№ 12-416/2020
24MS0144-01-2019-006475-15
Р Е Ш Е Н И Е
г. Красноярск 06 августа 2020 года
Судья Советского районного суда г. Красноярска Вастьянова В.М., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе защитника Общества с ограниченной ответственностью «АЗУР эйр» - Барсионова Александра Александровича на постановление мирового судьи судебного участка № 144 в Советском районе г.Красноярска от 28 января 2020 года, которым Общество с ограниченной ответственностью «АЗУР эйр» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 144 в Советском районе г.Красноярска от 28.01.2020 года Общество с ограниченной ответственностью «АЗУР эйр» (далее по тексту ООО «АЗУР эйр») привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «АЗУР эйр» - Барсионов А.А., действующий на основании доверенности от 26.12.2019 года, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от 28.01.2020 года отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что при принятии решения о привлечении ООО «АЗУР эйр» к административной ответственности не учтены основные требования законодательства об административной ответственности, одной из задач которого является защита законных экономических интересов юридических лиц, а также не дано надлежащей правовой оценки представленным со стороны ООО «АЗУР эйр» доказательств, подтверждающих факт отсутствия события административного правонарушения.
Согласно п 5.84. Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП-128), эксплуатант не допускает членов летного экипажа воздушного судна до выполнения своих функций, если они не прошли подготовку по разработанной эксплуатантом программе подготовки, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей.
В соответствии с ч. 4 ст. 54 ВК РФ, подготовка специалистов согласно перечню специалистов, авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Обучение членов летных экипажей ООО «АЗУР эйр» в соответствии с п. 5.84 ФАП- 128 по программам периодической теоретической подготовки и проверки знаний пилотов воздушных судов Boeing-777, Boeing-767, Boeing-757, Boeing-737 проводилось по утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) программам подготовки (п. 7 Федеральных авиационных правил «Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации» утверждены приказом Минтранса России от 02.10.2017 г. № 399).
Кроме этого, в соответствии с пп. 3 п. 5 разд. 2 Положения о Департаменте государственной политики в области гражданской авиации (далее - Положение), утвержденного приказом Минтранса России от 02.11.2009 № 192 Департамент государственной политики в области гражданской авиации (далее - Департамент) выполняет задачи по координации деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
В соответствии с пп. 21 и 80 Положения, Департамент разрабатывает нормативные правовые акты в области гражданской авиации и осуществляет рассмотрение обращений, заявлений и жалоб физических и юридических лиц по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента.
ООО «АЗУР эйр» направило письмо (от 04.09.2018 года № исх2018-09-04/3) о разъяснении правомерности проводимой в ООО «АЗУР эйр» периодической подготовки членов летных и кабинных экипажей.
Письмом от 05.10.2018 года № 01-02/22346-ис (ответ Департамента на письмо ООО «АЗУР эйр») получен ответ, что воздушное законодательством Российской Федерации не содержит положений, запрещающих эксплуатанту самостоятельно без привлечения АУЦ осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала.
Таким образом, авиакомпания ООО «АЗУР эйр» правомерно проводила подготовку экипажей ВС в соответствии с п. 5.84 и п. 5.99 ФАП-128, а требования, указанные в п. 1 предписания № 2019.02.17-87-СЛС от 23.10.2019 года являются неправомерными.
Следовательно, по мнению заявителя, вывод мирового судьи о совершении ООО «АЗУР эйр» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, основан на расширительном толковании процитированной нормы, что является недопустимым при решении вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов, и противоречит положениям ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Привлекая ООО «АЗУР эйр» к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, как указывает в своей жалобе заявитель, мировым судьей необоснованно дано расширительное толкование данных нормативных положений, позволяющее применить их к невыполнению в установленный срок любого акта органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
Кроме того, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Жалоба на постановление от 28.01.2020 года поступила в суд 07.02.2020 года, то есть в установленный ст. 30.3 КоАП РФ, срок.
Представители ООО «АЗУР эйр», защитник ООО «АЗУР эйр» - Барсионов А.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом заказным письмом, уведомления получены 15.06.2020 года 09.06.2020 года соответственно, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, причины неявки суду неизвестны.
В судебное заседание представители УГАН НОТБ СФО Ространснадзора не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом заказным письмом с уведомлением, извещение получено 09.06.2020 года, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, причины неявки суду неизвестны.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежит доказыванию наличие, в числе других обстоятельств, виновность лица в совершении административного правонарушения.
ООО «АЗУР эйр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, вменяемого ООО «АЗУР эйр», является невыполнение в установленный срок (до 28.10.2019 года) предписания №2019.02.17-87-СЛС от 23.10.2019 года должностного лица - заместителя начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) об устранении нарушений воздушного законодательства, а именно: не устранены нарушения требований ст.54 ВК РФ, п.п.2,5 Федеральных авиационных правил «Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных приказом Минтранса России от 29.09.2015 года №289 (далее по тексту - ФАП №289), о приостановке подготовки членов летных экипажей в соответствии с п.5.84 ФАП-128 по программе периодической теоретической подготовки и проверки знаний пилотов воздушных судов Боинг-777, Боинг-767, Боинг-757, Боинг-737 в специализированном структурном подразделении - Центр подготовки персонала без сертификата АУЦ, выданного в соответствии с ФАП №289.
