Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-63/2021 (2-1637/2020;) ~ М-1425/2020 от 23.10.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.о.Чапаевск                                                                     12 марта 2021 года

Самарской области

Чапаевский городской суд в составе: председательствующего – судьи Овсянникова С.В., при секретаре Гореловой А.В., с участием истца - Салехова Ш.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело №2-63/21 по исковому заявлению Салехова Ш.З. к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы,-

У С Т А Н О В И Л:

Салехов Ш.З. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы.

В судебном заседании истец – Салехов Ш.З., исковое заявление просил удовлетворить. Он пояснил, что Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.о.Чапаевск (межрайонное) <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, изменённым Решением ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, включении в страховой стаж периода военной службы с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> из-за отсутствия документального подтверждения прохождения им в указанный период военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Считает оспариваемое решение незаконным и необоснованным. В соответствии с положениями действующего постановления Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> военная служба в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях может быть включена в требуемый стаж работы, если перерыв между увольнением со службы и последующей работой в той же местности составляет не более трёх месяцев. Пенсионным органом факт прохождения им военной службы в спорные периоды и последующей работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не оспаривается. В назначении положенной в силу закона досрочной страховой пенсии по старости ему изначально отказано по формальным основаниям со ссылкой на отсутствие документа, подтверждающего факт прохождения военной службы, который ответчиком не истребовался, а в последующем по надуманным основаниям в связи с отсутствием у него пятнадцатилетнего стажа работы в районах Крайнего Севера. Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от <Дата обезличена> «О государственных пенсиях», Законом СССР от <Дата обезличена> «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от <Дата обезличена>                 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С <Дата обезличена> введен в действие Федеральный закон от <Дата обезличена> №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 Закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

    Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч.3, 4 ст.30 Федерального закона от <Дата обезличена> №400-ФЗ).

В силу ч.8 ст.13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

    По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

    С учетом уточнения исковых требований просил признать решение ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Чапаевск (межрайонное) от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и Решение ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) от <Дата обезличена> <Номер обезличен> незаконным, обязать ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о. Новокуйбышевск (межрайонное) включить в его стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды военной службы в Советской армии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>, выплатить ему досрочно страховую пенсию по старости с <Дата обезличена>.

Представитель ответчика – представитель ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное), в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно отзыву, с <Дата обезличена> вступил в силу Федеральный закон от <Дата обезличена> №400-ФЗ «О страховых пенсиях». <Дата обезличена> в ГУ-Управление ПФ РФ обратился Салехова Ш.З. с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона №400-ФЗ.

В соответствии с п.п.6 п.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ досрочно страховая пенсия по старости назначается мужчинам, достигшим возраста 60 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону №400-ФЗ). Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера                       не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 данного закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии с приложением 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ возраст выхода на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст.32 Закона увеличивается в 2020 года на                         24 месяца. Граждане, которые в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> достигнут ранее установленного пенсионного возраста или приобретут необходимый стаж, могут получать страховую пенсию по старости на 6 месяцев ранее достижения событий, предусмотренных приложением 6 (ФЗ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>О-Ф3).

    Документально подтвержденный специальный стаж Салехова Ш.З. (работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) на дату обращения за назначением пенсии составила 10 лет 6 месяцев 29 дней (переводом в РКС - 7 лет 11 месяцев 6 дней), то есть у истца не полный стаж.

    Не подлежит включению в стаж работы истца по п.п. 6 п.1 ст.32 Федерального закона № 400-ФЗ период военной службы по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

    В соответствии с п.8 ст.13 Федерального закона №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Салехов Ш.З. проходил военную службу по призыву, что подтверждается военным билетом.

    В период службы истца действовал Закон СССР от <Дата обезличена>                                  «О государственных пенсиях». В соответствии со ст. 8 Закона от 1956 года право на пенсию по старости имели рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет, право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.

    С <Дата обезличена> введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», который в подпункте «д» пункта 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.

Таким образом, Указом от <Дата обезличена> в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.

С <Дата обезличена> введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», которым в п.2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

    Во исполнение ст.60 Закона СССР от 1956 года принято Постановление Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.

