Дело № 2-1088/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2016 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Макаренко Н.О.,
при секретаре Еремеевой Н.С.,
с участием Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области Борзенко И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» о возложении обязанности при добычи попутного нефтяного газа на Конторовичском нефтяном месторождении обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническим проектом разработки месторождения,
установил:
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Томскгеонефтегаз», в котором просит обязать ответчика при добыче попутного нефтяного газа (растворенного газа) на <данные изъяты> нефтяном месторождении, расположенном в <дата обезличена> Томской области, не позднее 31.12.2016 обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническим проектом разработки указанного месторождения.
В обоснование заявленных требований указывает, что Томской межрайонной природоохранной прокуратурой Томской области проведена проверка исполнения нефтегазодобывающими предприятиями Томской области лицензионных условий и требований проектной документации в части объемов утилизации попутного нефтяного газа. Установлено, что ООО «Томскгеонефтегаз» осуществляется геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на <данные изъяты> нефтяном месторождении <данные изъяты> участка № 110-М, расположенного в <дата обезличена> районе Томской области. В соответствии с условиями дополнительного соглашения к лицензии ООО «Томскгеонефтегаз» приняло на себя обязательство по обеспечению рационального использования и охраны недр, недопущению сверхнормативных потерь полезных ископаемых и выборочной отработки наиболее продуктивных участков месторождений, соблюдению утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, требований проектных документов при разработке участка недр. Согласно действующему проектному документу на разработку <данные изъяты> нефтяного месторождения «Дополнение к технологической схеме разработки <данные изъяты> нефтяного месторождения Томской области» в 2015 году уровень использования ООО «Томскгеонефтегаз» растворенного газа на данном месторождении установлен в размере не менее 72 %. Вопреки требованиям закона и проектной документации в 2015 году (в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 включительно) ООО «Томскгеонефтегаз» уровень использования растворенного попутного нефтяного газа на <данные изъяты> нефтяном месторождении обеспечен лишь на уровне 55%. Непринятие мер по комплексному извлечению из недр попутного нефтяного газа на указанном месторождении и его использованию повлекло сверхнормативную потерю добытого попутного газа на уровне 17% и свидетельствует о нерациональном использовании ООО «Томскгеонефтегаз» недр при их разработке. Общий объем неиспользованного вопреки указанным требованиям попутного нефтяного газа, сожженного на факелах, превысил 0,8 млн. м.куб. Полагает, что прямым следствием указанных нарушений является нерациональное использование добываемого газа - его сжигание без получения какой-либо экономической выгоды, а также повышенный выброс загрязняющих веществ (продуктов горения газа) в атмосферный воздух; нарушают гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» право неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, а также на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, и может привести к нарушению прав граждан в будущем.
Томский межрайонный природоохранный прокурор Томской области Борзенко И.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что материалами прокурорской проверки установлено, что при разработке <данные изъяты> нефтяного месторождения ООО «Томскгеонефтегаз» в 2015 году не обеспечен минимальный уровень его использования, определённый действующим проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки <данные изъяты> нефтяного месторождения Томской области», согласованным протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС от 23.12.2015 № 10-72. При минимальном проектном уровне использования попутного нефтяного газа в объёме 72%, фактический уровень составил только 55%. В связи с этим за нерациональное использование недр, а также нарушения условий лицензии на пользование недрами и требований технического проекта вступившим в законную силу постановлением Управления Росприроднадзора по Томской области от 25.02.2016 № Н-083 (б/н-10-02-2016) юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3, части 1 статьи 8.10 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> тыс. рублей. Поскольку техническим проектом разработки <данные изъяты> месторождения предусмотрен годовой уровень использования попутного нефтяного газа, оценка достаточности реализуемых мер может быть дана только по итогам 2016 года. В связи с этим, природоохранным прокурором в исковом заявлении определён срок для устранения выявленных нарушений и обеспечения минимального уровня использования попутного нефтяного газа, установленного техническим проектом разработки <данные изъяты> нефтяного месторождения - 31.12.2016.
Представитель ответчика ООО «Томскгеонефтегаз», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о разбирательстве дела в свое отсутствие или отложении судебного разбирательства на более поздний срок, не просил.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст.42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее по тексту - Закон) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Пользователи недр в соответствии со ст.9 Закона могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно требованиям ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланка с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право её владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
На основании ст.12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускаются только при согласовании пользователя недр и органов, предоставляющих лицензию, либо в условиях, установленных законодательством.
