Дело 2-35514
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи: Тарасова А.Н.,
при секретаре: --4,
с участием:
истицы – --3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению,
--3, --2
к
Администрации муниципального образования --, администрации Новокиевского сельсовета -- об установлении факта постоянного проживания, признании действий администрации -- об отказе по включению в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество незаконным, признание пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложение обязанности включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковыми требованиями о признании действия -- об отказе по включению в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи за счет средств федерального бюджета, незаконным, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, и включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности на администрацию -- включить их в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для финансовой помощи по частичной утрате имущества, кроме этого истица --3 о признании факта постоянного проживания, по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч.1 ст.18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - обильного выпадения осадков.
В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера - обильного выпадения осадков, на территории Новокиевского сельсовета --, дом, расположенный по адресу: с. Н.Увал, --, был подтоплен.
В результате подтопления подмыт фундамент под юго-восточным углом, разрушены доски с юго-восточной стороны подполья. Данное обстоятельство подтверждается актами осмотра жилого помещения от -- и --.
Принимая во внимание факт проживания в указанном доме с 2000 года, факт порчи принадлежащего им имущества, они обратились в администрацию Новокиевского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения за счет средств федерального бюджета финансовой помощи при частичной утрате имущества. Администрация Новокиевского сельсовета признала их пострадавшими и включила в список -- порядковый номер семьи 112.
Однако, по поручению Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты --, данный список вернули для организации повторной проверки предоставленного списка и обосновывающих документов, подтверждающие наличие безусловного и доказанного в судебном порядке права на получение финансовой помощи за счет средств федерального бюджета. Вновь созданная межведомственная комиссия при администрации --, проведя повторное обследование и сделав заключение в акте, что наше имущество утрачено частично одновременно выдала нам отказ, где не установила факт утраты имущества, тем самым противореча заключению созданной при администрации -- межведомственной комиссии по обследованию поврежденного жилого помещения.
Поскольку, имущество по месту их жительства было повреждено в результате обильного выпадения осадков, продолжавших длительное время, которые относятся к чрезвычайным ситуациям, полагают, что они имеют право на компенсацию причиненного им ущерба.
Поскольку, подтопление жилого дома привело к повреждению его конструктивных элементов, они полагают, о наличии у них права на финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества.
В подготовительной части судебного разбирательства суд уточняя исковые требования, сторона истца исключила из объеме исковых требований, признание действий администрации -- об отказе по включению в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество незаконным, и конкретизируя исковые требования установила их объем в признание пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложение обязанности включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество, а также признать факт постоянного проживания --3 в период СЧ 2013 по адресу --.
В письменном отзыве представитель администрации -- по существу заявленных требований возражений не имел, полагая постановить решение на усмотрение суда.
В письменном отзыве представитель администрации Новокиевского сельсовета -- по существу заявленных требований возражал не имел, полагая о том, что истцы были включены в списки граждан на оказание финансовой помощи за частично утраченное имущество.
Третье лицо – Министерство финансов --, в отношении требований истцов возражало, полагая об отказе в их удовлетворении.
Письменные отзывы стороны ответчиков приобщены к материалам гражданского дела.
На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие, истца, представителя ответчика администрации --, представителя ответчика администрации Новокиевского сельсовета --,
Третьего лица министерства финансов администрации --, не возражавших о рассмотрении материалов дела без их участия.
В судебном заседании истица --3 подтвердила обстоятельства указанные в исковом заявлении, она настаивала на удовлетворение исковых требований, пояснив суду, что после проведения в феврале 2014 года повторного обследования их домовладения были установлены обстоятельства, его конструктивные повреждений в виде размыва фундамента, дома, разрушения подполья, появление трещин в печи, обвала несущих балок, провала пола. Считает, что глава -- утвердив акт о фактической частичного утрате имущества в виде повреждений жилого дома в результате ЧС, в своем письме утверждает обратное, и рекомендует обращаться в суд. Она не состоит в браке с истцом --2, который не является собственником жилого домовладения, это лицо с её разрешения проживает в доме. Признание факта её постоянного проживания в период ЧС 2013 года в доме по адресу: с. Н.Увал, --, является обстоятельством для реализации права признанной пострадавшей, и права на включение в списки пострадавших за частично утраченное имущество.
Выслушав объяснение истицы, допросив свидетелей изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 г. № 123-р в целях защиты населения и территорий 22 июля 2013 г. в Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 г. № 214 установлен Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.
В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области».
Для реализации пункта 6 названного Указа Президента РФ Правительством Амурской области, в период возникших спорных правоотношений между сторонами было принято, и действовало, Постановление Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423 «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета» которым был утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 г., помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрено Правительству Российской Федерации до -- принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 сентября 2013 г. № 40 были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти Амурской области и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории Амурской области, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи за частично утраченное имущество
Из содержания вышеуказанных правовых положений в их взаимосвязи следует, что для признания за гражданином права на получение единовременной материальной и финансовой помощи, безусловно необходима совокупность двух условий: гражданин должен быть признан пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживать в населенном пункте, оказавшемся в зоне чрезвычайной ситуации.
Возможность установления фактов, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, предусмотрена статьей 264 ГПК РФ.
В силу статьи 265 ГПК РФ указанные факты могут быть установлены судом в порядке гражданского судопроизводства только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст. 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Как следует из материалов дела, одним их заявленных требований --3 является установление факта её постоянного проживания в --, обозначив целью установления данного факта необходимость получения финансовой помощи в результате причинения вреда в связи с поводковой ситуацией в --.
Как установлено судом и следует из материалов дела, --3 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу; --, что подтверждается свидетельством о регистрации права от --.
Допрошенные судом в качестве свидетелей --5, --6, пояснили суду о том, что в жилом помещении по адресу: -- постоянно проживает --3, использует дом, как жилое помещение, ведет хозяйство, занимается огородничеством на прилегающем земельном участке.
Указанное обстоятельство подтверждается и справкой администрации -- от -- -- согласно которой --3 проживает, в --, у --.
Суд также учитывает сведения, содержащиеся в паспортных данных заявителя, исходя из которых --3зарегистрирована по адресу --, однако по указанному адресу фактически не проживает.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению о наличии достаточной совокупности доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания заявителя --3 по адресу в --.
Согласно вышеназванным Методическим рекомендациям по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории -- (п. 3.3), с целью установления ущерба, созданная местной администрацией комиссия в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
Из акта обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, составленного --, в котором зафиксированы обстоятельства о том, что в результате ЧС - наводнения, обильное выпадение осадков произошедших со 2.08. 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, в жилом доме по адресу -- установлены обстоятельства наличия 30-40 см уровня воды в подполье, в подполье сыро, подмыты внутренние завалинки с северной стороны.
Вместе с тем, суду представлен новый акт обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составленный уполномоченной комиссией от -- г. утвержденный главой --.
Исходя из данных акта комиссия установила обстоятельства подмыва фундамента дома.
На основании определения Мазановского районного суда от -- проведено дополнительное обследование домовладения истцов, установлены обстоятельства деформации несущих балок, уклоны полов, наличие трещин в печном отоплении произошедших в результате ЧС. В связи, с чем комиссия пришла к выводу об установлении факта частичной утраты истцами имущества вследствие чрезвычайной ситуации и наличии у пострадавшей и членов её семьи права на соответствующую финансовую помощь в сумме 200 тысяч рублей. При этом суд не усматривает взаимоисключающих противоречий между составленными актами обследования от -- и актами обследования от -- года.
Первый акт, зафиксировал ссылки на конкретные повреждения жилого помещения истицы и подтверждает факт подтопления жилого дома истцов, а в составленных позднее вторичных актах от -- г. фиксируется уже фактические обстоятельства конструктивных повреждений домовладения.
Вместе с тем судом установлено, что истцы и ранее числились в списках граждан пострадавших, в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания им финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Однако согласно Протоколу -- от -- заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности рекомендовано, с целью материальной и финансовой помощи, предложено проведение повторных адресных проверок с составлением повторных актов обследования жилых домов. Обстоятельства проведение повторной комиссионной проверки от -- года, и -- жилого дома истцов свидетельствуют о конструктивных изменениях и повреждений домовладения в результате ЧС, и необходимости оказания финансовой помощи.
При таких обстоятельствах, и с учетом наличия в деле не оспариваемых доказательств, достоверно устанавливающих фактические обстоятельства о конструктивных повреждений домовладения истицы в результате ЧС, суд считает о наличие только у истицы --3 права быть включенными в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств.
Обсуждая исковые требования истцов в части наличия у --2 права быть включенными в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств, суд исходит из установленных фактических обстоятельств свидетельствующих о том, что истцы в браке не состоят, спорное домовладение принадлежит только --3 на праве собственности.
Обстоятельства одного только проживания --2 на момент ЧС 2013 года в спорном домовладении, не порождает у него права на компенсацию за частично утраченное имущество в виде конструктивных повреждений жилого дома в результате ЧС, поскольку это противоречит требованиям ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусматривает право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, а значит, такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества. Данное обстоятельство является юридически значимым и установлено судом.
Изложенные обстоятельства исключают возможность признания --2 пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории с Новокиевский Увал в августе 2013 года для включения его в соответствующие списки на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, поскольку факт утраты принадлежащего --2 имущества не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Доводы, изложенные в письменном отзыве представителя третьего лица- Министерства --, об отсутствие у истцов права на получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств в связи с тем, что право на выплату компенсаций за частично утраченное имущество, и за повреждение конструктивных элементов жилого помещения, а истцами не представлены доказательства наличий конструктивных элементов жилого помещения, по мнению представителя министерства финансов --, акт обследования утраченного имущества от 03.03 2014 года следует признать ненадлежащим доказательством, по причине отсутствия причинно следственной связи между ЧС и наступившими последствиями, суд признает безосновательными по следующим основаниям.
Так, Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях, установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации в своем Указе от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», определяет их в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения и области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а обстоятельства введения на территории Амурской области ЧС в целях защиты населения и территорий определены распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 г. № 123-р.
Судом установлены фактические обстоятельства отсутствий взаимоисключающих противоречий между составленными актами обследования от -- и актами обследований от -- года.
Так первичный акт, подтверждает фактические обстоятельства подтопления жилого дома истцов, а в составленных позднее вторичными актами от -- года, фиксируется уже фактические обстоятельства частичной утраты имущества истцов, вызванной таким подтоплением. Вместе с тем судом установлено, что истица уже ранее числилась в списках граждан пострадавших в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания им финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Повторные акты от -- года, обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составлены уполномоченной на это комиссией, согласован с руководителем гражданской обороны на территории --, и утвержден главой --. Данные акты, как доказательство, суд признает достоверным допустимым и достаточным доказательством подтверждающим о наличии конструктивного повреждения фундамента жилого помещения истцов, и о наличии только у одного истца- --3 права на компенсацию за частично утраченное имущество.
С учетом установленных обстоятельств, и в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению постановленное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Суд разъяснил сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и учитывая, что истцами в соответствии правил ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, были суду представлены достоверные, допустимые и достаточные доказательств подтверждающие о наличие у --2 права на компенсацию за частично утраченное имущество, находящееся по адресу; -- в результате ЧС, в период июля- августа ЧС на территории Новокиевского сельсовета --, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению только частично.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ суд,
Решил:
Исковые требования --3, --2 удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания --3 -- года рождения в жилом доме по адресу: --, признать --3, пострадавшей в период чрезвычайной ситуации 2013 года на территории --, и обязать администрацию --, включить --3 в списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Новокиевского сельсовета -- имеющих право на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество, в оставшейся части отказать
Постановленное решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в канцелярии Мазановского районного суда --.
.
Судья А.Н. Тарасов.