Решение по делу № 2-620/2018 ~ M640/2018 от 13.07.2018

        Дело № 2-620/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2018                                                       город Черняховск

Черняховский городской суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Луниной С.В.,

при секретаре Денисовой А.В.,

с участием прокурора Кирюшкиной О.Д., истцов Мартынюк Е.С., Мартынюк Р.С., представителя ответчика Администрации МО «Черняховский городской округ» Артемкиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Черняховска в интересах Мартынюк ФИО14, Мартынюк ФИО15, Мартынюк ФИО16, несовершеннолетних ФИО21, к Администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» о возложении обязанности построить дорогу местного значения с твердым покрытием,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Черняховска в интересах многодетной семьи Мартынюк ФИО22, Мартынюк ФИО23, Мартынюк ФИО24, несовершеннолетних ФИО5, ФИО6, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Черняховский городской округ» о возложении обязанности построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающую проезд к земельному участку с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> от земель общего пользования, в срок до 01 июня 2019 года.

В обоснование иска указал, что в ходе прокурорской проверки по заявлению Мартынюк Е.С. исполнения законодательства в части предоставления земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, было установлено, что семья Мартынюк Е.С. является многодетной и состоит из 5 человек. Постановлением администрации МО «Черняховский городской округ» от 13.05.2014 семье предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м расположенный по адресу <адрес> для строительства индивидуального жилого дома в собственность бесплатно. Создание условий для жилищного строительства включает в себя создание и обеспечение выделенных земельных участков объектами транспортной инфраструктуры. Какая-либо дорога или улица от ближайшей автодороги до земельного участка отсутствует, что лишает многодетную семью возможности реализовать свое право на строительство жилья.

В судебном заседании прокурор Кирюшкина О.Д. заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Истцы Мартынюк Е.С., Мартынюк Р.С. исковые требования прокурора поддержали, дополнив, что после предоставления земельного участка приступили к строительству жилого дома, однако, возможность проезда к земельному участку отсутствует. Они самостоятельно выровняли въезд, но заехать можно только в сухую погоду. На ее заявления в Администрацию МО «Черняховский городской округ» с просьбой построить хотя бы временную дорогу, получали только отписки. Рядом с участком имеются насыпи строительного битума, который создает неудобства к проезду.

Истец Мартынюк С.Р. в судебное заседание не явился, извещен о времени месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации МО «Черняховский городской округ» Артемкина С.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просит отказать в удовлетворении требований, полагает, что у Администрации отсутствует прямая обязанность по строительству дороги местного значения с твердым покрытием, обеспечивающую проезд к земельному участку Мартынюк. По снимкам кадастровой карты видно, что на участок имеется возможность проезда. Прост учесть дефицит бюджетных средств.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и оценивая в соответствии со ст.67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.12.2010 №22-П, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

В силу положений под.5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Федерального закона № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пп. 6 ч. 1 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно положений п.7 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.15 указанного закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.16 Закона Калининградской области от 21.12.2006 № 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области" предоставление земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам на праве собственности может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом.

Таким образом, в системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории муниципального образования вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Судом установлено, что семья Мартынюк ФИО25 является многодетной и состоит из 6 человек - её, Мартынюк Руслана Сергеевича, детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетних ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации МО «Черняховский муниципальный район» от 13.05.2014 Мартынюк Е.С. предоставлен земельный участок (из земель населенных пунктов), с кадастровым номером площадью 800 кв.м, расположенный по адресу <адрес> для строительства индивидуального жилого дома в собственность бесплатно, в границах согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09.04.2014 года.

Договором от 16 мая 2014 года Управление муниципального имущества, земельных отношений и архитектуры администрации муниципального образования «Черняховский муниципальный район» передало в собственность бесплатно Мартыюк Е.С. земельный участок (из земель населенных пунктов), с кадастровым номером площадью 800 кв.м, расположенный по адресу <адрес> для использования в целях строительства индивидуального жилого дома, с соблюдением правил застройки и землепользования.

Материалами дела подтверждается, что на основании проведенной проверки прокурором города Черняховска по обращению Мартынюк Е.С. исполнения законодательства со стороны органов местного самоуправления по реализации полномочий органами местного самоуправления в части предоставления земельных участков семьям, имеющих трех и более детей, выявлены нарушения, а именно отсутствует какая-либо дорога от ближайшей автодороги до земельного участка, что лишает многодетную семью возможности реализовать свое право на строительство жилья.

Актом комиссионной проверки дороги от 05.07.2018, составленным помощником прокурора и старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Черняховский» зафиксирован факт не обеспечения транспортной инфраструктурой (дорогой) земельные участки, предоставленные семьям, имеющих трех и более детей, в районе <адрес>, в том числе к участку .

Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются перепиской между Мартынюк Е.С. и администрацией МО «Черняховский городской округ, из которой следует, что Мартынюк Е.С. неоднократно обращалась в администрацию с заявлением, в котором указывала на то, что предоставленный ей в 2014 году земельный участок под строительство жилого дома находится за жилыми домами, в поле, без подъездной дороги.

Из ответа от 30.01.2015 ей указывали на то, что разрабатывается сметный расчет на выполнение работ по обустройству временной дороги, проходящей вдоль земельных участков, выделенных для строительства ИЖД многодетным семьям по <адрес>.

В ответе 21.04.2015 сообщалось, что администрацией принято решение выполнить строительство улиц с временным дорожным покрытием. Строительство дороги планировалось предусмотреть в 2016 году.

В ответе от 07.04.2017 говорилось о том, что в 2017 году в бюджете муниципального образования предусмотрены финансовые средства, а выполнение работ было запланировано на июнь 2017. Запланированные работы проведены не были.

На обращение Мартынюк в 2018 году по вопросу строительства временной дороги, администрацией МО «Черняховский городской округ» сообщалось, что в 2018 году финансирование работ бюджетом не предусмотрено.

    Из представленных в деле сведений следует, что в 2017 году в бюджете МО «Черняховский городской округ» были предусмотрены финансовые средства в размере 1200,00 тыс. рублей на строительство временных подъездных путей на <адрес>- в районах индивидуального жилищного строительства для многодетных граждан. Администрацией на выполнение работ был заключен контракт с ООО «Регионстройтрест», на объектах были проведены подготовительные работы. Однако, впоследствии подрядчик, посчитав условия договора невыгодными, разорвал контракт. Средства бюджета в дальнейшем были перераспределены.

При выезде составом суда на место расположения земельного участка Мартынюк по <адрес>, судом в ходе осмотра участка местности было установлено, что строительство дома начато, однако, для того чтобы проехать от асфальтированной дороги по <адрес> к строящемуся дому Мартынюк, необходимо проехать значительное расстояние по грунтовой дороге с ямами, наполненными водой    . Дорожное полотно с твердым покрытием отсутствует.

В соответствии со ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для жилищного строительства.

Создание условий для жилищного строительства включает в себя создание и обеспечение выделенных земельных участков объектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п.17 методических рекомендаций утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 г. № 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", в целях отбора земельных участков рекомендуется использовать, помимо прочего, критерий транспортной доступности.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось ответчиком, что предоставленный многодетной семье Мартынюк земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, не был обеспечен подъездной дорогой применительно к условиям населенного пункта г.Черняховска, который обеспечен подъездными дорогами.

В настоящее время на данном земельном участке осуществляется строительство индивидуального жилого дома. Однако, истцы лишены возможности в полной мере осуществлять строительные работы, поскольку отсутствует возможность проезда к участку

Обратного, ответчиком не доказано.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора города Черняховска подлежат удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, указанные в решении, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При принятии решения суд учитывает сведения, представленные в справке о сложившейся сложной ситуации с финансированием расходных обязательств бюджета муниципального образования «Черняховский городской округ».

Принимая во внимание указанные положения действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, разумные сроки исполнения решения суда, суд полагает, что срок исполнения решения суда до 1 сентября 2019 года будет необходимым и достаточным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Черняховска удовлетворить.

    Обязать Администрацию муниципального образования «Черняховский городской округ» построить дорогу местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, действующими строительными нормами и правилами, обеспечивающую проезд к земельному участку с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> от земель общего пользования, в срок до 1 сентября 2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Черняховский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

          Судья Черняховского городского суда                                                С.В.Лунина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 августа 2018 года

Судья Черняховского городского суда                                           С.В.Лунина

2-620/2018 ~ M640/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Мартынюк Сергей Русланович
Мартынюк Руслан Сергеевич
Мартынюк Елена Сергеевна
Прокурор
Ответчики
Администрация МО "Черняховский городской округ"
Суд
Черняховский городской суд Калининградской области
Судья
Лунина С.В.
Дело на сайте суда
cherniahovsky--kln.sudrf.ru
13.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2018Передача материалов судье
17.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2018Судебное заседание
20.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.09.2018Дело оформлено
21.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее