Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
от 13 апреля 2015 года г. Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующей судьи Щукиной Г.Д,
с участием:
истца ФИО2,
представителя ответчика- <***> ФИО5, действующего на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО2 к <***>, <***> <***> о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к <***>, <***> <***> о признании права собственности на жилой дом в силу приватизации, указая, что в ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 совхозом <***> был предоставлен жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, которому впоследствии постановлением Главы Болдыревского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № «О Всероссийской переписи населения в 2000 году», был присвоен <адрес>.
В последующем, в конце ДД.ММ.ГГГГ совхоз <***> был реорганизован в ТОО <***> а в ДД.ММ.ГГГГ ТОО <***> было преобразовано в ЗАО <***> которое в ДД.ММ.ГГГГ было в установленном порядке признано банкротом и ликвидировано. С ДД.ММ.ГГГГ она стала обращаться в органы местного самоуправления и другие инстанции с заявлением о приватизации, предоставленного ей на праве найма жилого <адрес>, однако в удовлетворении данных заявлений ей было отказано в связи с тем, что данный жилой дом не является собственностью <***>, <***> и других предприятий и организаций. Поскольку она во внесудебном порядке не смогла реализовать свое право на приватизацию, занимаемого ею жилого дома просит признать за ней право собственности на жилой <адрес> в порядке приватизации.
В судебном заседании истец поддержала свои исковые требования, ссылаясь на доводы указанные в заявлении, пояснив, что в конце ДД.ММ.ГГГГ администрацией и профкомом совхоза <***> ей, как работнику данного сельхозпредприятия с учетом состава ее семьи, был предоставлен на праве служебного найма одноэтажный, деревянный <адрес> года постройки, расположенный в <адрес>, которым она совместно с членами своей семьи стала пользоваться, оплачивая совхозу <***> квартирную плату. В конце ДД.ММ.ГГГГ совхоз <***> был реорганизован в ТОО <***> но при проведении реорганизации жилищный фонд совхоза <***> куда входил и жилой <адрес>, в муниципальную собственность <***> или гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья не передавался. ТОО «<***> являясь правопреемником совхоза <***> как и его правопреемник ЗАО <***> с ними договоров аренды, безвозмездного пользования, коммерческого найма не заключало и в период банкротства последнего, находящийся в ее пользовании жилой дом в муниципальную собственность не передавало и оплату за жилой дом с нее не взимало. В последующем на основании постановления Главы Болдыревского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № предоставленному ей жилому дому был присвоен <адрес> которым она пользуется по настоящее время, неся расходы на его содержание. Так как ДД.ММ.ГГГГ собственник у находящегося у нее в пользовании жилого <адрес> отсутствует, она не может реализовать свое право на приватизацию предоставленного ей в установленном порядке по договору служебного найма жилого дома.
Представитель <***> ФИО5 пояснил, что жилищный фонд, расположенный в <адрес> ФИО3 <адрес> действительно был построен совхозом <***> за счет государственных средств, так как совхоз являлся дотационным, в связи с чем находился на балансе данного сельхозпредприятия и распределялся по совместному решению администрации совхоза совместно с профсоюзным комитетом. В <***> совхозом <***> работнику данного предприятия ФИО2 был предоставлен на праве служебного найма индивидуальный жилой деревянный <адрес> года постройки, расположенный в <адрес>, которому в последующем был присвоен <адрес>. В конце ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» совхоз <***> был реорганизован в ТОО <***> но при проведении реорганизации жилищный фонд совхоза <***> куда входил и жилой дом ФИО2 в муниципальную собственность <***>, ФИО3 <адрес> муниципального образования или гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья, не передавался. ТОО <***> несмотря на то, что являлось полным правопреемником совхоза <***> в соответствии с требованиями действующего в тот период законодательства жилищный фонд совхоза <***> на паи не делило и члены данного Товарищества в уставный фонд ТОО <***> жилищный фонд совхоза <***> не вносили. В связи с данными обстоятельствами, как во время деятельности ТОО <***> так и его правопреемника ЗАО <***> граждане, оставшиеся проживать в бывшем жилищном фонде совхоза <***>, с конца ДД.ММ.ГГГГ не могут реализовать предоставленное им право на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.
Также же пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ, когда проводилось конкурсное производство в отношении ЗАО <***> их о наличии у последнего социального жилищного фонда конкурсный управляющий не уведомлял и жилищный фонд в муниципальную собственность <***> не передавал.
Представитель ответчика - комитета по управлению муниципальным имуществом <***>, будучи надлежащим образом уведомленный о времени, дате и месте судебного заседания, в суд не явился, направив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - коллективного хозяйства <***> будучи надлежащим образом уведомленный о времени, дате и месте судебного заседания, в суд не явился и причину неявки не сообщил.
Свидетели ФИО6 и ФИО7 показали, что жилищный фонд, расположенный в <адрес> действительно был построен совхозом <***> и распределялся по совместному решению администрации совхоза с профсоюзным комитетом. В конце ДД.ММ.ГГГГ совхозом <***> ФИО2, работающей в тот период птичницей в данном совхозе был предоставлен одноэтажный жилой <адрес> года постройки, расположенный в <адрес>, которому впоследствии был присвоен <адрес>. В конце ДД.ММ.ГГГГ совхоз <***> был реорганизован в ТОО <***> но при проведении реорганизации жилищный фонд совхоза «<***>, куда входил и жилой дом ФИО2 в муниципальную собственность <***>, ФИО3 <адрес> муниципального образования или гражданам не передавался. ТОО <***> являясь полным правопреемником совхоза <***> как и его правопреемник ЗАО «<***> с гражданами, продолжающими проживать в предоставленных ранее совхозом «<***> домах и квартирах, договоров аренды, безвозмездного пользования, коммерческого найма не заключали и расходы на их содержание не несли. После признания ЗАО <***> банкротом жилищный фонд бывшего совхоза <***> конкурсным управляющим в муниципальную собственность не передавался. В связи с данными обстоятельствами с ДД.ММ.ГГГГ граждане, проживающие в жилищном фонде совхоза <***> не могут в установленном порядке из-за отсутствия собственника реализовать предоставленное им право на приватизацию занимаемых ими жилых помещений и жилых домов.
Заслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с порядком приобретения права собственности, урегулированы главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации и классифицируются на первичные и производные.
К числу первичных относится предусмотренный пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ способ приобретения титула собственности на вещь, согласно которому соответствующее право на имущество, имеющее собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218).
В случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 218)
Таким образом, при предъявлении лицом иска о признании права собственности на вещь необходимо доказать наличие одного из предусмотренных законом оснований возникновения такого права.
В обоснование своих требований истец ФИО2 ссылается на то, что право собственности на спорное имущество возникло у нее в силу положений ст. 217 ГК РФ и Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 1) относит реализацию гражданами закрепленного в части 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах.
В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Право на приватизацию жилья по смыслу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и преамбулы Закона РФот 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», является одним из производных способов приобретения права собственности на жилое помещение, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, и служит основным условием реализации прав граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье и наилучшего с их точки зрения варианта улучшения своих жилищных условий.
Из преамбулы Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», следует, что данный закон во главу угла ставит не юридическую судьбу государственного (муниципального) жилищного фонда, а удовлетворение жилищных потребностей граждан, которые в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации должны осуществляться по усмотрению этих граждан и в их интересах.
В решении вопроса о приватизации жилых помещений, основным принципом является принцип добровольности, означающий, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права по своей воле и в своих интересах, путем подачи заявления(ст. 8). Закрепляя в законе это положение, государство взяло на себя обязательство по обеспечению возможности его реализации гражданами и созданию необходимых условий, позволяющих гражданам, выразившим волеизъявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, стать его собственниками.
Согласно показаний истца, представителя ответчика, свидетелей, сведения содержащихся в ведомостях начисления амортизации основных средств совхоза <***> на ДД.ММ.ГГГГ, техническом паспорте, выданном ДД.ММ.ГГГГ Завитинским отделением ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» на жилой одноэтажный, одноквартирный, деревянный жилой <адрес> - совхозом <***> за счет средств государства был построен и сдан в эксплуатации в ДД.ММ.ГГГГ, одноквартирный, деревянный жилой <адрес> общей площадью <***>, который был поставлен на баланс данного сельскохозяйственного предприятия.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, подтвердившего позицию, закрепленную в Постановлении Совета Министров СССР от 12 августа 1961 года № 755 «Об упорядочении использования жилой площади в домах принадлежащих совхозам», в домах совхозов все жилые помещения были признаны служебными.
Как следует из показаний истца, представителя ответчика, свидетелей, утверждавших, что конце ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 совхозом <***> был предоставлен на праве служебного найма жилой деревянный ДД.ММ.ГГГГ года постройки совхоза <***> расположенный в <адрес>, которому в последующем был присвоен <адрес>, сведений содержащихся в трудовой книжке №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Благовещенским молочным комбинатом на имя ФИО2, согласно которой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она осуществляла трудовую деятельность в совхозе <***> а затем у его правопреемников ТОО <***> и ЗАО <***>до ДД.ММ.ГГГГ; ордере от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на основании решения администрации и профкома птичнице совхоза <***> ФИО2, имеющей семью из 2 человек был предоставлен на праве служебного найма жилой однокомнатный дом, расположенный в <адрес> ФИО3 <адрес>; справке администрации <***> от ДД.ММ.ГГГГ № о том что согласно похозяйственным книгам ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ владела и пользовалась жилым домом совхоза «<***> выписке из постановления <***> № согласно которому жилому дому, в котором проживает ФИО2 присвоен адрес: <адрес>; справке <***> от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает и зарегистрирована ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; №, выданном ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в ФИО3 <адрес> на имя ФИО2, согласно которого она с ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированной в <адрес> ФИО3 <адрес>, - в декабре 1981 года совхозом <***>» работнику данного совхоза ФИО2 с учетом членов ее семьи, состоящей из 2 человек, был предоставлен на праве служебного найма жилой одноэтажный, одноквартирный, деревянный дом, расположенный в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки общей площадью <***>, которому впоследствии постановлением <***> от ДД.ММ.ГГГГ № «О Всероссийской переписи населения в 2000 году», был присвоен <адрес>, в связи с чем с данного периода по настоящее время наниматель данной квартиры ФИО2 пользуется данным жилым домом.
Поскольку в силу требований ст. 12 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года и действовавшей до 25 декабря 1993 года, закрепившей что «собственностью совхозов, колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений являются произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной, не запрещенной законом деятельности», колхозы и совхозы не являлись государственными предприятиями, что получило свое закрепление в ст. ст. 93.1, 99 и 100 ГК РСФСР в редакции 1964 года, установивших, что «имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом» и что «колхозы, иные кооперативные организации, их объединения владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом в соответствии с их уставами (положениями). Право распоряжения имуществом, составляющим собственность колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, принадлежит исключительно самим собственникам. Собственностью колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений являются средства производства и иное имущество, необходимое им для осуществления уставных задач», то совхоз <***> в соответствии с Уставом мог владеть на праве оперативного управления объектом недвижимости – домом <адрес>, построенным им за счет средств государства.
В связи с принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1990 года «О предприятиях и предпринимательской деятельности» законодателем с учетом требований ст. 12 Конституции Российской Федерации было принято решение не о приватизации колхозов и совхозов, а об их реорганизации, путем преобразования в иную организационно правовую форму.
Для чего, Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», на колхозы и совхозы была возложена обязанность в 1992 году привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», путем реорганизации и перерегистрации в соответствующих органах (п. 3).
После этого, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было определено, что колхозы и совхозы могут передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, газоснабжения и другие объекты (п.5), а также что колхозы и совхозы имеют право продавать или сдавать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы (кроме объектов образования (п.6). При этом стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза (п. 8).
Принципы и порядок приведения статуса колхозов и совхозов в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», их реорганизации и перерегистрации были определены в Рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденных Минсельхозом РСФСР от 14 января 1992 года, установивших, что в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам, включаются: объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.) (п. 2), но право выбора способов передачи имущества принадлежит трудовому коллективу (п.3). Однако колхозы и совхозы имеют право продавать или сдавать в аренду жилой фонд и некоторые другие объекты социальной сферы, кроме объектов образования (школ, библиотек и др.), юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством (п. 4). При этом решение о передаче, продаже или сдаче имущества муниципальным органам по предложению внутрихозяйственной комиссии принимает общее собрание (собрание уполномоченных) трудового коллектива реорганизуемого хозяйства.