Суд устанавливает наличие факта совершения административного правонарушения и виновность юридического лица, подтвержденные достаточной совокупностью доказательств.
Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дел об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в соответствии с положениями ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
Из этого следует, что предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законом порядке. Не отмененное на момент рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Судом первой инстанции дело рассмотрено с участием защитника ООО «АЗУР эйр», который вину юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, не признал, указал, что на предписания в установленный срок предоставлены ответы, в которых указывалось на обстоятельства, фактически препятствующие их исполнению, поскольку 17.07.2019 года ООО «АЗУР эйр» направило в УЛЭ Росавиации заявление о выдаче центру подготовки персонала ООО «АЗУР эйр» сертификата авиационного учебного центра, подтверждающего его соответствие требованиям ФАП-289. Обучение летных экипажей проводилось по утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта программам подготовки. Кроме того, в соответствии с письмом от 05.10.2018 года Департамента государственной политики в области гражданской авиации воздушным законодательством РФ, законом не предусмотрен запрет эксплуатанту самостоятельно без привлечения АУЦ осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала.
Как следует из материалов дела и постановления от 28.01.2020 года, ООО «АЗУР эйр», вменяется невыполнение им в установленный срок (до 28.10.2019 года) предписания №2019.02.17-87-СЛС от 23.10.2019 года о приостановке подготовки членов летных экипажей в соответствии с п.5.84 ФАП-128 по программе периодической теоретической подготовки и проверки знаний пилотов воздушных судов Боинг-777, Боинг-767, Боинг-757, Боинг-737 в специализированном структурном подразделении - Центр подготовки персонала без сертификата АУЦ, выданного в соответствии с ФАП №289.
Указанное предписание получено ООО «АЗУР эйр» 23.10.2019 года, возражения на полученное предписание в адрес УГАН НОТБ СФО Ространснадзора были направлены 28.10.2019 года, предписание № 2019.02.17-87-СЛС от 23.10.2019 года ООО «АЗУР эйр» в установленном законом порядке обжаловано не было.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ, в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Изучение материалов дела показало, что вышеуказанные требования закона судом первой инстанции не соблюдены, фактически дело рассмотрено не полно и не всесторонне.
Так, анализ постановления судьи свидетельствует о том, что основанием для привлечения ООО «АЗУР эйр» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ явились выводы о том, что ООО «АЗУР эйр» непосредственно после получения предписания 23.10.2019 года не предпринимались все зависящие меры, направленные на его исполнение и устранение нарушения.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований должностного лица, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Таким образом, административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наступает только в случае неисполнения законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Вопрос о законности и обоснованности представления органа, невыполнение которого вменено юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Поскольку, ООО «АЗУР эйр» инкриминировалось совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, из материалов дела видно, что ООО «АЗУР эйр» оспаривало виновность в совершении вмененного административного правонарушения, в частности в письменных возражениях на постановление о возбуждении дела защитником юридического лица указывалось на незаконность предписания органа.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, законность предписания, соответствующие доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о невиновности, судом первой инстанции надлежащим образом не проверены и оценки им в постановлении не дано.
Так, не дано оценки тому обстоятельству, что предписание № 2019.02.17-87-СЛС от 23.10.2019 года, было рассмотрено ООО «АЗУР эйр» и в установленный срок на него в УГАН НОТБ СФО Ространснадзора был направлен ответ в письменной форме от 28.10.2019 года за исх. №2019-10-28/4. Также, в материалах дела имеется письмо от 05.10.2018 года № 01-02/22346-ис Министерства транспорта РФ, полученное еще до вынесения предписания, о том, что воздушное законодательство Российской Федерации не содержит положений, запрещающих эксплуатанту самостоятельно без привлечения АУЦ осуществлять подготовку специалистов авиационного персонала, предусмотренные п.п.5.84 и 5.99 ФАП-128, что противоречит выводу о наличии в действиях ООО «АЗУР эйр» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, при этом законность выданного предписания надлежащим образом проверена не была.
Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка № 144 в Советском районе г.Красноярска от 28.01.2020 года, которым ООО «АЗУР эйр» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении следует прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ООО «АЗУР эйр» состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «АЗУР эйр» - Барсионова Александра Александровича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 144 в Советском районе г.Красноярска от 28 января 2020 года, которым Общество с ограниченной ответственностью «АЗУР эйр» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Общества с ограниченной ответственностью «АЗУР эйр» состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно и не подлежит обжалованию в порядке ст.ст. 30.1-30.10 КоАП РФ, однако, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Вастьянова В.М.