Дело № 2-5045/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 ноября 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Чигаевой Е.С.,
с участием в деле:
заявителя – Елаева И. А.,
органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается, - Администрации городского округа Саранск, ее представителя Исайкина Д. М., представившего доверенность от 2 декабря 2013 года № 128-д,
органа местного самоуправления, бездействие которого оспаривается - Министерства культуры и туризма Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Елаева И. А. о признании незаконным не согласование Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия публичного мероприятия на Советской площади города Саранска Республики Мордовия на территории памятнику В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину на 25 ноября 2014 года и возложении обязанности по устранению в полном объеме допущенных нарушений их прав и свобод гражданина и препятствий к осуществлению ими прав и свобод,
установил:
Елаев И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным не согласование Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия публичного мероприятия на Советской площади города Саранска Республики Мордовия на территории памятнику В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину на 25 ноября 2014 года и возложении обязанности по устранению в полном объеме допущенных нарушений его прав и свобод гражданина и препятствий к осуществлению им прав и свобод.
В обоснование заявления указал, что 19 ноября 2014 года в Администрацию городского округа Саранск и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия им было подано уведомление о проведении 25 ноября 2014 года с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на территории памятника В.И.Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И.Ленину публичного мероприятия в форме пикетирования. Указано, что пикетируемыми объектами являются резиденции: представляющего президента Российской Федерации – главного федерального инспектора по Республике Мордовия; главы Республики Мордовия; правительства Республики Мордовия; администрации городского округа Саранск Республики Мордовия.
Считает, что территория памятника В.И. Ленину наиболее отвечает цели пикетирования, так как имеет равноудаленное место расположение от указанных резиденций, имеет возвышенность над площадью, которую возможно использовать для пикетирующих.
С учетом коррупционных скандалов, связанных с представителями публичной власти от КПРФ, наиболее актуальным будет являться пикетирование именно на этой площадке с плакатом, на котором воспроизведены цитаты из высказываний основателя коммунистической партии В.И. Ленина: «…преступникам-коммунистам, коих надо вешать…» В.И. Ленин (ПСС т.45, стр.53), «…скинь с себя мишуру, торжественное коммунистическое облачение…» В.И. Ленин (ПСС т.45, стр.92), в обоснование доводов о действиях представителей публичной власти от КПРФ вопреки требованиям основателя коммунистической партии, который преступников-коммунистов требовал наказывать строже, чем не коммунистов.
В уведомлении указано, что целью публичного мероприятия является: защита свободы мирных собраний, и тесно связанных с нею свободы слова и свободы выражения своего мнения и формирования в обществе убеждения, что проблемы с публичной властью следует обсуждать не где-то за углом, а публично, открыто и гласно на площади; распространение идеи всеобщего мира и добра, обращение внимания всех людей доброй воли, всех людей мира для побуждения выражения своей озабоченности войной на Украине и уничтожением мирного населения военными преступниками, и как следствие для установления всеобщего мира и международной безопасности к выражению требования скорейшего Международного уголовного правосудия над военными преступниками на Украине; защите идеи социальной справедливости (которая под влиянием соглашательства Зюганова дискредитирована) в противовес агрессивному и враждебному антинародному режиму коррупции, произвола, зла и насилия, а также в противовес имперским амбициям международной коррупции, побуждению к выражению требований реальной ответственности за коррупцию, формирование общественного мнения о нетерпимости коррупции, о нетерпимости международной коррупции, нетерпимости произвола и насилия со стороны властей, побуждение к объединению для борьбы в целях устранения всех форм социального неравенства - (непомерные налоги и поборы, непомерные коммунальные платежи не что иное как форма социального неравенства и угнетения), побуждение к выражению требований отмены непомерных налогов и поборов, непомерных коммунальных платежей; организация протестного движения и побуждение к объединению для противодействия коррупции совместно с общественными объединениями: Мордовского регионального общественного движения «Коммунистического движения Революционный Фронт»; Мордовского регионального общественного движения «Антикоррупционный Совет»; Мордовского регионального общественного движения «Красноармейское»; «Движение сопротивления коррупции», решение вопроса для объединения в целях установления подлинных причин возникновения госдолга Мордовии на более чем 26 миллиардов рублей; формирование убеждения в обществе о необходимости конституционной реформы в целях изменения политической системы и государственного устройства для пресечения коррупции и защиты интересов человека труда; побуждение к объединению в целях эффективного противодействия международной коррупции под лозунгом – Долой войну, Януковича на нары, Путина, Зюганова под суд, кремль в музей!
