№ 2-982/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2020 г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи) Киселева К.И.
при секретаре Новиковой М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Столярова Сергея Александровича к Акционерному обществу «Спецавтохозяйство» о признании незаконными требований об оплате, возложении обязанности по прекращению начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязании заключить договор на измененных условиях,
У С Т А Н О В И Л:
Столяров С.А. обратился в суд с иском к ответчику о признании необоснованным и незаконным понуждения его, как собственника жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, к внесению оплаты за непредоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и возложении на регионального оператора АО «Спецавтохозяйство» обязанности прекратить начисление платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; об обязании ответчика заключить письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом предложенных им условий (дата начала действия договора со дня обеспечения сбора и транспортирования ТКО в соответствии с действующим законодательством, определения места сбора ТКО на расстоянии не более 100 м или по согласованию с собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом раздельного накопления сортировочных отходов и период его вывоза).
В обоснование требований указал, что после получения в ДД.ММ.ГГГГ от ответчика платежного документа за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес>, с указанием на наличие задолженности, он обратился в АО «Спецавтохозяйство» с заявлением о необоснованности начисления платы за данную услугу и намерении заключить письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ истцу было указано на необходимость погашения образовавшейся задолженности и направлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО, от подписания которого Столяров С.А. отказался, предложив рассмотреть внесенные им изменения. В заключении же договора на предложенных истцом условиях ответчик отказал, что и послужило основанием для обращения в суд с соответствующим требованием.
Также Столяровым С.А. в основу требований приведены и ссылки на обстоятельства расположения контейнеров для сбора указанных отходов от принадлежащего ему дома на расстоянии, превышающем установленные действующим законодательством нормы.
Столяров С.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, акцентировав внимание суда на том, что контейнеры для сборы отходов находятся на значительном расстоянии от его домостроения, в связи с чем, ему приходится собирать отходы и на машине отвозить их в город и выбрасывать по месту регистрации: <адрес>. В связи с чем, по мнению истца, соответствующая услуга ему не оказывается в принципе, начисление платы за нее неправомерно.
Представитель АО «Спецавтохозяйство» Редченков А.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения предъявленных исковых требований, поддержав доводы ранее представленных в суд возражений.
Третьи лица, не заявляющие требования относительно предмета спора, Управление Федеральной службы по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, Администрация Касплянского сельского поселения Смоленского района Смоленской области своих представителей в суд не направили.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 209 ч. 1, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ч. 1 ст. 209 ГК РФ). Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Частью первой ст. 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ (далее также — Закон №89-ФЗ) накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
По делу установлено, что Столяров С.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 6).
В ДД.ММ.ГГГГ Столяровым С.А. был получен платежный документ для оплаты услуги «Обращение с ТКО» за ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом ранее образовавшейся задолженности - в общей сумме <данные изъяты> (л.д. 7).
В этой связи, ДД.ММ.ГГГГ Столяров С.А. обратился с заявлением к ответчику, в котором указал на необоснованность начисления соответствующей платы ввиду фактического неоказания такой услуги в отношении занимаемого им объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>. Дополнительно отмечалась готовность заключить договор на оказание соответствующей услуги с включением в расчет раздельного накопления сортировочных отходов в виде пластика и пленочного материала и их вывоза раз в квартал или полугодие (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Столярова С.А. был направлен ответ АО «Спецавтохозяйство», в котором разъяснялось, что договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором обязаны заключить все жители. Указанный договор носит публичный характер, в связи с чем, до поступления от потребителя заявки на заключение договора, договор считается заключенным по типовой форме, которая представлена на сайте регионального оператора. Тариф на данную услугу на 2019 год был установлен Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 18.12.2018 N 218 "Об установлении АО "Спецавтохозяйство" (г. Смоленск) тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год". Также была разъяснена необходимость оплаты соответствующей услуги за <данные изъяты> и приложен договор на оказание соответствующей услуги (л.д. 9-11).