В ст.22, 23, 23.2 указанного закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (ном, правил) по технологии ведения работ, связанных с использованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с использованием недрами. Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр, в том числе являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; предотвращение загрязнение недр при проведении работ, связанных с использованием недрами. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.
Аналогичные требования закреплены в п.3 Правил охраны недр (утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 №71).
Согласно ст. 35 Закона основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природная среда (далее также - природа)– совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы допустимых выбросов - нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для выброса в атмосферный воздух стационарными источниками; нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками; нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем; технологические нормативы - нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей.
На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» рациональное использование природных ресурсов является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Обязанность природопользователя осуществлять эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств установлена ч. 2 ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу пункта 7.5 ГОСТ Р 53713-2009 «Месторождения нефтяные и газонефтяные. Правила разработки», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1166-ст, системы использования попутного газа, включая объекты утилизации газа, должны обеспечивать уровень его использования не менее 95%.
Судом установлено, что на основании лицензии ТОМ 15066 HP ООО «Томскгеонефтегаз» (срок действия до 15.05.2031) осуществляется геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья на <данные изъяты> нефтяном месторождении <данные изъяты> участка № 110-М, расположенного в <дата обезличена> Томской области.
Действующим проектным документом на разработку <данные изъяты> нефтяного месторождения является: «Дополнение к технологической схеме разработки <данные изъяты> нефтяного месторождения Томской области», согласованное протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС от 23.12.2015 № 1072.
В соответствии с указанным проектным документом в 2015 году уровень использования ООО «Томскгеонефтегаз» растворенного газа на данном месторождении установлен в размере не менее 72% (таблица 8.1, являющаяся неотъемлемой частью технологической схемы).
Таким образом, усматривается, что протоколом заседания Западно-Сибирской секции ЦКР Роснедр по УВС от 23.12.2015, утвержденным председателем ЦКР Роснедр по УВС 28.12.2015, согласовано обоснование прогноза добычи нефти, растворенного газа и объема буровых работ на <данные изъяты> месторождении, согласном которому показатель использования растворенного газа в 2015 году должен составлять 72%.
Предыдущим проектным документом - «Дополнение к технологической схеме разработки Конторовичского нефтяного месторождения Томской области», согласованным протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС от 19.12.2014 № 1103, уровень использования ООО «Томскгеонефтегаз» в 2015 году растворенного газа на данном месторождении был установлен в размере не менее 95%.
Условиями пользования недрами, являющимися приложением № 1 к лицензии ТОМ 15066 HP ООО «Томскгеонефтегаз» приняло на себя обязательство по соблюдению уровня добычи углеводородного сырья в соответствии с проектной документацией на разработку месторождения, обеспечению рационального использования и охраны недр, недопущению сверхнормативных потерь полезных ископаемых и выборочной отработки наиболее продуктивных участков месторождений, приводящих к нарушению энергетической системы залежей в целом, соблюдению утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), регламентирующих вопросы рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды, требований проектных документов при разработке участка недр (п.п. 4.1.10-4.1.11).
Из постановления о назначении административного наказания № Н-083(б/н-10-02-2016) от 25.02.2016, вынесенном Управлением Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области следует, что ООО «Томскгеонефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ, ч.1 ст. 8.10 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Постановлением установлено, что вопреки изложенным требованиям закона и проектной документации, в 2015 году (в период с 01.01.2015 по 31.12.2015 включительно) ООО «Томскгеонефтегаз» уровень использования растворенного попутного нефтяного на Конторовичском нефтяном месторождении обеспечен лишь на уровне 55%. Общий объем неиспользованного вопреки указанным требованиям попутного нефтяного газа, сожженного на факелах, превысил 0,8 млн.куб.м. Общество допустило нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых, что является нарушением ст.ст.22, 23 Закона «О недрах». С нарушением в виде нерационального использования недр, ведущего к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых, а также с пользованием недрами с нарушениями условий лицензии и несоблюдением утвержденной проектной документации при разработке ООО «Томскгеонефтегаз» Конторовичского нефтяного месторождения генеральный директор Назаревич Н.В. полностью согласился, просил учесть в качестве смягчающих обстоятельств: признание вины, раскаяние и принятие мер по устранению допущенных нарушений.