В рекомендациях по реорганизации колхозов и совхозов, утвержденным Минсельхозом РФ от 14 января 1992 года (приложение №1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 года № 570), подтвердивших позицию законодателя, что колхозы и совхозы в силу требований ст. 12 Конституции Российской Федерации являются не государственными предприятиями (ч. 4 п. 1), было предусмотрено, что реорганизация колхозов и совхозов может осуществляться тремя основными путями: раздел хозяйства на крестьянские хозяйства и малые предприятия с последующим их добровольным объединением в ассоциацию или кооперативы; реорганизация хозяйства или его части в акционерное общество открытого или закрытого типа; реорганизация хозяйства или его части в производственный кооператив (коллективное предприятие(п. 5). Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансах колхозов и совхозов имеющие обслуживающее значение для всей территории хозяйства, могут передаваться или продаваться соответствующим местным органам власти, при этом они переходят в муниципальную собственность. Порядок передачи, продажи и сдачи в аренду этих объектов определяется соответствующей Инструкцией. Перечень передаваемых или продаваемых объектов и условия их передачи устанавливаются реорганизационной комиссией по согласованию с местными органами власти и трудовым коллективом реорганизуемого хозяйства (п.6.2).
Согласно Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передачи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», было также определено, что колхозы и совхозы могут передавать, продавать и сдавать в аренду объекты социальной инфраструктуры муниципальным органам. При этом в состав имущества, передаваемого (продаваемого) колхозами и совхозами муниципальным органам включаются объекты социальной сферы (школы, дома культуры, быта, детсады, медпункты и др.); жилой фонд; имущество общего пользования (внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и др.). В случае несогласия сельского (поселкового) Совета народных депутатов решение об указанной передаче принимает районный Совет народных депутатов.
В последующем Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года № 708, были закреплены основные позиции, изложенные в приложении №1 к рекомендациям Роскомзема от 11 августа 1992 года № 570, в том числе, что при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения (п. 5). При реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующими решениями Советов народных депутатов. Нормативы оплаты за приватизируемые жилые помещения жилищного фонда этих хозяйств сверх установленной нормы безвозмездной передачи устанавливаются их трудовыми коллективами (п.6).
Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом из стоимости имущества исключается стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается (п. 13).
Таким образом, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий» утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708, и Инструкции Минсельхоза РФ и Госкомимущества РФ от 10 февраля 1992 года «О порядке передачи и сдачи в аренду имущества колхозов и совхозов муниципальным органам», при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектов жилого фонда трудовым коллективом могло быть принято одно из следующих решений: передача в муниципальную собственность; передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации жилья и соответствующим решением Советов народных депутатов;
Соответственно если жилищный фонд, ранее принадлежащий колхозу или совхозу, был передан в муниципальную собственность, то его передача в собственность граждан осуществлялась в соответствии с Законом о приватизации жилья, но до реорганизации колхоза или совхоза, последние могли самостоятельно осуществить передачу или продажу гражданам занимаемых ими помещений, в порядке, установленном Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» и соответствующими решениями Советов народных депутатов.
Вышеуказанный подход в решении вопроса о судьбе жилищного фонда реорганизуемых совхозов не противоречил требованиям статьи 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определившего, что жилищный фонд совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, подлежит приватизации, а также пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и приложению №3 к данному законодательному акту, закрепившему, что жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности, и подлежит передаче в муниципальную собственность, независимо от того, на чьем балансе он находится.
Согласно решению <***> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной регистрации товарищества с ограниченной ответственностью <***> свидетельству о государственной регистрации ТОО <***> № от ДД.ММ.ГГГГ; Уставу ТОО <***> утвержденного конференцией уполномоченных представителей товарищества с ограниченной ответственностью <***> ДД.ММ.ГГГГ, Учредительному договору о создании Товарищества с ограниченной ответственностью <***> от ДД.ММ.ГГГГ - на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий» утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708, совхоз <***> был реорганизован в Товарищество с ограниченной ответственностью <***> которое закрепило в Уставе, что Товарищество, является правопреемником реорганизуемого совхоза <***> (п. 1.2).
