Дело № 1-1209/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Березовка Красноярского края 09 октября 2017 года
Березовский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Дозорцева Д.А., при секретаре Максименко Е.А.,
с участием:
представителя истца прокурора Березовского района Красноярского края помощника прокурора Корниловой Т.С.,
истца Ивановой М.Н.,
представителей ответчика управления социальной защиты населения администрации Березовского района – Коноваловой И.А., действующей на основании доверенности от 06.09.2017г.
рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора <адрес> Красноярского края к управлению социальной защиты населения администрации <адрес> в интересах Иванова М.Н. о признании решения Управления социальной защиты населения администрации <адрес> о прекращении предоставления мер социальной поддержки незаконными и обязании возобновить меры государственной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Березовского района, действующий в интересах Ивановой М.Н., обратился в суд к управлению социальной защиты населения администрации Березовского района с иском, в котором (с учетом уточнения исковых требований) просит:
признать решение Управления социальной защиты населения администрации Березовского района о прекращении с <дата> предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалиду 2 группы Иванова М.Н. незаконным.
обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> возобновить предоставление инвалиду 2 группы Иванова М.Н. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов с <дата>.
Прокурор обосновывает свои требования тем, что Иванова М.Н. является инвалидом 2 группы, зарегистрирована по месту жительства по адресу: п. Березовка, <адрес>, имеет право на предоставление мер социальной поддержки – льготы, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг. Иванова М.Н. были предоставлены соответствующие льготы, однако в связи с наличием у Иванова М.Н. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг на июль 2016 года ответчиком 14.07.2016 г. принято решение о приостановке мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг и направлено уведомление о приостановлении мер социальной поддержки. 22.08.2016 г. принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки с 01.08.2016 г., которое прокурор считает незаконным, так как, согласно ст. 20.1 закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», прекращение предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Истец Иванова М.Н. исковые требования прокурора <адрес> поддержала в полном объеме по изложенным доводам.
Прокурор Корнилова Т.С. исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Согласно письменному отзыву ответчика - Управления социальной защиты администрации Березовского района Красноярского края, исковые требования удовлетворению не подлежат. В соответствии с законом Красноярского края от 09.12.2010 N 11-5397 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан", органы местного самоуправления края наделены отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки граждан, в том числе, и по назначению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и субсидий с учетом доходов граждан, предусмотренных Законом края от 17.12.2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Статьями 159, 160 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии или компенсации расходов по оплате жилых помещений и ЖКУ предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Законом края № 13-2804 для всех категорий граждан установлены равные требования, соответствующие нормам ЖК РФ.
Структура платы за жилое помещение и ЖКУ определена в ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и ЖКУ для собственников включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги.
В силу п. 1 ст. 20.1 Закона края № 13-2804, предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и ЖКУ при отсутствии у них задолженности по оплате этих услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. В связи с чем, при получении уполномоченным органом информации о наличии у граждан задолженности по оплате ЖКУ либо о неисполнении условий соглашения о ее погашении, орган социальной защиты населения принимает решение об отказе инвалиду в предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилья и ЖКУ.
В соответствии с п. 2 ст. 20.1. указанного Закона, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается по решению органа местного самоуправления при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ за 2 и более месяца либо невыполнении получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на 1 месяц.
В силу п. 3 ст. 20.1 Закона края № 13-2804 при наличии уважительных причин образования у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнения получателем субсидий и дополнительных мер социальной поддержки условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг (стационарное лечение получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки и (или) членов его семьи, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок, установленный трудовым законодательством, стихийные бедствия и (или) иные обстоятельства чрезвычайного характера), подтвержденных соответствующими документами, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки возобновляется по решению органа местного самоуправления вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
В соответствии с пп. «в» п. 9 ст. 23 Закона края № 13-2804, орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ или несогласования срока погашения задолженности в течение 1 месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) – с 1-го числа месяца, следующим за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидии и дополнительных мер социальной поддержки.
Иванова М.Н. является инвалидом 2 группы, проживает в <адрес> п. Березовка. На основании сведений, представленных «Региональным фондом капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края», задолженность по оплате за капитальный ремонт на <дата> за жилое помещение в котором проживает Иванова М.Н. превысила двухмесячную стоимость, в связи с чем, предоставление мер социальной поддержки с <дата> было приостановлено, а с <дата> прекращено, о чем Иванова М.Н. были направлены уведомления соответственно <дата> и <дата>, поскольку в течение одного месяца со дня принятия управлением решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки, не поступили документы, подтверждающие наличие уважительных причин образования задолженности или ее погашение (заключение соглашений по ее погашению).
Представители ответчика - Управления социальной защиты администрации <адрес> Красноярского края Коновалова И.А. исковые требования прокурора <адрес> не признала, в удовлетворении исковых требований просили отказать на основании доводов, изложенных в письменных возражениях. Представитель Коновалова И.А. в судебном заседании также уточнила, на момент принятия решения о приостановлении, а затем о прекращении предоставления мер социальной поддержки задолженность Иванова М.Н. по оплате за капитальный ремонт составляла 4 389 рублей. На основании этой задолженности было принято решение о приостановлении и прекращении предоставлении субсидии. Наличие иной задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не было основанием для приостановления и прекращения предоставления льготы.
Представитель третьего лица на стороне ответчика - министерства социальной политики Красноярского края, извещен о времени и дате судебного заседания своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств и заявлений об отложении рассмотрения дела не предоставил.
Суд, выслушав стороны, исследовав доводы искового заявления и отзыва на него, выслушав стороны, исследовав материалы дела и оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
В соответствии с п. «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный Закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в преамбуле которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 указанного Закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).
Пунктом 2 части 1 ст. 5 Закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" № 181-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.12.2015 г.) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с положениями ст. 28.2 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях, установленных Законом Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
В соответствии с п.п. «в» п. 9. ст. 23 указанного Закона, орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Как следует из положений п. 4 ст. 20.1. указанного Закона, предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как установлено в судебном заседании, Иванова М.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, <адрес> <дата>.
Согласно протокола назначения льгот от <дата> год в данной квартире зарегистрирована и проживает Иванова М.Н.
Меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялись Иванова М.Н., как инвалиду 2 группы на основании ее заявления без даты, справки МСЭ №, и в соответствии с протоколом назначения льгот от <дата> Управления социальной защиты населения <адрес>. А именно льготы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений, оплате за отопление, оплате коммунальных услуг, оплате за газ, оплате за электроэнергию в размере 50 %.
В соответствии со Справкой МСЭ № Иванова М.Н., <дата> года рождения является инвали<адрес> группы с <дата> бессрочно.
Как установлено в судебном заседании, сумма задолженности в Региональный фонд капитального ремонта составляет на дату решения вопроса о приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (на <дата>) 4 389 рублей, а по состоянию на август 2017 года 7 923 рубля 30 копеек.
В соответствии с протоколом приостановки выплаты от <дата> Иванова М.Н. приостановлена выплата с <дата> по причине задолженность по ЖКУ, уведомление о приостановлении предоставления льгот направлено Иванова М.Н. <дата>.
<дата> Управлением социальной защиты населения <адрес> составлен протокол закрытия предоставления мер социальной поддержки Иванова М.Н. с <дата> по причине задолженности по оплате ЖКУ. О принятом решении Иванова М.Н. уведомлена <дата>. Указанное решение является предметом обжалования.
Таким образом, судом установлено, что решение УСЗН Березовского района Красноярского края о прекращении предоставления меры социальной поддержки инвалиду 2 группы Ивановой М.Н. незаконно, так как противоречит п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», поскольку прекращение предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Органы местного самоуправления Красноярского края указанным Законом лишены права принятия решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Учитывая изложенное исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края в интересах инвалида 2 группы Иванова М.Н. к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> Красноярского края удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации <адрес> Красноярского края о прекращении (закрытии) предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% с <дата> инвалиду 2 группы Иванова М.Н..
Обязать Управление социальной защиты населения администрации <адрес> Красноярского края возобновить предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 % с <дата> инвалиду 2 группы Иванова М.Н..
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Березовский районный суд.
Председательствующий Д.А. Дозорцев
Резолютивная часть решения объявлена <дата>
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Копия верна
Судья Березовского районного суда Д.А. Дозорцев