Судья Аникина К.С. Дело № 33а-9035/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 июля 2020 года город Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Кормильцевой И.И.,
судей Бочкаревой Е.Ю., Насыкова И.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лужецкой Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-71/2020 по административному исковому заявлению прокурора города Березовского Свердловской области в интересах Петровой Татьяны Алексеевны к Администрации Березовского городского округа о признании незаконными действий
по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации Березовского городского округа
на решение Березовского городского суда Свердловской области от 21 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Бочкаревой Е.Ю., объяснения представителя административного истца Привороцкой Т.М., и заинтересованных лиц Денисенко А.В., Корюкова С.Ю., Пятышевой Т.И., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор города Березовского Свердловской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Березовского городского округа (далее - Администрация БГО), в котором просил признать незаконными действия Администрации БГО по установлению срока отселения жителей многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Исакова, д. 4, признанного аварийным и подлежащим сносу, возложить обязанность на Администрацию БГО установить разумный срок отселения жителей указанного многоквартирного дома.
В обоснование требований указал, что в ходе рассмотрения обращения жителей многоквартирного дома № 4 по ул. Исакова в г. Березовском Свердловской области установлено, что многоквартирный дом на основании заключения Межведомственной комиссии от 28 июня 2017 года № 12 признан аварийным и подлежащим сносу. Спорный дом включен в муниципальную программу «О переселении граждан Березовского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2018 – 2024 годах» и определен срок окончания мероприятий по переселению жильцов дома - 01 сентября 2024 года. Однако на текущую дату существует реальная угроза разрушения дома до срока расселения, угроза обрушения потолочного перекрытия, в связи с чем установленные сроки переселения жильцов дома не отвечают интересам проживающих в аварийном доме граждан, нарушает их права на благоприятную среду обитания, являются незаконными вследствие неразумности срока.
Судом к участию деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Денисенко А.В., Терняк Е.С., Котляров В.П., Пятышева Т.И., Корюков Д.С., Корюков С.Ю., Кочергина Т.Л., Пятышев Э.А., Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого дома пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее - Межведомственная комиссия).
Представитель административного истца прокуратуры города Березовского Свердловской области Шевцова Е.А., заинтересованные лица Денисенко А.В., Котляров В.П., Пятышева Т.И., Корюков С.Ю., Кочергина Т.Л., Котляров В.П. в заседании суда первой инстанции на удовлетворении требований административного иска настаивали.
Представитель административного ответчика Администрации БГО Саксонова Л.А. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала, пояснив, что срок для расселения жильцов спорного дома № 4 по ул. Исакова в г. Березовском принят с учетом сроков расселения, установленных в том числе региональной программой, из домов, признанных аварийными. Отселение жителей спорного дома жильцов других домов, ранее включенных в программу, приведет к нарушению прав этих лиц. Заключений специалистов, подтверждающих доводы административного истца о наличии реальной угрозы жизни и здоровью людей, административным истцом не представлено.
Решением Березовского городского суда Свердловской области от 21 февраля 2020 года требования административного истца удовлетворены, признаны незаконными действия Администрации БГО по установлению срока переселения жителей многоквартирного дома по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Исакова, д. 4, признанного аварийным и подлежащим сносу; возложена обязанность на Администрацию БГО установить разумный срок переселения жителей указанного многоквартирного дома.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Администрация БГО подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права. Указала в доводах апелляционной жалобы, что судом сделан вывод об опасности для жизни и здоровья проживание в спорном многоквартирном доме необоснованно, поскольку факт нахождения дома в статусе аварийного не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований. Сроки отселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащим сносу, зависят от сроков строительства новых домов для переселения граждан и наличия источников финансирования данного строительства. Судом оставлен без внимания тот факт, что Петрова Т.А. фактически в спорном жилом доме не проживает, членам ее семьи предоставлено другое жилое помещение для временного проживания до момента предоставления взамен жилого помещения, признано аварийным. С учетом достаточности и эффективности действий, связанных с временным и постоянным переселением жильцов аварийного дома, Администрацией БГО установлен разумный срок для расселения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, повторяя изложенную в суде первой инстанции позицию по делу.