При установлении данных обстоятельств Управление Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области руководствовался, в частности, письмом ООО «Томскгеонефтегаз» от 02.02.2016 № 01-03-78 с приложением сведений об объемах добычи нефти, газа и утилизации попутного нефтяного газа, лицензией ООО «Томскгеонефтегаз» на право пользования недрами <номер обезличен> (с Изменениями), проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки <данные изъяты> нефтяного месторождения Томской области», согласованным протоколом заседания
ЦКР Роснедр по УВС от 23.12.2015 № 1072, проектным документом «Дополнение к технологической схеме разработки <данные изъяты> нефтяного месторождения Томской области», согласованным протоколом заседания ЦКР Роснедр по УВС от 19Л2.2014 № 1103, справкой ООО «Томскгеонефтегаз» по балансу газа за 2015 год, объяснением генерального директора ООО «Томскгеонефтегаз» ФИО1 от 10.02.2016, исследованными судом и в настоящем судебном заседании.
Постановление о назначении административного наказания ООО «Томскгеонефтегаз» № Н-083(б/н-10-02-2016) от 25.02.2016, никем не обжаловалось, вступило в законную силу.
Таким образом, судом установлено, что Общество не соблюдает минимальный уровень использования попутного нефтяного газа при разработке <данные изъяты> нефтяного месторождения, сжигая вследствие этого на факельной установке более 17 % попутного нефтяного газа.
При этом, проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу был разработан самим ответчиком и утвержден Управлением Росприроднадзора по Томской области и обязателен для ООО «Томскгеонефтегаз» при разработке <данные изъяты> нефтяного месторождения. Данное месторождение является действующим.
Ненадлежащая утилизация попутного нефтяного газа свидетельствует о непринятии ответчиком мер по достижению максимального уровня использования – утилизации, нарушении требований проектного документа на разработку нефтяных месторождений указанных в иске и невыполнении условий лицензий на право пользования недрами Томской области, как следствие – нерациональном использовании недр, что противоречит политике Российской Федерации в сфере рационального использования природных ресурсов.
Нарушение ответчиком требований природоохранного законодательства напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, на защиту их интересов со стороны государства от хозяйствующих субъектов, которые своей деятельностью создают угрозу здоровью людей.
Ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца о не загрязнении окружающей природной среды ответчиком, при утилизации попутного газа без обеспечения минимального уровня его использования, определенный техническими проектами разработки на <данные изъяты> нефтяном месторождении.
Указанное позволяет суду сделать вывод о том, что действиями ответчика по не соблюдению им требований проектной документации в части уровня использования попутного нефтяного газа при использовании <данные изъяты> месторождения, причиняется ущерб окружающей природной среде.
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способа защиты гражданских прав установлено присуждение к исполнению обязанности.
Исходя из смысла статьи 1065 ГК РФ наряду с существующим нарушением права основанием для применения мер судебной защиты является также опасность причинения вреда в будущем.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит об установлении в решении суда срока - не позднее 31.12.2016, в течение которого должны быть совершены искомые действия, если иск будет удовлетворен.
Учитывая характер спорного правоотношения, письменные объяснения генерального директора ООО «Томскгеонефтегаз»- ФИО1 данные прокурору при возбуждении административного дела относительно действий, предпринимаемых обществом для обеспечения минимального уровня использования попутного нефтяного газа на <данные изъяты> месторождении и о сроках, в течение которых такой уровень потенциально может быть достигнут, позволяют суду счесть срок (не позднее 31.12.2016) разумным для совершения обозначенных действий.
Несоблюдение требований проектных документов к уровню использования добытого нефтяного попутного газа и невыполнение условий лицензии на право пользования недрами приводит к нерациональному использованию природных ресурсов и нарушает права и законные интересы России как собственника недр.
Кроме того, использование попутного нефтяного газа при несоблюдении нормативных требований нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
Прямым следствием нарушений ответчика является нерациональное использование добываемого газа – его сжигание без получения какой-либо экономической выгоды, а также повышенный выброс загрязняющих веществ (продуктов горения газа) в атмосферный воздух.
При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то на основании ст.103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход муниципального образования «город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Томского межрайонного природоохранного прокурора Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» о возложении обязанности при добычи попутного нефтяного газа на <данные изъяты> нефтяном месторождении обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническим проектом разработки месторождения, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» при добыче попутного нефтяного газа (растворенного газа) на <данные изъяты> нефтяном месторождении, расположенном в <дата обезличена>, не позднее 31.12.2016 обеспечить минимальный уровень его использования, определенный техническим проектом разработки указанного месторождения (95%).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» в доход муниципального образования «город Томск» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.О.Макаренко