В соответствии с п.п.«д» п.16 Положения от 1972 года право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее                                  15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении                    55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Анализ приведенных норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что как Указ от 1967 года, так и Положение от 1972 года предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от 1972 года установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. При этом, назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже ни одним нормативным актом предусмотрено не было. Постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.

    Таким образом, Постановление от 1968 года <Номер обезличен> предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее                       15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

    Поскольку Салехов Ш.З. проработал менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, то период военной службы по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>         не может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Государственный орган - представитель ГУ-Управление пенсионного фонда РФ Самарской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительность причин неявки не известна. Суд принял решение о рассмотрении дела без его участия.

Государственный орган - представитель ОПФ РФ Самарской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, уважительность причин неявки не известна. Суд принял решение о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав пояснения истца, изучив документы, суд считает, что в удовлетворении искового заявления Салехова Ш.З. к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы надлежит отказать. Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.

Так, Решением <Номер обезличен> ГУ-УПФ РФ в г.о.<Адрес обезличен> (межрайонное) от <Дата обезличена> Салехову Ш.З. не включен в стаж работы в МКС период военной службы по призыву с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ввиду отсутствия документального подтверждения прохождения военной службы в районах Крайнего Севера или приравненных к местностях. Документально подтвержденный специальный стаж Салехова Ш.З. (работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) на дату обращения за назначением пенсии составляет 10 лет 6 месяцев 29 дней (переводом в РКС 7 лет 11 месяцев 6 дней). При имеющемся стаже работы в РКС право на пенсию возникает по достижении возраста 57 лет 8 месяцев, то есть <Дата обезличена>. С учётом увеличения возраста выхода на пенсию на 1 год 6 месяцев для 2020 года (приложение 6 к Закону <Номер обезличен>-Ф3, п.3 ст.10 Закона <Номер обезличен>-Ф3) страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от <Дата обезличена> № 400-ФЗ может быть назначена не ранее достижения возраста 59 лет 2 месяца, то есть не ранее <Дата обезличена>.

По сведениям трудовой книжки <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Салехова Ш.З. известно, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проходил службу в Советской армии (военный билет НП <Номер обезличен>); <Дата обезличена> принят <Данные изъяты>» (приказ <Номер обезличен>к от <Дата обезличена>).

    По сведениям архивной справки ФГКУ «Центральный архив министерства обороны» от <Дата обезличена> Салехов Ш.З. проходил службу в войсковой части <Номер обезличен> с                   <Дата обезличена> (приказ <Номер обезличен>) по <Дата обезличена> (приказ <Номер обезличен>) в должности «<Данные изъяты>», в воинском звании «рядовой». По имеющимся в Центральном архиве Министерства обороны книгам учета соединений, частей, учреждений и заведений по условным наименованиям мирного и военного времени Главного организационно-мобилизационного управления ГШ ВС РФ установлено, что войсковая часть <Номер обезличен> в <Дата обезличена> г.г. дислоцировалась в                         <Адрес обезличен>

Согласно военному <Номер обезличен> от <Дата обезличена> известно, что документ выдан Салехову Ш.З., который проходил военную службу в войсковой части <Номер обезличен> с <Дата обезличена> (приказ <Номер обезличен>) по <Дата обезличена> (приказ <Номер обезличен>) в должности «<Данные изъяты>», в воинском звании «рядовой».

Согласно паспорту гражданина Российской Федерации <Номер обезличен>, выданному Отделом УФМС России по <Адрес обезличен> в <Адрес обезличен> <Дата обезличена>, Салехов Ш.З. родился <Дата обезличена> в <Адрес обезличен>, и с <Дата обезличена> зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>.

    Анализируя представленные доказательства, суд исходит из оценки их совокупности, допустимости, относимости и достаточности для принятия судебного решения.

    В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ                       «О страховых пенсиях» право на пенсию по старости имели рабочие и служащие: мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Пунктом 6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ                              «О страховых пенсиях» (аналогичная норма была предусмотрена п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

    При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Согласно ст.33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного ст. 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

    Установлено, что в период времени с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Салехов Ш.З. проходил военную службу в Советской армии.

В период службы истца действовал Закон СССР от <Дата обезличена>                                    «О государственных пенсиях», который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от <Дата обезличена> «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».

Законом СССР от <Дата обезличена> «О государственных пенсиях» право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.

