Дело № 2-2826/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июня 2018 г. п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Сисюра Л.В.,
при секретаре Елистратовой С.К.,
с участием представителя процессуального истца - прокурора Емельяновского района помощника прокурора Алексеева Р.О.,
представителя ответчика – директора МБОУ «Мининская начальная общеобразовательная школа» - Белозеровой Н.Б.,
представителя третьего лица – МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района» Максимовой Н.А., действующей на основании доверенности от 14.05.2018г., сроком действия 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Мининская начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к МБОУ «Мининская начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, просил обязать ответчика в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу:
- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления»;
- составить и утвердить паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.2013г. № 712, на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности МБОУ;
- копию паспорта, заверенного юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручить под роспись.
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В ходе проведенной проверки установлено, что в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБОУ «Мининская начальная общеобразовательная школа» имеется ряд нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445, утратившие потребительские свойства люминесцентные лампы, картриджи печатных устройств с содержанием тонера 7% отработанные, жидкокристаллические мониторы, клавиатуры, манипуляторы «мышь» с проводами, принтеры, сканеры, системные блоки отнесены к 1-4 классам опасности. В соответствии с ч. 2 ст. 14, ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности с порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы 1-4 класса опасности должен быть составлен паспорт. При эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В ходе осуществления деятельности ответчика образуются отходы, которые относятся к 1-4 классам опасности для окружающей среды согласно Приказу Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов". Вместе с тем, в нарушение требований законодательства, учреждением не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют паспорта на опасные отходы 1-4 класса опасности. 25.10.2017г. прокуратурой Емельяновского района в адрес МБОУ «Мининская начальная общеобразовательная школа» внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства. По результатам рассмотрения представления прокурора указанная разрешительная природоохранная документация не была разработана ответчиком. Таким образом, деятельность ответчика по обращению с отходами является незаконной и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Емельяновского района Алексеев Р.О. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал, ссылаясь на вышеизложенное.
Представитель ответчика – директор МБОУ «Мининская начальная общеобразовательная школа» Белозерова Н.Б. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время образовательным учреждением проводится работа по разработке паспортов на опасные отходы 1-4 классов опасности, но данная процедура требует значительного времени и дополнительного финансирования. В предложенный прокурором трехмесячный срок устранить имеющиеся недостатки невозможно. В случае удовлетворения исковых требований просила установить срок для исполнения решения – 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района» Максимова Н.А., действующая на основании доверенности от 14.05.2018г., сроком действия 3 года, пояснила, что в настоящее время образовательным учреждением проводится работа по разработке паспортов на опасные отходы 1-4 классов опасности, но данная процедура требует значительного времени (более трех месяцев) и дополнительного финансирования. В октябре 2017 года директор школы отчиталась о проделанной работе прокурору Емельяновского района, при этом была проведена служебная проверка в школе, по результатам которой виновное лицо – директор Белозерова Н.Б. была привлечена к дисциплинарной ответственности, ей было объявлено замечание.
Представитель третьего лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва в зал судебного заседания не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом (л.д. 20).
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, по следующим основаниям.
Согласно требованиям ст. 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Согласно ч.3 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно ч.2 ст. 18 указанного закона лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно ч.1, ч.2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013г. № 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов 1-4 классов опасности. Согласно п. 4,7 указанных Правил, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 классов опасности. На отходы 1-4 классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. N 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Судом установлено, что 25.10.2017г. прокурором Емельяновского района внесено представление
в адрес МБОУ «Мининская начальная общеобразовательная школа» об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления (л.д. 6-7).
Согласно ответу и.о. руководителя МКУ «Управление образованием администрации Емельяновского района» от 11.05.2018г. Самохваловой О.П. в настоящее время приняты меры по разработке паспортов по образовательным учреждениям на опасные отходы 1-4 класса опасности по форме, утвержденной постановлением правительства РФ № 712 от 16.08.2013г., которые будут направлены в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (л.д. 10).
Из ответа зам.министра Министерства экологии регионального природопользования Красноярского края Варфоломеева И.В следует, что проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение для установления нормативов от МБОУ «Мининская начальная общеобразовательная школа» по состоянию на 04.05.2018г. не поступали (л.д. 12).
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчиком не была разработана разрешительная природоохранная документация. Отсутствие финансирования не является основанием для освобождения лица от обязанностей, установленных федеральным законодательством.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов.
В связи с вышеперечисленным, суд считает заявленные требования Прокурора Емельяновского района Красноярского края законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в срок в течение 10-и месяцев, со дня вступления решения в законную силу. Указанный срок устанавливается судом с учетом необходимости предоставления достаточного времени для проведения работ по устранению выявленных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Емельяновского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Мининская начальная общеобразовательная школа» о возложении обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования удовлетворить.
Обязать МБОУ «Мининская начальная общеобразовательная школа» в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления»;
- составить и утвердить паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.2013г. № 712, на опасные отходы 1-4 класса опасности для окружающей среды, которые образуются от деятельности МБОУ;
- копию паспорта, заверенного юридическим лицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручить под роспись.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд, с подачей апелляционной жалобы через Емельяновский районный суд в месячный срок со дня изготовления полного текста решения.
Судья Л.В. Сисюра