Не согласившись с представленным договором, ДД.ММ.ГГГГ Столяровым С.А. направлено в адрес ответчика предложение заключить спорный договор с внесенными им изменениями (л.д. 12), в удовлетворении данного предложения Столярову С.А. было отказано (л.д. 14-15).
Как следует из представленных материалов, Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии по результатам проведенного конкурсного отбора ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области, в соответствии с которым акционерное общество «Спецавтохозяйство» в период с ДД.ММ.ГГГГ является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области.
Пунктом 4 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ определено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, Правила №1156), которые определяют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и типовая форма данного договора.
Пунктом 8 (17) Правил №1156 для регионального оператора предусмотрена обязанность по размещению на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и адресованного потребителям предложения о заключении данного договора, а для потребителя - обязанность по направлению региональному оператору в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора заявки и документов в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) указанных Правил.
Региональный оператор в полном объеме исполнил возложенные на него законодательством обязанности: ДД.ММ.ГГГГ на своем официальном сайте (<данные изъяты>), а также в средствах массовой информации (в газетах <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ) опубликовал типовую форму договора и предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, сообщил информацию о тарифе, разместил форму заявки, перечень необходимых документов.
При этом со стороны Столярова С.А, как собственника жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, каких-либо действий, отражающих его позицию относительно возможности оформления соответствующего договора, не производилось.
Таким образом, поскольку в установленный срок соответствующая заявка от потребителя не поступила, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как отмечалось ранее, в изменении договора на предложенных Столяровым С.А. условиях региональный оператор отказал, разъяснив положения действующего законодательства в части обращения с ТКО (л.д. 14-15).
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям и установленным обстоятельствам, в период с ДД.ММ.ГГГГ на основании заключенного по типовой форме договора презюмируется оказание региональным оператором потребителю Столярову С.А. соответствующей коммунальной услуги.
В соответствии же с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 148 (34) и 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Согласно выписке из лицевого счета № плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, начисляется исходя из количества собственников жилого помещения. Ежемесячный размер абонентской платы в 2019 году составлял <данные изъяты>, в 2020 году - <данные изъяты>. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ итоговая сумма начислений по указанному лицевому счету составила <данные изъяты>, оплата за оказанную коммунальную услугу не производилась, фактическая задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>.
Региональный оператор на основании заключенного по утвержденной Правительством Российской Федерации типовой форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет вывоз твердых коммунальных отходов, образованных в жилом помещении по адресу: <адрес>, от ближайшей контейнерной площадки.
Таким образом, твердые коммунальные отходы в полном объеме транспортируются для дальнейшего обращения; за оказанную региональным оператором коммунальную услугу правомерно начисляется плата, которая потребителем Столяровым С.А. не вносилась.
Пунктом 148(45) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
Установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими, установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном разделом Х указанных Правил, согласно которому при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет (письменно или устно) об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение потребителя подлежит обязательной регистрации. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. По окончании проверки составляется акт проверки (пункты 104, 105, 106, 108, 109 Правил № 354).
В адрес регионального оператора сообщения о некачественном оказании услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами от Столярова С.А. не поступали, проверки факта нарушения качества коммунальной услуги по <адрес> не проводились, соответствующие акты не составлялись.
В этой связи, не представляется возможным говорить о нарушении действующего законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами со стороны регионального оператора; плата за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется правомерно; оснований для прекращения начисления платы и внесения изменений в договор не имеется.
Исходя из указанных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении требования Столярова С.А. о признании необоснованным и незаконным действий по понуждению его, как собственника жилого дома по адресу: <адрес>, к плате за коммунальную услугу по обращению с ТКО и обязании регионального оператора АО «Спецавтохозяйство» прекратить начисление платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В части требования Столярова С.А. о возложении на регионального оператора АО «Спецавтохозяйство» обязанности заключить письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями с предложенных им условий (дата начала действия договора со дня обеспечения сбора и транспортирования ТКО в соответствии с действующим законодательством, определения места сбора ТКО на расстоянии не более 100 м или по согласованию с собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом раздельного накопления сортировочных отходов и период его вывоза), суд отмечает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Таким образом, исполнение обязанности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами связывается с созданным местом накопления твердых коммунальных отходов, сведения о котором содержатся в территориальной схеме.