Административный истец Петрова Т.А., административный ответчик Администрация БГО, заинтересованные лица Терняк Е.С., Котляров В.П., Корюков Д.С., Кочергина Т.Л., Пятышев Э.А., Петрова Т.А., Межведомственная комиссия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом заказной корреспонденцией 09 июля 2020 года, электронной почтой и смс-уведомлением 07 июля 2020 года, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда 02 июня 2020 года. Таким образом, учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца Привороцкой Т.М., заинтересованных лиц Денисенко А.В., Корюкова С.Ю., Пятышевой Т.И., проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение), на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзорах законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года и за третий квартал 2012 года, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ул. Исакова, д. 4 находится 4 жилых помещения (квартиры), в которых зарегистрированы и проживают 10 жителей. Указанный многоквартирный дом на основании заключения Межведомственной комиссии от 28 июня 2017 года № 12 признан аварийным и подлежащим сносу. Спорный дом включен в муниципальную программу «О переселении граждан Березовского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2018 – 2024 годах» (далее - Муниципальная программа) и определен срок окончания мероприятий по переселению жильцов дома - 01 сентября 2024 года. Постановлением Администрации БГО от 18 октября 2019 года № 955 «О внесении изменений в постановление администрации Березовского городского округа от 02 июня 2017 года № 353 «Об утверждении муниципальной адресной программы «О переселении граждан Березовского городского округа из аварийного жилищного фонда в 2018-2024 годах» внесены изменения в части установления сроков окончания переселения жителей дома № 4, расположенного по ул. Исакова в г. Березовском Свердловской области, указанным актом установлены дата окончания переселения – 01 сентября 2025 года, дата сноса дома – 01 декабря 2025 года.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции указал, что установленный органом местного самоуправления срок переселения жильцов спорного многоквартирного дома до 01 сентября 2025 года не может быть признан разумным, поскольку имеется реальная угроза обрушения дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления, вместе с тем в силу положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации срок сноса аварийного дома должен быть разумным.
Принимая во внимание положения частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разумность установленного Муниципальной программой и внесенными в нее изменениями срока отселения жильцов дома № 4 по ул. Исакова в г. Березовском Свердловской области и сноса аварийного дома не доказана административным ответчиком.
Оценивая доводы апелляционной жалобы о неправомерности выводов суда о существовании реальной опасности для жизни и здоровья граждан, судебная коллегия признает их несостоятельными, поскольку они противоречат материалам административного дела.
Судебная коллегия отмечает, что переселение граждан из спорного многоквартирного дома было включено в перечень мероприятия целевой программы «Переселение граждан муниципального образования «г. Березовский» из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2002 - 2010 годах», что свидетельствует о реальной оценке состояния безопасности конструкций дома для проживающих в нем жильцов и наличии угрозы для жизни и здоровья граждан неисполнением мероприятий по отселению жильцов дома.
О наличии угрозы обрушения конструкцией дома свидетельствует и акт обследования помещения от 07 июня 2017 года (том 1 л.д. 90), согласно которому при обследовании крыши обнаружено значительное разрушение дымоходов печей, местами кирпичная кладка дымоходов разрушена насквозь, существует угроза обрушения дымоходов; по пожарным требованиям печи эксплуатировать недопустимо. В целом техническое состояние конструкций дома оценено как аварийное, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Доводы апелляционной жалобы о неисследовании судом факта непроживания Петровой Т.А. в спорном жилом помещении и предоставлении членам ее семьи другого жилого помещения для временного проживания не влияют на законность решения суда. Судебная коллегия учитывает пояснения заинтересованного лица Корюкова С.Ю., являющегося членом семьи Петровой Т.А., данные в заседании суда апелляционной инстанции, согласно которым в предоставленном для семьи, состоящей из трех человек, жилом помещении площадью 30,9 кв.м не проживают в силу недостаточности указанной площади и наличии зарегистрированного в жилом помещении постороннего лица.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, повторяют доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 1 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Березовского городского суда Свердловской области от 21 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Администрации Березовского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Кормильцева
Судьи Е.Ю. Бочкарева
И.Г. Насыков