№ 33-2303/2020 (суд апелляционной инстанции)
№ 2-158/2020 (суд первой инстанции, судья Майорова Л.В.)
№ 18RS0023-01-2018-001556-02 (уникальный идентификатор дела)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июня 2020 года г. Ижевск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Гулящих А.В.,
судей: Ивановой М.А.. Рогозина А.А.,
при секретаре Вахрушевой Л.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солодянкина А. Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сарапуле Удмуртской Республики (межрайонному) (далее – УПФ РФ в <адрес>, Управление) о восстановлении пенсионных прав, по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 12 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Гулящих А.В., объяснения представителя ответчика Горобченко Е.А., поддержавшей доводы и требования жалобы, представителя истца Камаловой З.Г., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Солодянкин А.Г. обратился в суд с иском к УПФ РФ в г. Сарапуле (с учетом изменения предмета иска) о признании незаконным его решения № 247049/17 от 10 июля 2017года в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов его работы мастером строительных и монтажных работ войсковой части № 16726 в период с 7 марта 1991 года по 31 января 1996 года продолжительностью 4 лет 10 месяцев 23 дней, прорабом войсковой части № 16726 в период с 1 февраля 1996 года по 15 января 1999 года продолжительностью 2 лет 10 месяцев 6 дней, прорабом в ОАО «Лесстроймонтаж» с 18 января по 25 декабря 1999 года продолжительностью 11 месяцев 8 дней, прорабом в ООО «Гранит» в период с 5 июля 2006 года по 1 марта 2008 года продолжительностью 1 год 7 месяцев 28 дней и отказа в назначении страховой пенсии по старости, возложении на ответчика обязанности включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить ему страховую пенсию по старости бессрочно как лицу, имеющему необходимый стаж с тяжелыми условиями труда и страховой стаж не менее 25 лет, с момента возникновения права, указывая в обоснование своих требований на незаконность и необоснованность оспариваемого решения ответчика.
Дело судом рассмотрено в отсутствие истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель истца Камалова З.Г. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Горобченко Е.А. исковые требования не признала, полагала оспариваемое решение ответчика законным.
Решением Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 12 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены частично; решение УПФ РФ в г. Сарапуле № 247049/17 от 10 июля 2017 года об отказе в установлении Солодянкину А.Г. пенсии признано незаконным; на УПФ РФ в г. Сарапуле возложена обязанность включить в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы: с 7 марта 1991 года по 15 января 1999 года в войсковой части № 16726 в должностях мастера строительных и монтажных работ, прораба продолжительностью 7 лет 7 месяцев 4 дня; с 8 февраля по 25 декабря 1999 года в ОАО «Лесстроймонтаж» в должности производителя работ и назначить Солодянкину А.Г. пенсию в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях), начиная с 27 июня 2017 года; в остальной части требования Солодянкина А.Г. оставлены без удовлетворения; с УПФ РФ в г. Сарапуле в пользу Солодянкина А.Г. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит данное решение суда отменить и принять по делу новое решение, считая решение в части включения в стажа работы истца в тяжелых условиях труда периода работы истца с 8 февраля по 25 декабря 1999 года производителем работ в ОАО «Лесстроймонтаж» и возложения на ответчика обязанности назначить истцу пенсии Солодянкину А.Г. с 27 июня 2017 года, вынесенным с нарушением норм материального права, основанным на неверном толковании законодательства о пенсионном обеспечении граждан, факт работы истца в указанный период в должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, считает недоказанным.
Истец Солодянкин А.Г., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело судебной коллегией рассмотрено в его отсутствие, с участием его представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Солодянкин А.Г., родившийся 30 июня 1962 года, 27 июня 2017 года обратился в УПФ РФ в г. Сарапуле с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Решением от 10 июля 2017 года № 247049/17 УПФ РФ в г. Сарапуле отказало Солодянкину А.Г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
УПФ РФ в г. Сарапула признан стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, продолжительностью 10 лет 8 месяцев 13 дней при требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости 12 лет 6 месяцев.
Ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды работы истца с 3 сентября по 4 октября 1980 года каменщиком Сарапульской ПМК-569, с 8 февраля 1999 года по 27 февраля 2001 года - производителем работ в ОАО «Лесстроймонтаж» и с 5 июля 2006 года по 1 марта 2008 года - прорабом в ООО «Гранит».
В системе обязательного пенсионного страхования Солодянкин А.Г. зарегистрирован 26 декабря 1999 года.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются представленными в дело соответствующими письменными доказательствами и сторонами не оспариваются.
Разрешая спор между сторонами, суд первой инстанции признал подлежащими включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лишь часть из указанных в исковом заявлении спорных периодов работы истца.