По смыслу положений Правил №1156 при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области, утвержденной приказом Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 14 января 2019 г. №0005/0103, в <адрес> имеются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Ближайшие к потребителю контейнерные площадки расположены по адресам: <адрес> (на расстоянии около 300 м) и <адрес> (на расстоянии около 800 м). Транспортирование твердых коммунальных отходов от данных контейнерных площадок, как и от всех площадок в <адрес>, осуществляется региональным оператором в полном объеме. Следовательно, у истца имеется возможность пользоваться коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, используя оборудованные контейнерные площадки, при этом незначительная удаленность расположения (в пределах 300 м) не влияет на качество оказываемой непосредственно региональным оператором коммунальной услуги.
Обязанность собственников твердых коммунальных отходов осуществлять складирование таких отходов в местах накопления не ставится законодателем в зависимость от удаленности контейнерной площадки от конкретного индивидуального жилого дома. Неиспользование потребителями таких мест (площадок) не указывает на неоказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 13 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Согласно взаимосвязанным положениям ст. 8 Закона №89-ФЗ, п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 1 Закона Смоленской области от 30.10.2014 № 141-з «О закреплении за сельскими поселениями Смоленской области отдельных вопросов местного значения» и п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления тверды коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, к вопросам местного значения (то есть компетенции органов местного самоуправления) в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, региональный оператор не может нести ответственность за решение органа местного самоуправления в отношении установленных им мест размещения соответствующих площадок накопления твердых коммунальных отходов, поскольку в его обязанности в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В связи с этим несущественное превышение предусмотренных п. 2.2.3 «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 №4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88) расстояний между площадками для установки контейнеров и жилыми домами не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывает или некачественного оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляя вывоз от мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем 100 метров расстоянии от жилых домов.
Судом дополнительно отмечается, что нормы СанПиН регулируют расположение контейнеров при проектировании застройки и строительстве. Что касается их расположения в зоне сложившейся застройки жилыми домами, то расположение мусоросборников должны определять сами собственники земельных участков (частных домовладений) совместно с органами местного самоуправления, при этом минимальное и максимальное расстояния до жилых домов может быть изменено (п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88).
К доводам Столярова С.А. о необходимости включения в договор условий о раздельном сборе твердых коммунальных отходов суд относится критически, поскольку как следует из раздела 4 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Смоленской области, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 01 августа 2017 г. №503, раздельное накопление твердых коммунальных отходов предусматривает их разделение потребителями и складирование в специальные контейнеры с соответствующей цветовой индикацией. В настоящий момент на территории <адрес> контейнерных площадок для раздельного накопления твердых коммунальных отходов не имеется.
Также, опровергая доводы о дальности нахождения контейнеров от жилого дома, принадлежащего истцу, суд акцентирует внимание на данных, приведенных непосредственно Столяровым С.А. о наличии у него транспортного средства и возможности в случае необходимости отвозить отходы на нем.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении требования Столярова С.А. об обязании регионального оператора АО «Спецавтохозяйство» заключить письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями в жилых помещениях с собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом следующих условий: дата начала действия договора со дня обеспечения сбора и транспортирования ТКО в соответствии с действующим законодательством, определения места сбора ТКО на расстоянии не более 100 м или по согласованию с собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом раздельного накопления сортировочных отходов и период его вывоза, суд также отказывает.
Руководствуясь ст.ст.194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Столярова Сергея Александровича к Акционерному обществу «Спецавтохозяйство» о признании незаконными требований об оплате, возложении обязанности по прекращению начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязании заключить договор на измененных условиях, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 1 месяца.
Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2020 г.
Судья К.И. Киселев
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2019-007221-80
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-982/2020