В последующем, согласно Уставу закрытого акционерного общества <***> утвержденного общим собранием коллектива протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ; постановлению <***> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации ТОО «<***> свидетельству о государственной регистрации ЗАО <***> от ДД.ММ.ГГГГ № выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, предоставленной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Амурской области на ДД.ММ.ГГГГ, - в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального Закона от 30 ноября 1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», закрепившего, что «предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие, не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат преобразованию до 1 июля 1999 года, в организационно правовые формы, закрепленные в части первой Кодекса» - ТОО «<***>» было преобразовано в ЗАО <***> которое закрепило в своем Уставе, что Общество является правопреемником ТОО <***>ст. 7).
В связи с чем, суд, учитывая, что в соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица, считает, что ТОО <***> а затем ЗАО <***> стали собственниками имущества совхоза «<***>
Однако как следует из показаний истца, представителя ответчика, свидетелей, утверждавших, что жилищный фонд совхоза «<***> в уставной фонд ТОО <***> не передавался и на паи не делился, сведений содержащихся в Уставе ТОО <***> не содержащегополномочий Товарищества по распоряжению жилищным фондом, но закрепившего что уставной фонд Товарищества в соответствии с положениями учредительного договора и Положением о долевом фонде образуется в размере <***> куда не входит жилищный фонд, Уставе ЗАО «<***>», не содержащего полномочий Общества по распоряжению жилищным фондом, - жилищный фонд совхоза <***> при его реорганизации в ТОО <***>», не был включен в уставной фонд Товарищества, в связи с чем не стал собственностью последнего и его правопреемника ЗАО <***>
В силу требований Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" закрепившего, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия собственника имущества должника (п. 2 ст. 126) и жилищный фонд социального использования подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (п. 5 ст. 132).
Определением Арбитражного суда Амурской области от 18 апреля 2005 года в отношении ЗАО <***> была введена процедура банкротства - наблюдение, решением Арбитражного суда Амурской области от 27 июля 2005 года ЗАО «<***> было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него была открыта процедура банкротства - конкурсное производство, определением Арбитражного суда Амурской области от 20 февраля 2007 года было завершено конкурсное производство в отношении ЗАО <***>
Вместе с тем согласно показаниям истца, представителя ответчика, свидетелей, письменных материалов дела, в том числе выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, предоставленной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес>, свидетельствующей о прекращении деятельности ЗАО <***> ДД.ММ.ГГГГ, в процессе конкурсного производства открытого в отношении ЗАО <***> в силу требований Федерального закона от 26.10.2002 N127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - жилищный фонд муниципальному образованию, на территории которого он расположен, не передавался и данные органы о наличии у ЗАО <***> жилищного фонда социального использования не уведомлялись, в связи с чем суд приходит к выводу, что в период конкурсного производства у ЗАО «<***> не было в собственности и на балансе жилищного фонда, ранее принадлежащего совхозу <***>
Как следует из показаний истца, представителя ответчика, свидетелей, утверждавших, жилищный фонд совхоза <***> в муниципальную собственность <***> или <***>, а также гражданам, проживающим в нем, не передавался; сведений содержащихся в техническом паспорте №, выданном ДД.ММ.ГГГГ Завитинским отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» на жилой одноэтажный, одноквартирный, однокомнатный, деревянный жилой дом №<***> области, ДД.ММ.ГГГГ постройки общей площадью <***>, с инвентарным номером №, в котором сведения о правообладателях объекта отсутствуют; свидетельстве №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> на имя ФИО8. на право собственности на приусадебный участок, расположенный в <адрес>, площадью1204 кв. метров, кадастровом паспорте земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ №28/13-50670, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешённым использованием для приусадебного участка; справке колхоза «<***> от ДД.ММ.ГГГГ №, о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на балансе в колхозе <***> не состоит и документы на него отсутствуют; справках <***> области от ДД.ММ.ГГГГ № и № о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> сельсовета не состоит, муниципальной собственностью не является и какие-либо правоустанавливающие документы в сельской администрации на данный дом отсутствуют; справке <***> от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что ФИО2 не имеет приватизированного жилья и право на приватизацию на территории ФИО3 <адрес> не использовала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года; справке <***> от ДД.ММ.ГГГГ № о том что ФИО2 не имеет приватизированного жилья на территории <***> и право на приватизацию не использовала; уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах и правопритязаниях на объект недвижимого имущества – жилой дом по адресу: <адрес>; справке <***> от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что жилой дом, расположенный по адресу <адрес> муниципальной собственностью ФИО3 <адрес> не является и в реестре муниципальной собственности не значится; сведениях территориального управления Росимущества в Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, о том что жилое помещение (дом), расположенный по адресу: <адрес> реестре федерального имущества не значиться, справке министерства имущественных отношений Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ №, о том что жилое помещение расположенное по адресу <адрес>, в реестре собственности <адрес> отсутствует;--несмотря на прямое указание законодательных и нормативно-правовых актов, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении совхоза <***> в ходе преобразования в ТОО <***> не передавался гражданам, проживающим в нем и не передавался в ведение органам местного самоуправления, на территории которого располагался, т.е. <***>.
С учетом разъяснения содержащегося в абзаце 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» о том, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья, суд приходит к убеждению, что факт не выполнения совхозом <***> <***>, <***> требований действующего в тот период законодательства, по передаче жилищного фонда гражданам, проживающим в нем в порядке установленном Законом РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» либо в ведение органов местного самоуправления, не должен влиять на жилищные права истца, вселившегося и проживающего в служебном жилищном фонде совхоза <***> до преобразования последнего, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления и совхозом <***> документов по передаче жилищного фонда, находящегося в хозяйственном ведении совхоза <***> в ведение органов местного самоуправления, т.е. <***>
Согласно ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Принимая во внимание, сведения о том, что истец ФИО2 начиная ДД.ММ.ГГГГ не использовали право на бесплатную приватизацию (справки <***> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №№№ справка <***> отДД.ММ.ГГГГ № а также учитывая отсутствие правопритязаний на спорный объект третьих лиц, достаточность доказательств, представленных истцом, необходимость устранения неопределенности правового статуса жилого дома, суд считает, что исковые требования ФИО2 о признании права собственности на жилой дом общей площадью <***>, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке приватизации, подлежат удовлетворению путем передачи истцу спорного имущества в собственность.
Однако принимая во внимание показания истца, представителя ответчика, свидетелей сведения, содержащиеся в Свидетельстве о государственной регистрации юридического лица № выданного ДД.ММ.ГГГГ <***> от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной регистрации коллективного хозяйства <***> выписки из протокола общего собрания членов колхоза <***> от ДД.ММ.ГГГГ, Уставе коллективного хозяйства «<***> утвержденного общим собранием членов колхоза <***> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что учрежденное коллективное хозяйство не является правопреемником какого либо юридического лица и не содержит положений касающихся распоряжения и управления жилищным фондом; ; справке колхоза «<***> от ДД.ММ.ГГГГ №06, о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на балансе в колхозе <***> не состоит и документы на него отсутствуют; акте передачи имущества ЗАО <***> вновь образованному колхозу <***> согласно которому жилищный фонд последнему не передавался, а также учитывая требования вышеизложенного законодательства, закрепившего, что жилье подлежит передаче муниципальному образованию на территории которого находится, суд приходит к убеждению, что колхоз «Амурец» и комитет по управлению муниципальным имуществом <***> не являются надлежащими ответчиками по иску ФИО2
Поскольку при обращении с исковым заявлением в суд, истец ФИО2 понесла расходы по оплате государственной пошлины в сумме <***>, которые подтверждаются чеком ордером от ДД.ММ.ГГГГ № то в силу требований ст. 98 ГПК РФ, закрепившей, что государственная пошлина должна быть взыскана с ответчиков пропорционально удовлетворенных требований, суд считает необходимым взыскать данные расходы с ответчика – <***>
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования ФИО2 к <***> о признании права общей совместной собственности на жилой дом в порядке приватизации.
Признать право собственности ФИО2 на жилой одноэтажный, одноквартирный деревянный <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки общей площадью <***>, с инвентарным номером №, в порядке приватизации
Взыскать с <***> в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в сумме <***>.
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к <***> и <***> о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке приватизации- отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Г.Д. Щукина