Поскольку решение суда в апелляционной жалобе оспаривается лишь в отношении периода работы истца с 8 февраля по 25 декабря 1999 года в должности производителя работ в ОАО «Лесстроймонтаж», судебная коллегия проверяет решение суда только в этой части.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях (в редакции на момент принятия ответчиком оспариваемых решений) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно ч. 2 ст. 30 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, а также могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Поскольку спорный период имел место после 1 января 1992 года, применению подлежит Список № 2 1991 года.
Согласно данному Списку право на льготное пенсионное обеспечение дает работа в должности мастера строительных и монтажных работ и производителя работ (раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», позиции 2290000б-23419, 2290000б-24441).
На основании ст. 14 Закона о страховых пенсиях и п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, засчитываемые в соответствии с названным Федеральным законом в страховой стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Изучив материалы дела, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, поскольку представленные в дело доказательства не подтверждают факт работы истца в предусмотренной Списком № 2 1991 года должности производителя работ, занятого в строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Одна лишь запись в трудовой книжке о занятии должности производителя работ не может являться достаточным доказательством данного факта.
В выписке из лицевого счета застрахованного лица в оспариваемый ответчиком период работы истца с 8 февраля 1999 года по 25 декабря 1999 года указан под общими условиями.
Сведения в уточняющей характер работы истца справке от 19 ноября 2018 года, выданной ООО «Лесстроймонтаж», не подтверждены первичными документами, на которые имеется ссылка в данной справке.
Другие документы, подтверждающие льготный характер работы истца, работодателем в УПФ РФ в г. Сарапуле не представлены.
При оценке уточняющей справки, судебная коллегия учитывает, что Солодянкин А.Г. является учредителем ООО «Лесстроймонтаж».
Осуществление ОАО «Лесстроймонтаж» работ по строительству, реконструкции, техническому перевооружению, реставрации и ремонту зданий, сооружений и других объектов никакими доказательствами не подтверждается. Изменения в устав данной организации, предусматривающие осуществление данным хозяйственным обществом строительства и ремонта жилых и производственных объектов, ремонта и монтажа коммуникационных сетей (водопровода, канализации, отопления, электросетей) внесены только 8 декабря 1999 года.
Штатное расписание ОАО «Лесстроймонтаж» по состоянию на 1 января 1999 года не позволяет сделать вывод о том, что данная организация осуществляла работы, занятость производителем работ (прорабом) в которых, давала бы истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (кроме должностей управленческого персонала, в организации имелись по одной должности прораба, мастера автослесаря, тракториста, слесаря-сантехника, электрика и электросварщика и 3 должности охранника).
Без учета данного периода работы истца, специального стажа истца не достаточно для назначения страховой пенсии по старости.
В связи с этим решение суда подлежит изменению, в удовлетворении исковых требований о признании решения УПФ РФ в г. Сарапуле № 247049/17 от 10 июля 2017 года незаконным в части включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы истца с 8 февраля 1999 года по 25 декабря 1999 года производителем работ в ОАО «Лесстроймонтаж» и отказа назначить истцу данную пенсию, а также о возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости следует отказать.
Разрешая требование истца о возмещении за счет ответчика расходов на оплату услуг представителя, суд первой инстанции не учел требования ст.ст. 98 и 100 ГПК РФ. Принимая во внимание частичное удовлетворение исковых требований истца, расходы подлежат возмещению истцу ответчиком лишь частично. Исходя из того, какие исковые требования истца удовлетворены и в удовлетворении каких требований истца судом отказано, и руководствуясь принципом разумности и справедливости, судебная коллегия полагает необходимым уменьшить размер возмещения расходов истца на оплату услуг представителя до 12000 рублей 00 копеек.
В остальной части решение изменению не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 12 февраля 2020 года изменить.
Исковые требования Солодянкина А.Г. к УПФ РФ в г. Сарапуле удовлетворить частично.
Обязать УПФ РФ в г. Сарапуле включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы истца с 7 марта 1991 года по 15 января 1999 года в войсковой части № 16726 мастером строительных и монтажных работ и прорабом продолжительностью 7 лет 7 месяцев 4 дня.
В остальной части исковые требования Солодянкина А.Г. к УПФ РФ в г. Ижевске оставить без удовлетворения.
Взыскать с УПФ РФ в г. Ижевске в пользу Солодянкина А.Г. расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 рублей 00 копеек и на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Апелляционную жалобу ответчика УПФ РФ в г. Сарапуле удовлетворить.
Председательствующий А.В. Гулящих
Судьи М.А. Иванова
А.А. Рогозин