Считает, что Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия не исполнены нормы Конституции РФ и нормы международного права, поскольку скоротечность публичного мероприятия и необходимость организации его проведения требует незамедлительности в его согласовании. Этим, по сути, создано непреодолимое препятствие в реализации права на свободу мирных собраний, которое фактически является запретом на осуществление права на свободу мирных собраний.
Кроме того, заявитель указал, что в пункте 2.1 определения Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 N 484-О-П указывается: «При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях")... . Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. Такие нормативные характеристики положения о цели публичного мероприятия (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"), как свобода публичного мероприятия (отсутствие внешнего давления), формирование мнений (а не простое их провозглашение) и выдвижение требований политического свойства, предполагают наличие обратной коммуникативной связи (прямой или опосредованной, в том числе через средства массовой информации) между участниками публичного мероприятия и теми субъектами, кому оно адресовано.»
По данным основаниям просил суд признать незаконным не согласование Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия публичного мероприятия на Советской площади города Саранска Республики Мордовия на территории памятнику В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину на 25 ноября 2014 года и возложении обязанности по устранению в полном объеме допущенных нарушений его прав и свобод гражданина и препятствий к осуществлению им прав и свобод.
В судебном заседании Елаев И.А. поддержал заявление по тем же основаниям, просил суд удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск Исайкин Д.М. относительно заявления Елаева И.А. возразил, суду пояснил, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия на несоответствия указанных в уведомлении целей, форм публичного мероприятия. В уведомлении о проведении пикетирования указана цель его проведения: «Долой войну, Януковича на нары, импичмент Путину, Зюганова под суд, кремль в музей!». В соответствии с пунктом 6 статьи 2 указанного Федерального закона пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Отличительными признаками пикетирования от иных форм проведения публичных мероприятий является:
публичное мероприятие осуществляется без передвижения и звукоусиливающих устройств,
при пикетировании используются плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;
наличие пикетируемого объекта, имеющего непосредственное отношение к требованиям по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В данном случае публичное мероприятие планировалось провести у памятника В.И. Ленину на Советской площади г. Саранска, который никакого отношения к борьбе с коррупцией, деятельности В.В. Путина и В.Ф. Януковича не имеет.
Целью проведения пикетирования является именно привлечение внимания организаций, лиц, располагающихся в пикетируемом объекте, к проблемам, вопросам, требованиям, высказываемым участниками публичного мероприятия. А если в таком объекте не располагаются лица, организации, которым не обращены требования участников публичного мероприятия, соответственно, цель пикетирования не может быть достигнута.
В судебное заседание представитель Министерства культуры и туризма Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к нижеследующему.
Как следует из материалов дела, 19 ноября 2014 года Елаев И.А. подал в Администрацию городского округа Саранск и Министерство культуры и туризма Республики Мордовия уведомление о проведении публичного мероприятия, целью которого является: защита свободы мирных собраний, и тесно связанных с нею свободы слова и свободы выражения своего мнения и формирования в обществе убеждения, что проблемы с публичной властью следует обсуждать не где-то за углом, а публично, открыто и гласно на площади; распространение идеи всеобщего мира и добра, обращение внимания всех людей доброй воли, всех людей мира для побуждения выражения своей озабоченности войной на Украине и уничтожением мирного населения военными преступниками, и как следствие для установления всеобщего мира и международной безопасности к выражению требования скорейшего Международного уголовного правосудия над военными преступниками на Украине; защите идеи социальной справедливости (которая под влиянием соглашательства Зюганова дискредитирована) в противовес агрессивному и враждебному антинародному режиму коррупции, произвола, зла и насилия, а также в противовес имперским амбициям международной коррупции, побуждению к выражению требований реальной ответственности за коррупцию, формирование общественного мнения о нетерпимости коррупции, о нетерпимости международной коррупции, нетерпимости произвола и насилия со стороны властей, побуждение к объединению для борьбы в целях устранения всех форм социального неравенства - (непомерные налоги и поборы, непомерные коммунальные платежи не что иное как форма социального неравенства и угнетения), побуждение к выражению требований отмены непомерных налогов и поборов, непомерных коммунальных платежей; организация протестного движения и побуждение к объединению для противодействия коррупции совместно с общественными объединениями: Мордовского регионального общественного движения «Коммунистического движения Революционный Фронт»; Мордовского регионального общественного движения «Антикоррупционный Совет»; Мордовского регионального общественного движения «Красноармейское»; «Движение сопротивления коррупции», решение вопроса для объединения в целях установления подлинных причин возникновения госдолга Мордовии на более чем 26 миллиардов рублей; формирование убеждения в обществе о необходимости конституционной реформы в целях изменения политической системы и государственного устройства для пресечения коррупции и защиты интересов человека труда; побуждение к объединению в целях эффективного противодействия международной коррупции под лозунгом – Долой войну, Януковича на нары, Путина, Зюганова под суд, кремль в музей!
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях" пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 названного Закона.
Как следует из части 5 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены частью 1 статьи 12 названного Закона. Одной из обязанностей органа местного самоуправления является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3-х дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Из приведенных выше положений Федерального закона "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях" следует, что при наличии уважительных причин орган местного самоуправления вправе не согласиться с местом и (или) временем проведения публичного мероприятия и направить его организатору, подавшему соответствующее уведомление, мотивированное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Это предложение подлежит согласованию организатором публичного мероприятия с органом местного самоуправления, и до урегулирования этого вопроса организатор публичного мероприятия не вправе проводить его.
Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 2 апреля 2009 г. № 484-О-П, положение части 5 статьи 5 Закона "О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях", предусматривающее полномочие органа публичной власти сделать организаторам публичного мероприятия мотивированное предложение об изменении места его проведения, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей.
На уведомление от 19 ноября 2014 года Администрацией городского округа Саранск Елаеву И.А. был дан ответ за № 7747-исх от 21 ноября 2014 года, из которого следует, что форма организации и проведения заявленного публичного мероприятия не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку в нарушение пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при проведении данного мероприятия заявленные цели не соответствуют пикетируемому объекту, что исключает саму возможность проведения пикетирования. Поэтому согласовать проведение пикетирования 25 ноября 2014 года на Советской площади города Саранска Республики Мордовия у памятника В.И. Ленину и на тротуаре между указанными памятником и площадью, не представляется возможным.
Суд считает заявление Елаева И.А. о признании незаконным не согласование Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия публичного мероприятия необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах.
Приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 года № 1 утвержден перечень мест, единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Республики Мордовия. На территории городского округа Саранск определены следующие места:
1. Театральная площадь г. Саранска (территория, непосредственно прилегающая к зданию Государственного русского драматического театра Республики Мордовия), ул. Советская, 60, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 900 человек (из расчета 1 кв.м. на чел.);
2. Площадка между музейно-историческим комплексом «Навеки с Россией», ул. Красная и водоемом стадиона «Старт», ул. Московская, 12, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 10000 человек (из расчета 1 кв.м. на чел.);
3. Площадка у кинотеатра «Россия» (территория, непосредственно прилегающая к зданию кинотеатра «Россия»), просп. 50 лет Октября, 17-Б, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 550 человек (из расчета 1 кв.м. на чел.).
4. Помещение дома культуры «Луч», ул. Веселовского, д. 40а, зал на 365 мест.
Исходя из вида публичного мероприятия – пикетирование, его цели – защита свободы мирных собраний, и тесно связанных с нею свободы слова и свободы выражения своего мнения и формирования в обществе убеждения, что проблемы с публичной властью следует обсуждать не где-то за углом, а публично, открыто и гласно на площади; распространение идеи всеобщего мира и добра, обращение внимания всех людей доброй воли, всех людей мира для побуждения выражения своей озабоченности войной на Украине и уничтожением мирного населения военными преступниками, и как следствие для установления всеобщего мира и международной безопасности к выражению требования скорейшего Международного уголовного правосудия над военными преступниками на Украине; защите идеи социальной справедливости (которая под влиянием соглашательства Зюганова дискредитирована) в противовес агрессивному и враждебному антинародному режиму коррупции, произвола, зла и насилия, а также в противовес имперским амбициям международной коррупции, побуждению к выражению требований реальной ответственности за коррупцию, формирование общественного мнения о нетерпимости коррупции, о нетерпимости международной коррупции, нетерпимости произвола и насилия со стороны властей, побуждение к объединению для борьбы в целях устранения всех форм социального неравенства - (непомерные налоги и поборы, непомерные коммунальные платежи не что иное как форма социального неравенства и угнетения), побуждение к выражению требований отмены непомерных налогов и поборов, непомерных коммунальных платежей; организация протестного движения и побуждение к объединению для противодействия коррупции совместно с общественными объединениями: Мордовского регионального общественного движения «Коммунистического движения Революционный Фронт»; Мордовского регионального общественного движения «Антикоррупционный Совет»; Мордовского регионального общественного движения «Красноармейское»; «Движение сопротивления коррупции», решение вопроса для объединения в целях установления подлинных причин возникновения госдолга Мордовии на более чем 26 миллиардов рублей; формирование убеждения в обществе о необходимости конституционной реформы в целях изменения политической системы и государственного устройства для пресечения коррупции и защиты интересов человека труда; побуждение к объединению в целях эффективного противодействия международной коррупции под лозунгом – Долой войну, Януковича на нары, Путина, Зюганова под суд, кремль в музей!, суд считает, что форма организации и проведения заявленного публичного мероприятия не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации, поскольку в нарушение пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» при проведении данного мероприятия заявленные цели не соответствуют пикетируемым объектам, что исключает саму возможность проведения пикетирования.
С учетом причин организационного характера, по которым приказом Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции от 9 января 2013 года № 1 утвержден перечень мест, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по вопросу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Республики Мордовия, суд считает, что Администрацией городского округа Саранск было внесено мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия и предложены иные места проведения публичного мероприятия, позволяющие реализовать его цели.
Довод заявителя о том, что поскольку пикетируемыми объектами являются резиденции: представляющего президента Российской Федерации – главного федерального инспектора по Республике Мордовия; главы Республики Мордовия; правительства Республики Мордовия; администрации городского округа Саранск Республики Мордовия, то территория памятника В.И. Ленину наиболее отвечает цели пикетирования, так как имеет равноудаленное место расположение от указанных резиденций, имеет возвышенность над площадью, которую возможно использовать для пикетирующих, суд считает несостоятельными. В силу части первой статьи 8 Закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Администрацией городского округа Саранск соблюдены предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом меры к рассмотрению уведомления Елаева И.А. и приведены обоснованные причины невозможности согласования мероприятия в запрашиваемом заявителями месте.
Таким образом, судом не установлено нарушений Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также прав и свобод заявителя заинтересованными лицами Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требование Елаева И.А. о признании незаконным не согласование Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия публичного мероприятия на Советской площади города Саранска Республики Мордовия на территории памятнику В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину на 25 ноября 2014 года и возложении обязанности по устранению в полном объеме допущенных нарушений их прав и свобод гражданина и препятствий к осуществлению ими прав и свобод, удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать Елаеву И. А. в удовлетворении заявления о признании незаконным не согласование Администрацией городского округа Саранск и Министерством культуры и туризма Республики Мордовия публичного мероприятия на Советской площади города Саранска Республики Мордовия на территории памятнику В.И. Ленину и на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину на 25 ноября 2014 года и возложении обязанности по устранению в полном объеме допущенных нарушений их прав и свобод гражданина и препятствий к осуществлению ими прав и свобод.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий И.И. Бурлаков
Мотивированное решение суда составлено 1 декабря 2014 года
Судья И.И.Бурлаков