РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
03 июля 2020 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при помощнике Копьевой М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1427/2020 по административному исковому заявлению Жуковой Анны Николаевны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании решения незаконным,
установил:
Жукова А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 380 кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. В фактическом использовании истца находится также земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 256 кв.м. В целях заключения соглашения о перераспределении земельных участков истец обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с соответствующим заявлением, приложив пакет необходимых документов. 04.10.2019 распоряжением №РД-1955 в заключении соглашения отказано на основании пп.11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ. Данное распоряжение оспорено истцом в суде. Решением Ленинского районного суда г. Самары от 05.12.2019 по делу №2а-5947/2019 требования удовлетворены, распоряжение признано незаконными, на Департамент возложена обязанность по возобновлению работы по обращению заявителя. При повторном рассмотрении 26.03.2020 Департамент градостроительства г.о. Самары вынес распоряжение №РД-420 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. С основаниями отказа административный истец не согласна, полагает, что они не могут служить препятствием в перераспределении земельных участков. В связи с чем просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 26.03.2020 №РД-420 незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить нарушение ее прав, приняв решение по заявлению о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Крузэ Е.В. административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности – Арчхоев А.С. просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованные лица Елизаров Д.Н., Добриков А.Н. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело их отсутствие.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что Жуковой А.Н. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью 380 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.13-15).
Административный истец обратилась в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером № площадью 380 кв.м и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 256 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 636 кв.м (л.д.19-20).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 04.10.2019 №РД-1955 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ (л.д.67).
Данное распоряжение оспорено в суде.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 05.12.2019 распоряжение от 04.10.2019 №РД-1955 признано незаконным, на Департамент возложена обязанность возобновить работу по рассмотрению обращения Жуковой А.Н. от 11.09.2019 №СП-9/4966 (л.д.65-66).
При повторном рассмотрении заявления Департаментом принято распоряжение от 26.03.2020 №РД-420 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подпунктов 3, 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ (л.д.63-64).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
В обоснование оспариваемого отказа указано, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, между образуемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами №, №, № образуется территория, которую невозможно использовать рационально. В отношении территории, в границы которой входит часть образуемого земельного участка, принято распоряжение Департамента управления имуществом г.о.Самара от 05.11.2015 №599 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в рамках реализации положений, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ. Согласно сведениям, содержащимся в ИСОГД г.о.Самара, а также топографическим материалам Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе находящегося под объектом недвижимости и необходимого для его обслуживания. Полученные в рамках межведомственного взаимодействия сведения Департамента, Управления Росреестра по Самарской области дают основания полагать, что в границах образуемого земельного участка расположен объект капитального строительства с кадастровым номером №, находящийся в собственности иного лица.
Из материалов дела следует, что, действительно, распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 05.11.2015 №599 было предварительно согласовано Елизарову Д.Н. предоставление в собственность за плату земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 963 кв.м, занимаемого летним домом с участком, по адресу: <адрес> (л.д.23-24).
Испрашиваемый Жуковой А.Н. земельный участок площадью 256 кв.м является частью земельного участка площадью 963 кв.м, схема которого утверждена распоряжением Департамента управления имуществом г.о.Самара от 05.11.2015 №599.
Между тем, срок действия распоряжения от 05.11.2015 №599 составлял два года со дня подписания. За указанный период права на испрашиваемый земельный участок оформлены не были.
В ЕГРН содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № – летний дом, 1957 года постройки, литера Л, назначение: жилой дом, площадью 39,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Собственником дома является Добриков А.Н., право собственности зарегистрировано 06.09.2018 (л.д. 41).
Вместе с тем, каких-либо данных, указывающих на то, что указанный дом расположен в границах земельного участка площадью 963 кв.м, часть которого испрашивается административным истцом, материалы дела не содержат.
Утверждение Департамента о нахождении указанного объекта на испрашиваемом земельном участке основано на предположении, границы объекта не установлены, о чем непосредственно указано в оспариваемом распоряжении.
Топографический план местности, на который ссылается Департамент, не подтверждает наличие на спорной территории объекта капитального строительства - жилого дома, площадью 39,5 кв.м (л.д.81).
При этом, исходя из кадастровых номеров, испрашиваемый земельный участок и объект капитального строительства, якобы расположенный на нем, находятся в разных кадастровых кварталах. Причины таких разночтений представитель Департамента в судебном заседании пояснить не смог.
Одним из требований к образуемым и измененным земельным участкам является обеспечение доступа к землям общего пользования. Так, статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в графической части межевого плана указывается доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе посредством установления сервитута. Пунктом 26 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что отсутствие доступа к образуемому или изменяемому земельному участку является основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Из заключения кадастрового инженера ООО «ПКЦ «Контур» Попова О.В. от 20.08.2019 следует, что территория земель, государственная собственность на которые не разграничена, общей площадью 963 кв.м, со всех сторон окружена земельными участками, сведения о которых в ЕГРН содержатся как уточненные, следовательно, формирование земельного участка в пределах указанной территории не представляется возможным, поскольку доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому земельному участку отсутствует (л.д. 16-18).
То обстоятельство, что территория площадью 963 кв.м со всех сторон ограничена земельными участками, поставленными на кадастровый учет с уточненными границами, подтверждается выкопировкой из публичной кадастровой карты (л.д.102).
Доказательства наличия возможности установления сервитута для обеспечения прохода и проезда к данной территории через соседние земельные участки, в том числе согласие собственников (правообладателей) соседних участков на установление сервитута, Департаментом не представлены.
Указание на то, что в результате перераспределения испрашиваемого земельного участка между образуемым земельным участком и земельными участками с кадастровыми номерами №, №, № образуется территория, которую невозможно использовать рационально, является необоснованным, так как спорная территория площадью 963 кв.м испрашивается административным истцом и тремя соседними землепользователями через процедуру перераспределения в полном размере, вследствие чего, в случае удовлетворения заявлений всех землепользователей, неиспользуемой территории не останется (л.д.102).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от 26.03.2020 №РД-423 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Жуковой Анны Николаевны к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 26.03.2020 №РД-420 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков признать незаконным.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу рассмотреть заявление Жуковой Анны Николаевны о перераспределении земельных участков в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.07.2020.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья