№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
Федерального судьи Ивановой Е.В.,
При секретаре Чунихиной А.Ю.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП по Пермскому краю, об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Правительство Пермского края обратилось в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование иска следующее.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ИОИ РД и ИИ УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. за неисполнение требований исполнительного документа вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб., взыскатель: Хрупина О. М..
Предметом исполнительного производства № является возложение обязанности на Правительство Пермского края предоставить по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м на территории Пермского края.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ст. 112 Закона).
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год путем:
-приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;
- участия в долевом строительстве многоквартирных домов;
-строительства многоквартирных домов;
- строительства жилых домов.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику (Правительству) установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Кроме того, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, а также в случае непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Федеральным Законом "Об исполнительном производстве", установлено, что должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Основными условиями применения исполнительского сбора являются: неисполнение должником исполнительного документа полностью или в части; надлежащее уведомление должника о возбуждении исполнительного производства; истечение срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа; отсутствие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа.
Только при совокупности всех четырех условий возможно вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора.
В силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
-истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
-документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
требования исполнительного документа должником не исполнены;
должником не представлены доказательства того, что исполнение было -невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах;
-должником не представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение срока на добровольное исполнение (перечисление в срок, установленный для добровольного исполнения, присужденных денежных средств на депозитный счет суда или нотариуса и др.).
После поступления постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу - исполнителю была направлена информация о том, что исполнить решение суда в 5-дневный срок не представляется возможным. Решением суда определена территория предоставления жилого помещения Пермский край. На момент вынесения решения суда и возбуждении исполнительного производства свободных жилых помещений на территории Пермского края не было. Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края в целях исполнения решения суда предлагало Хрупиной О.М. осмотр и последующее вселение в жилое помещения, находящееся в г. Красновишерск.
ДД.ММ.ГГГГ Хрупина О.М. написала отказ от предлагаемого ей жилого помещения, аргументируя свой отказ тем, что она обучается живет и работает в г.Березники.
Свободных жилых помещений на территории г. Березники на момент вынесения судебного решения не было.
Порядком предоставления детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальном образовании.
Согласно плана формирования специализированного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ год, проведение аукционов на приобретение жилых помещений в строящихся домах в г. <адрес> планировалось в ДД.ММ.ГГГГ года.
С целью скорейшего исполнения решения суда Хрупиной О.М. было предложено осмотреть жилое помещение в поселке <адрес> <адрес>. Согласно телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ Хрупина О.М. согласилась на осмотр данного жилого помещения.
В адрес Правительства поступило требование об исполнении решения суда. В ответ на требование Правительство предоставило приставу-исполнителю информацию о данном Хрупиной О.М. согласии.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, в лице заместителя министра, начальника управления жилищной политики Минх Ф. А. и ОАО «Строительно-монтажный трест №», в лице генерального директора Мачехина В. А., заключили государственный контракт № на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ №. Предметом государственного контракта являлась закупка жилых помещений в количестве 30 штук по адресу <адрес> для формирования специализированного жилищного фонда.
ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края.
Приказом ГКУ ПК « Управление жилыми помещения для детей-сирот специализированного жилищного фонда» Хрупиной О. М. было предоставлено жилое помещение по адресу <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Хрупина О. М. заключила договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-Сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №.
Реальное исполнение судебного решения, а именно: предоставление жилого помещения в пятидневный срок было невозможным вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот - длительная процедура, обусловленная приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, что является обязательным в силу действующего законодательства.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 N 107-п, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объекты строительства относятся к перечню товаров, установленных распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р размещение заказов по которым осуществляются путем проведения аукциона.
Таким образом, процедура формирования специализированного жилищного фонда, а также строительство жилья и проведение конкурсных процедур носит объективно длительный характер.
На основании изложенного Правительство полагает, что вина в не предоставлении жилого помещения в установленные сроки, отсутствует, поскольку договор на приобретение жилых помещений в <адрес> был заключен, условия договора со стороны Правительства не нарушены. Взыскатель был информирован о сложившейся ситуации. Правительство представило доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, а так же представлены доказательства осуществления конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ.
В настоящее время решение суда исполнено, исполнительное производство окончено.
Просит освободить от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. (л.д.2-4).
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Ответчик УФССП по Пермскому краю в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом.
Ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в своё отсутствие.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на предоставление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно п. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Пункт 3 вышеуказанной нормы ГПК РФ гласит, что неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную Федеральным законом.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»: исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пять тысяч рублей, с должника-организации - пятьдесят тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2011 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции РФ).
Из материалов дела следует, что решением Соликамского городского суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на Правительство Пермского края возложена обязанность предоставить Хрупиной О. М. ДД.ММ.ГГГГ г. р. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м. на территории Пермского края.
На основании выданного для исполнения указанного решения исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника – Правительство Пермского края, срок для добровольного исполнения требований установлен 5 дней., которое получено должником ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.7). Должник в установленный для добровольного исполнения судебного акта пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, не исполнил решение Соликамского городского суда Пермского края.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством в адрес судебного пристава направлено письмо о невозможности исполнить в пятидневный срок решение Соликамского городского суда Пермского края и о причинах этого(л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП по ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. с должника по исполнительному производству (л.д.6, материалы исполнительного производства).
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Согласно п.2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.
Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем:
3.2.1. приобретение жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством;
3.2.2. участие в долевом строительстве многоквартирных домов;
3.2.3. строительство многоквартирных домов;
3.2.4. строительство жилых домов.
Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края в целях исполнения решения суда предлагало Хрупиной О.М. осмотр и последующее вселение в жилое помещения, находящееся в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Хрупина О.М. написала отказ от предлагаемого ей жилого помещения, аргументируя свой отказ тем, что она обучается живет и работает в <адрес> л.д.11).
Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденному и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретение жилых помещений в строящихся домах (по договорам 2014-2016 г.г.) в Пермском крае планировалась в январе-апреле 2017 г., в <адрес> – в ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ был заключен контракт на приобретение жилых помещений в строящемся многоквартирном доме по адресу: <адрес>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-16).
ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края (л.д.18-19).
С целью скорейшего исполнения решения суда Хрупиной О.М. было предложено осмотреть жилое помещение в поселке <адрес>. Согласно телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ Хрупина О.М. согласилась на осмотр данного жилого помещения (л.д.17).
Приказом ГКУ ПК « Управление жилыми помещения для детей-сирот специализированного жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГ Хрупиной О. М. было предоставлено жилое помещение по адресу <адрес> (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ Хрупина О. М. заключила договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-Сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № (л.д.21-23).
Определением судебного пристава-исполнителя МО и ИОИП РД и ИИ УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство № окончено фактическим исполнением (материалы исполнительного производства).
Из вышеизложенного следует, что должником принимались реальные меры, направленные на исполнение судебного акта, что учитывается судом при вынесении решения. Решение исполнено в срок менее года после даты возбуждения исполнительного производства.
При этом суд также учитывает социальную направленность должника.
В соответствии с бюджетным процессом произвольное расходование бюджетных средств не допускается.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что истец проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие недостаточного финансирования из средств бюджета Пермского края, длительности закупочных процедур и длительных сроков строительства, о чем Правительством Пермского края было сообщено приставу-исполнителю до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, исковые требования Правительства Пермского края об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю г. Перми Сахабетдиновой Л.М. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми.
Федеральный судья: Иванова Е.В.