Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-199/2012 ~ М-184/2012 от 18.07.2012

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Мельниково 4 сентября 2012 г.

Шегарский районный суд Томской области в составе:

судьи Лапы А.А.,

при секретаре Носковой В.С.,

с участием истца Сидорова Е.А.,

представителя ответчика Коровайцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова Е.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> о возложении обязанности включить в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву и назначить досрочную трудовую пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Сидоров Е.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (далее УПФР), в котором просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, период прохождения военной службы по призыву в 1981-1983 г.г. и назначить досрочную трудовую пенсии по старости со дня обращения за ней в пенсионный орган. В исковом заявлении указал, что решением УПФР ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку в специальный стаж не был включен период прохождения службы в 1981-1983 г.г., в то время как он подлежит включению в специальный стаж в силу Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

В судебном заседании истец Сидоров Е.А. исковые требования поддержал в полном объеме и дал объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает, что период службы в армии по призыву должен быть включен в стаж, дающий ему право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью.

Из объяснений представителя ответчика Коровайцевой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что исковые требования она не признает. В силу п/п 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» пенсия назначается досрочно лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Истец в спорный период педагогической деятельностью не занимался. Списками, утвержденными постановлениями Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 и № 463 от 06.09.1991, не предусмотрен зачет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периода прохождения военной службы. Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 было отменено с 01.10.1993. На эту дату истец не выработал 2/3 стажа.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, в том числе материалы пенсионного дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит полному удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из решения ГУ-УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Сидоров Е.А. обратился за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ. В его специальный стаж засчитаны периоды работы педагогом с 1984 г. Продолжительность педагогической деятельности определена в 23 года 3 месяца 12 дней. В связи с недостаточностью специального стажа ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Факт педагогической деятельности истца в указанные периоды подтверждается трудовой книжкой.

Военным билетом серии НА подтверждается, что истец был призван на военную службу 13.05.1981, уволен 03.05.1983. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно п/п 19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст.7 Закона возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".

Указанным списком, а также ранее действовавшими Списками, утвержденными постановлениями Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 и № 463 от 06.09.1991, не предусмотрен зачет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, периода прохождения военной службы.

Вопреки доводам представителя ответчика, суд считает, что период прохождения истцом военной службы подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность. Этот вывод основан на следующем.

В период прохождения истцом службы в Вооруженных силах СССР действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения».

Согласно п/п. «г» п. 1 вышеназванного Положения учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В силу п. 4 данного Положения период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проработано в учреждениях, организациях, должностях, трудовая деятельность в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 установлено, что постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 года.

В соответствии со ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключение из педагогического стажа периодов прохождения службы в Вооруженных силах СССР.

В определении от 18.06.2004 № 197-О Конституционный Суд РФ указал, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Исходя из положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ и подлежащего в связи с этим применению законодательства, действовавшего в спорный период прохождения службы истцом в Вооруженных силах СССР, суд приходит к выводу, что истец имеет право на включение периода прохождения службы в Вооруженных силах СССР в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Ссылку ответчика на постановление Минтруда РФ от 17 октября 2003 г. N 70 суд считает несостоятельной, так как данный правовой акт не является нормативным и не соответствует вышеизложенным нормам Конституции РФ. Исходя из предмета иска, вид деятельности истца в спорный период установлен судом как служба в составе Вооруженных Сил СССР. Выяснение содержания выполняемой работы в данном случае не требуется.

Так как установленный период военной службы истца составляет менее 1/3 от общей продолжительности льготного стажа, а наличие 2/3 стажа, необходимого в рассматриваемом случае для назначения пенсии подтверждено трудовой книжкой и не оспаривается сторонами, то спорный период должен быть засчитан в специальный стаж, наличие которого дает истцу право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Поэтому исковое требование о включении рассматриваемого спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, на день обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии, то есть на 11.04.2012, его специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности составил менее 25 лет. Соответственно, на момент принятия решения ГУ-УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, право на пенсию у истца не возникло. Поэтому оснований к понуждению УПФР назначить пенсию истцу в связи с действиями ответчика не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Сидорова Е.А. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в специальный стаж Сидорова Е.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период прохождения военной службы в Вооруженных силах СССР с 13.05.1981 по 03.05.1983.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.

<данные изъяты>

Копия верна: <данные изъяты>

Секретарь <данные изъяты>

2-199/2012 ~ М-184/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Сидоров Евгений Александрович
Ответчики
Управление Пенсионного фонда РФ в Шегарском районе
Суд
Шегарский районный суд Томской области
Судья
Лапа А.А.
Дело на странице суда
shegarsky--tms.sudrf.ru
18.07.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2012Передача материалов судье
19.07.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.08.2012Судебное заседание
04.09.2012Судебное заседание
12.09.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2012Дело оформлено
30.10.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее