именно, жилым домом и земельным участком, принимали меры по сохранению наследственного имущества, а именно, ремонтировали и содержали жилой дом, ухаживали за многолетними насаждениями, скашивали траву на земельном участке.
Просят установить факт принятия наследства и признать за истцами право собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования по закону по 1/2 доли в праве.
После окончательного уточнения исковых требований в ходе производства по делу истцы просили установить факт принятия наследства и признать за ними право собственности по 1/2 доли в праве на жилой дом (бревенчатый) площадью 28,9 кв.м., в том числе, жилой площадью 20,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 4451 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> порядке наследования по закону.
Определением Солецкого районного суда от 02 февраля 2022 года с учетом наличия признаков выморочного имущества к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях (л.д.47).
Определением Солецкого районного суда от 24 февраля 2022 года произведена замена ответчика, в качестве надлежащего ответчика привлечена Администрация Волотовского муниципального округа, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - М.И.А.
В судебном заседании 03 марта 2021 года истцы Г.В.И. и Г.Н.И. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснили, что доказательствами фактического принятия наследства в течение установленного законом срока является проведение ремонта и содержание данного имущества: ремонт крыльца и настил пола на коридоре дома, частичная замена шиферных листов на крыше и замена металлического конька на крыше дома, ремонт пола на летней веранде. Они оплатили и организовали похороны умершей матери, распорядились ее вещами, просили родственницу М.И.А. присматривать за домом в их отсутствие, сами приезжали в дом в летне-осенний период.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, М.И.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований истцов, показав суду, что последние годы жизни Г.М.К. и после ее смерти по просьбе истцов жила в спорном доме, присматривала за ним, представила суду письменное заявление, в котором указала, что против удовлетворения исковых требований не возражает.
Истцы Г.В.И. и Г.Н.И., представитель ответчика - Администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области, третье лицо - М.И.А., о дате, времени и месте судебного заседания извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли, представили заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия.
Третье лицо - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайств об отложении не заявляли, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, в соответствии с ч.3,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав истцов Г.В.И. , Г.Н.И., третье лицо М.И.А., свидетеля Р.Н.И., изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами, причём эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или по закону.
В соответствии со ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
Как установлено в судебном заседании, жилой дом (бревенчатый) площадью 28,9 кв.м., в том числе, жилой площадью 20,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 4451 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> <адрес> принадлежали наследодателю Г.М.К. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22 сентября 1995 года, которое зарегистрировано в Старорусском бюро технической инвентаризации, записано 18 октября 1995 года в реестровую книгу под №, инвентарное дело № (л.д.12, оборот). Свидетельством о праве собственности на землю от 27 сентября 1995 года серия № подтверждается принадлежность указанного имущества Г.М.К.(л.д.10).
20 июля 2017 года Г.М.К. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ДЛ №, выданным отделом ЗАГС Новгородского района комитета ЗАГС и ООДМС Новгородской области и актовой записью о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77).
Согласно ответа № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного нотариусом нотариального округа Волотовский район М.О.В. на запрос суда, по данным архива, а также по данным Единой информационной системы нотариуса, наследственное дело к имуществу Г.М.К., умершей 20.07.2017 года, не заводилось.
В силу ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось, и где бы оно ни находилось.
В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о наследовании" от 29 мая 2012 г. № 9, под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом, такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что наследниками имущества умершей Г.М.К. являются ее сыновья Г.В.И. и Г.Н.И. в равных долях. После смерти матери Г.М.К. к нотариусу в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства наследники не обратились, однако сыновья фактически приняли наследство после смерти матери.
Из показаний свидетеля Р.Н.И. в судебном заседании следует, что братьев Г. она знает с детства, они проживали в ее деревне, затем создали свои семьи и уехали в город. Последние пять лет перед смертью Г.М.К. проживала с одним из сыновей, Г.В.И. , ухаживали за матерью братья вместе, так как живут рядом. После смерти Г.М.К. братья Г. организовали похороны, распорядились вещами умершей матери, попросили двоюродную племянницу М.И.А. приглядывать за домом. Летом после смерти матери приняли все меры к сохранению наследственного имущества - приезжали примерно раз в месяц, косили траву, ремонтировали дом, крыльцо, конек дома.
Из показаний третьего лица М.И.А., данных в судебном заседании 03 марта 2022 года, следует, что истцы приходятся ей двоюродными дядями, когда забрали к себе Г.М.К., то попросили ее пожить в доме, приглядывая за ним, что ей было очень удобно, так как она фактически проживает в <адрес>, откуда не очень удобно добираться. После смерти Г.М.К. по просьбе родственников продолжала приглядывать за домом и участком, не возражает против удовлетворения исковых требований истцов.
Материалами дела и показаниями свидетеля Р.Н.И., третьего лица М.И.А. подтверждается, что Г.В.И. и Г.Н.И. в течение срока принятия наследства приняли все меры к сохранению наследственного имущества - просили родственницу М.И.А. приглядывать за домом, с 1 августа 2017 года вступили во владение наследственным имуществом, а именно, жилым домом и земельным участком, принимали меры по его сохранению, а именно, ремонтировали и содержали жилой дом, скашивали траву на земельном участке, производили ремонт крыльца, заменили металлический конек на крыше дома. Из пояснений истцов и свидетеля Р.Н.И. следует, что истцы оплатили и организовали похороны матери, распорядились ее вещами, просили родственницу М.И.А. присматривать за домом в их отсутствие, сами приезжали в дом в летне-осенний период.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно материалам наследственного дела, истцы являются единственными наследниками первой очереди после смерти наследодателя Г.М.К.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Аналогичная норма закреплена в ст. 219 ГК РФ, в силу которой право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Из материалов дела следует, что жилой дом (бревенчатый) площадью 28,9 кв.м., в том числе, жилой площадью 20,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. Пескова, и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 4451 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> принадлежали наследодателю Г.М.К., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, которое зарегистрировано в Старорусском бюро технической инвентаризации, инвентарное дело № (л.д.12, оборот), а также свидетельством о праве собственности на землю от 27 сентября 1995 года серия №
На основании изложенного, с учетом представленных доказательств, суд считает правильным установить факт принятия истцами Г.В.И. и Г.Н.И. наследства в виде дома и земельного участка, оставшихся после смерти матери Г.М.К. в установленный законом срок и признать за истцами Г.В.И. и Г.Н.И. право собственности в порядке наследования по 1/2 доли на жилой дом (бревенчатый) площадью 28,9 кв.м., в том числе, жилой площадью 20,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 4451 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
При этом, согласно материалам дела, истцы являются единственными наследниками, принявшими наследство после смерти наследодателя Г.М.К. Доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 11, 56, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Г.В.И. , Г.Н.И. к Администрации Волотовского муниципального округа Новгородской области об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования по закону - удовлетворить.
Признать за Г.В.И. право собственности в порядке наследования на 1/2 долю в праве на жилой дом (бревенчатый) площадью 28,9 кв.м., в том числе, жилой площадью 20,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 4451 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Признать за Г.Н.И. право собственности в порядке наследования на 1/2 долю в праве на жилой дом (бревенчатый) площадью 28,9 кв.м., в том числе, жилой площадью 20,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства общей площадью 4451 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности в установленном законом порядке на указанное недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Председательствующий С.В. Маслова