С <Дата обезличена> введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена>), который в п.п. «д» п.5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.

Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.

С <Дата обезличена> введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», которым в пункте 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

Во исполнение ст.60 Закона СССР от <Дата обезличена> «О государственных пенсиях» принято Постановление Совета Министров СССР от <Дата обезличена>                       <Номер обезличен>, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.

    В соответствии с п.п.«д» п.16 Положения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

    Анализ приведенных норм действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-У11, так и Положение от                   <Дата обезличена> <Номер обезличен> предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет. Дополнительно к названным требованиям Положение от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. При этом, назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже ни одним нормативным актом предусмотрено не было.

Постановлением Совета Министров СССР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> и от <Дата обезличена>, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от <Дата обезличена> в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.

    Таким образом, Постановление Совета Министров СССР от <Дата обезличена>                       <Номер обезличен> предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.

Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О государственных пенсиях в РСФСР», в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

    Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.

К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.

    При этом, указанным Законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.

    В связи с принятием Федерального закона от <Дата обезличена> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», после чего утратил силу Закон РСФСР от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, издано Постановление Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

    В соответствии с п.2 Правил от <Дата обезличена> <Номер обезличен> при досрочном назначении трудовой пенсии по старости производится суммирование работ с вредными и тяжелыми условиями труда. К периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется суммирование работ, предусмотренных в ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях».

В силу положений п.п.1 п.1 ст.11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

    Согласно п.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <Дата обезличена>, в которую включаются служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

    В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от                    11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», которое действует в настоящее время, предусмотрено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 ст.27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

Ныне действующий с 1 января 2015 года Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.

    Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определения от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-О-О, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-О, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-О, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-О и др.).

Ранее соответствующее правовое регулирование содержалось в положениях п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона от <Дата обезличена> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», частях 1 - 3 ст.14 Закона Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и дублировалось в положениях ч. 1, 3 и 4 ст. 25, 29 Закона Российской Федерации от                    <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Приведенными правовыми нормами установлено, что при определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Возможности включения в специальный стаж срочной военной службы ни нормы законодательства, действовавшего в период службы истца, ни нормы действующего в настоящее время пенсионного законодательства не предусматривают.

    Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для включения истцу периода службы в Советской армии в стаж работы в районах Крайнего Севера не имеется, поскольку действующим законодательством возможность включения периода службы в армии в стаж работы в районах Крайнего Севера не предусмотрена и не была предусмотрена в период прохождения истцом военной службы.

Таким образом, оснований для удовлетворения искового заявления Салехова Ш.З. к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы нет.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Салехова Ш.З. к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по назначению пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии и включении в специальный стаж периодов работы - отказать.

Отказать в удовлетворении искового заявления Салехова Ш.З.,                      <Дата обезличена> года рождения, к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) в части признания Решения от <Дата обезличена> <Номер обезличен> и Решения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> незаконным.

Отказать в удовлетворении искового заявления Салехова Ш.З. к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в г.о.Новокуйбышевск (межрайонное) в части обязывания включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период срочной военной службы в Вооруженных Силах СССР с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> (2 года 6 дней) (в связи с военной службой в районах Крайнего Севера) и выплате досрочно страховой пенсии по старости с                      <Дата обезличена>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня                его принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.

Судья Чапаевского городского суда

Овсянников С.В.

                                                    Мотивированное Решение изготовлено

                                                                                                                                              <Дата обезличена>

        Подлинник документа находится в Чапаевском городском суде Самарской области в гражданском деле № 2-63/21

        УИД <Номер обезличен>

2-63/2021 (2-1637/2020;) ~ М-1425/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Салехов Ш.З.
Ответчики
ГУ - УПФ в г.о. Чапаевск Самарской области (Межрайонное)
Другие
ГУ Управление пенсионного фонда РФ Самарской области
Суд
Чапаевский городской суд Самарской области
Судья
Овсянников С. В.
Дело на странице суда
chapaevsky--sam.sudrf.ru
23.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2020Передача материалов судье
24.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.11.2020Предварительное судебное заседание
01.12.2020Предварительное судебное заседание
01.12.2020Предварительное судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
12.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2021Дело оформлено
09.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее