Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Самара 14 июля 2021 года
Красноглинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Мамышевой А.З.,
с участием административного истца Корнеевой Н.А.,
представителя административного ответчика <данные изъяты>
представителя заинтересованных лиц <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1518/2021 по административному иску Корнеевой Н. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Самарской области о признании действий незаконными и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Административный истец Корнеева Н.А. обратилась в суд с административным иском к инспекции Федеральной налоговой инспекции по Красноглинскому району г. Самары об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц записи № об <данные изъяты> как о руководителе и лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица <данные изъяты>», восстановить руководителем <данные изъяты> Корнееву Н.А.
Административные исковые требования истец обосновывала недействительностью документов и несоответствующих требований законодательства со ссылкой на заключение Федеральной нотариальной палаты Самарской области от <дата> №.
Впоследствии административный истец уточн6ила исковые требования и просила суд признать незаконным решение инспекции Федеральной налоговой инспекции по Красноглинскому району г. Самары от <дата> о регистрации изменений в сведения, содержащие в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица – <данные изъяты> относительно смены руководителя юридического лица: прекращение полномочий Корневой Н.А. и возложении полномочий на <данные изъяты>.; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 20 по Самарской области внести запись в ЕГРЮЛ о недействительности записи ГРН № от <дата> со дня ее внесения.
<дата> в результате реорганизации Инспекция Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самара (далее по тексту ИФНС) преобразована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 20 по Самарской области (далее по тексту МИФНС № 20).
Определением суда от <дата> в протокольной форме к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен <данные изъяты>, определением суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен <данные изъяты>, в протокольной форме определением суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен нотариус <данные изъяты>
В судебном заседании административный истец Корнеева Н.А. исковые требования с учетом уточнений поддержала и просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика <данные изъяты>, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми и требованиями не согласился, просил отказать удовлетворении требования, поскольку запись в ЕГРН внесена на основании полного пакета документов, оснований для отказа не имелось, судебные акты о запрете регистрационных действий либо обращения заинтересованных лиц о наличии спора не имелось.
Представитель заинтересованных лиц <данные изъяты> и <данные изъяты> <данные изъяты>., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась просила отказать по доводам, изложенным в письменных пояснениях, отзывах на иск.
Заинтересованное лицо <данные изъяты> о рассмотрении дела извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, полагая исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <дата> в ИФНС обратился <данные изъяты> с заявлением по форме № № о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН в отношении <данные изъяты>». Подлинность подписи <данные изъяты> и полномочия последнего удостоверены нотариусом <данные изъяты> Решением ИФНС <дата> № внесена запись ГРН № об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, в отношении <данные изъяты>
С данным действиями не согласилась Корнеева Н.А., являющаяся предыдущим руководителем юридического лица, и обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно п.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Настоящее административное исковое заявление об оспаривании решения административного органа от <дата> поступило в суд <дата>, т.е. в установленный законом срок для обращения в суд с заявленными требованиями.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» судам разъяснено, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Проверяя законность действий регистрационного органа, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положению статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», настоящий федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 5 вышеуказанного закона, записи о регистрации вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться следующие сведения и документы о юридическом лице:
фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В силу части 2 статьи 17 указанного Федерального закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
На основании пункта 2 статьи 18 Федерального закона № 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, внесенными в учредительный документ юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (абзац 1 пункта 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Согласно пункту 4.1 статьи 9 вышеназванного закона регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Анализируя вышеизложенные нормы закона, регламентирующего порядок ведения ЕГРЮЛ, суд приходит к выводу, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе общества необходимо обращение в регистрирующий орган уполномоченного лица. Иного порядка закон не предусматривает.
Поскольку на момент подачи заявления <дата> и внесения оспариваемой записи <дата> <данные изъяты> являлся избранным председателем правления кооператива, а в налоговый орган были представлены необходимые документы, то запись об <данные изъяты>, как о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, является правомерной.
Судом не принимается в качестве доказательства заключение нотариальной палаты, на которое ссылается административный истец, как немеющее правового значения для разрешения настоящего дела в связи с вышеизложенными нормами права. Так, в функции регистрационного органа не входит проверять представленные заявителем документы на предмет допустимости, оснований сомневаться в действиях нотариуса не имелось, истребование дополнительных документов не предусмотрено законом.
При таких обстоятельствах, суд находит действия ИФНС по внесению оспариваемой записи законными, поскольку нарушений требований какого-либо законодательства не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются.
Применительно к положениям вышеизложенного законодательства, для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице ПСДК «Авиатор-Алексеевка», необходимо обращение в регистрирующий орган уполномоченного лица с необходимым пакетом документов. Таким образом, административный истец не лишен права при наличии всех необходимых документов обратиться в регистрационный орган для внесения изменений в записи ЕГРЮЛ.
Исходя из материальных норм права, установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии обязательной совокупности условий для признания незаконным решения регистрационного органа и возложении каких-либо обязанностей, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Разрешением настоящего административного иска, по мнению суда, отпала необходимость в мерах предварительной защиты, принятых определением Красноглинского районного суда г. Самары от <дата>, в связи с чем они подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Корнеевой Н. А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 20 по Самарской области о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Красноглинскому району г. Самары от <дата> и возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Отменить принятые определением Красноглинского районного суда г. Самары от <дата> меры предварительной защиты административного иска в виде
- наложения ареста на денежные средства, находящиеся и поступающие на расчетный счет, открытый на имя <данные изъяты> в <данные изъяты> <данные изъяты>
- запрета <данные изъяты> осуществлять от имени <данные изъяты> единоличные действия, предусмотренные уставом <данные изъяты>
Исполнение настоящего решения в части отмены мер принудительной защиты подлежит сотрудниками <данные изъяты> и <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г.Самара в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 21.07.2021 года.
Судья: И.А. Щетинкина