Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-52/2014 (2-664/2013;) ~ М-740/2013 от 03.12.2013

2-52-2014 г. РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Льгов            16 января 2014 года

Льговский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Коростелевой Н.А.,

с участием адвоката                                                                                           Комарицкого А.П.,

представившего удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и ордер от ДД.ММ.ГГГГ г.,

при секретаре                                                                                                  Бушиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростиславова Игоря Ростиславовича к администрации МО «город Льгов» Курской области, Комитету социального обеспечения Курской области о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения и обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма,

                                                                   У С Т А Н О В И Л :

Ростиславов И.Р. обратился в суд с иском к администрации МО «город Льгов» Курской области, Комитету социального обеспечения Курской области о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения и обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма. В обоснование исковых требований истец указал, что он являлся ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей и относится к категории граждан, которым предоставляется жильё. Администрацией г.Льгова он не был своевременно поставлен на регистрационный учет для получения жилья и до 23 лет жилье не получил. В связи с этим, он просит признать за ним право на предоставление вне очереди жилого помещения и обязать администрацию МО «город Льгов» Курской области, Комитет социального обеспечения Курской области предоставить ему жилое помещения по договору социального найма

В судебном заседании Ростиславов И.Р. и его представитель адвокат Комарицкий А.П. исковые требования поддержали в полном объеме по заявленным в иске основаниям и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации г.Льгова в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще извещен.

Представитель ответчика - Комитета социального обеспечения Курской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще извещен.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществом Курской области в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела был надлежаще извещен, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что в компетенцию Комитета по управлению имуществом Курской области не входит выделение нуждающимся жилых помещений.

Выслушав мнения истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.40 ч.3 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Из ч. 1 ст. 57 ЖК РФ следует, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ - 01.01.2013 г.) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм закона следует, что одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2013 г. являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Названая норма закона в новой редакции, вступившая в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.

Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с 01.01.2013 г.), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц указанной выше категории граждан в Курской области, регулируется Законом Курской области от 28.12.2007 г. N 139-ЗКО "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Курской области", Законом Курской области от 17.12.2012 г. N 136-ЗКО "О порядке формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений", а также Законом Курской области от 13.06.2007 г. N 59-ЗКО "О мерах по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской области".

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно справке о рождении (л.д.19), истец родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его матерью является ФИО6, отцом ребенка на основании заявления матери указан Ростиславов Р.Д.

Как следует из свидетельства о смерти ( л.д.16), ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12) в отношении Ростиславова И.Р. была установлена опека. Опекуном назначена ФИО7, жилая площадь за ребенком закреплена не была.

Свидетель ФИО7 показала суду, что Ростиславов И.Р. является сыном её сестры ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ С февраля 1996 г. и до совершеннолетия Ростиславов И.Р. находился у нее под опекой, проживал и проживает в настоящее время в её семьё. Жилье за Ростиславовым И.Р. закреплено не было, т.к. на момент смерти ФИО6 с ребенком проживала на съемной квартире. Она неоднократно до совершеннолетия опекаемого ребенка обращалась в орган опеки администрации г.Льгова по вопросу постановки его на очередь для получения жилья, Ростиславов И.Р. также неоднократно обращался по этому вопросу, но он разрешен не был.

Свидетель Баранов Н.Г. показал суду, что в настоящее время он работает в должности начальника отдела опеки и попечительства администрации г.Льгова, до этого, работал в этом отделе специалистом. Ему известно, что опекун ФИО7 обращалась в отдел опеки для решения вопроса о реализации жилищных прав опекаемого Ростиславова И.Р., но документы об этом были утеряны. 11.02.2009 года Ростиславов И.Р. сам обращался для постановки на учет для получения жилья, о чем имеется его заявление, но указанный вопрос разрешен не был. 11.03.2013 г. Ростиславов И.Р. с аналогичным заявление обратился в администрацию г.Льгова, но в постановке на учет ему было отказано, т.к. его возраст превышает установленный законодательством.

Как следует из представленного органом опеки и попечительства администрации г.Льгова заявления Ростиславова И.Р., 11.02.2009 года он обратился в орган опеки и попечительства администрации г.Льгова для постановки его на учет для получения жилья по договору социального найма.

Из показаний свидетеля Баранова Н.Г. в судебном заседании, материалов дела следует, что заявление Ростиславова И.Р. рассмотрено не было, чем было нарушено его право на получение жилья, т.к. на момент обращения ему было 22 года.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты) и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием на основе конституционного равноправия, где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение, обеспечивается право каждого на жилище, а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

По смыслу жилищного законодательства, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Обстоятельство достижения такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не может являться основанием для лишения их права на жилье, которое гарантировано жилищным законодательством. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Не может являться препятствием к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то обстоятельство, что указанные граждане не состояли до 1 января 2013 года на учете как нуждающиеся в жилье. Законодательством РФ не предусматривалось для лиц указанной категории такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ в редакции, действующей до 1 января 2013 года, указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди, независимо от возраста указанных лиц. Таким образом, не может явиться основанием для отказа в удовлетворении требований то обстоятельство, что в настоящее время Ростиславов И.Р. имеет возраст более 23-х лет.

Из материалов дела следует, что до достижения возраста 23 лет Ростиславов И.Р. и его опекун ФИО7 неоднократно заявляли о жилищных правах, но право Ростиславова И.Р. на обеспечение жильем реализовано не было.

Судом установлено, что Ростиславов И.Р., как лицо, оставшееся без попечения родителей, не обеспечен благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям. Этот факт подтверждается как объяснениями сторон, так и материалами дела.

Согласно домовой книге ( л.д.30-35), данных паспорта ( л.д.8), Ростиславов И.Р. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован проживающим по адресу : <адрес>.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Ростиславов И.Р., как ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в связи с нуждаемостью.

На момент рассмотрения спора истец жильем по договору социального найма в соответствии с установленными нормами не обеспечен, следовательно, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на предоставление ему жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что на ответчика Комитет социального обеспечения Курской области необходимо возложить обязанность предоставить Ростиславову И.Р. жилое помещение по договору социального найма, не ниже установленной нормы, приобретенное за счет средств областного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

                                                                 Р Е Ш И Л :

Признать за Ростиславовым Игорем Ростиславовичем право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Обязать Комитет социального обеспечения Курской области предоставить Ростиславову Игорю Ростиславовичу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ниже социальных норм, установленных в субъекте РФ за счет средств выделяемых из бюджета <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Курский областной суд через Льговский районный суд Курской области.

Судья                                                                           Коростелева Н.А.

2-52/2014 (2-664/2013;) ~ М-740/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ростиславов Игорь Ростиславович
Ответчики
администрация МО "Город Льгов"
комитет социального обеспечения
Другие
Комитет управления имуществом Курской области
Комарицкий А.П.
Суд
Льговский районный суд Курской области
Судья
Коростелева Наталья Александровна
Дело на странице суда
lgovsky--krs.sudrf.ru
03.12.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2013Передача материалов судье
06.12.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2013Судебное заседание
16.01.2014Судебное заседание
16.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2014Дело оформлено
17.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее