Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2416/2018 ~ М-1476/2018 от 27.02.2018

Дело №2-1-2416/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области

в составе председательствующего судьи Желтиковой О.Е.

при секретаре судебного заседания Подчиненковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 13 апреля 2018 года гражданское дело по иску Калужской областной организации «Профессиональный союз работников здравоохранения Российской Федерации» в защиту прав и законных интересов членов профсоюза Д.Н.В., М.Н.Г., М.Л.Ю., Г.Н.Н., Х.Т.М., Т.Т.А., А.С.А., А.Л.И., М.О.М., Ч.С.Н., Г.Е.Е., А.О.Г., П.Д.А., С.Т.Н., Б.С.Н., Е.Е.В., Ю.С.И., К.Е.В., М.И.Ю., М.С.А., С.Л.А., Д.С.В., К.О.П., М.Е.Н. к ГБУЗ Калужской области «Детская городская больница», ООО «Центр охраны труда» «ТрудЭксперт» о признании недействительными карт специальной оценки условий труда и признании права на дополнительный отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда,

УСТАНОВИЛ:

27 февраля 2018 года Калужская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ обратилась в суд в защиту прав и законных интересов членов профсоюза Д.Н.В., М.Н.Г., М.Л.Ю., Г.Н.Н., Х.Т.М., Т.Т.А., А.С.А., А.Л.И., М.О.М., Ч.С.Н., Г.Е.Е., А.О.Г., П.Д.А., С.Т.Н., Б.С.Н., Е.Е.В., Ю.С.И., К.Е.В., М.И.Ю., М.С.А., С.Л.А., Д.С.В., К.О.П., М.Е.Н. к ГБУЗ КО «Детская городская больница», ООО «Центр охраны труда» «ТрудЭксперт», с учетом уточненных требований просили признать недействительными карты специальной оценки условий труда работников Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области «Детская городская больница» №, а также право на дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарный день за работу во вредных и (или) опасных условиях труда за истцами с 01 апреля 2015 года.

В обоснование заявленных требований указано, что при проведении специальной оценки условий труда указанных работников ГБУЗ КО «Детская городская больница» ответчиками не было учтено наличие, в частности, биологического фактора на рабочих местах, что привело к изменению класса условий труда с 3.1 на 2, в связи с чем истцы после проведения специальной оценки условий труда лишены права на дополнительный оплачиваемый отпуск, что привело к нарушению их трудовых прав.

В судебном заседании истец Е.Е.В. и представитель Калужской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ А.Т.В. исковые требования поддержали с учетом их уточнений. Отмену льготы в виде дополнительного оплачиваемого отпуска полагают незаконной, поскольку условия труда истцов остались прежними.

Представители ответчика ГБУЗ КО «Детская городская больница» по доверенностям Ф.А.В. и Л.Е.В. исковые требования не признали, указали, что истцами пропущен установленный законом срок на обращение в суд за разрешением трудового спора.

Истцы А.О.Г., М.Н.Г., М.Е.Н., Г.Е.Е., Х.Т.М., М.Л.Ю., Т.Т.А., Д.Н.В., Ю.С.И., Ч.С.Н., М.О.М., К.О.П., Б.С.Н., С.Т.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены.

Истцы Г.Н.Н., А.С.А., А.Л.И., П.Д.А., К.Е.В., М.И.Ю., М.С.А., С.Л.А., Д.С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещались.

В деле имеются заявления истцов о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик ООО «Центр охраны труда» «ТрудЭксперт» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Третье лицо Министерство труда и социальной защиты Калужской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. В состоявшихся ранее судебном заседании представители Министерства полагали, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях с ГБУЗ КО «Детская городская больница»: Г.Е.Г. с ДД.ММ.ГГГГ в должности участковой медицинской сестры, Д.Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры, С.Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического кабинета, М.Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ в должности участковой медицинской сестры, Ю.С.И. с ДД.ММ.ГГГГ в должности участковой медицинской сестры, Б.С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ в должности участковой медицинской сестры, М.О.М. с ДД.ММ.ГГГГ в должности участковой медицинской сестры, М.Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ в должности участковой медицинской сестры, К.Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ в должности процедурной медицинской сестры, Г.Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ в должности процедурной медицинской сестры, М.С.А. с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры кабинета врача-сурдолога-отариноларинголога, Е.Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-педиатра участкового, А.С.А. с ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры кабинета врача-аллерголога-иммунолога, С.Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-педиатра участкового, А.О.Г. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-педиатра участкового, Х.Т.М. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-педиатра участкового, Ч.С.Н. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-педиатра участкового, А.Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-педиатра участкового, М.Л.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-педиатра участкового, Т.Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-аллерголога-иммунолога, М.И.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача сурдолога-оториноларинголога, П.Д.А.с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-гастроэнтеролога, Д.С.В. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-детского хирурга, К.О.П. с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-акушера-гинеколога.

В пункте 3.2 трудовых договоров, заключенных между ГБУЗ Калужской области «Детская городская больница» и истцами (в отношении трудового договора заключенного с К.О.П. п.3.1.) установлен дополнительный оплачиваемый отпуск за вредные условия труда в количестве, определяемом фактически отработанным временем в рабочий период, но не более 14 календарных дней.

Приказом главного врача ГБУЗ КО «Детская городская больница» от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия для проведения специальной оценки условий труда в учреждении, которой поручено провести специальную оценку условий труда в срок до сентября 2014 года с привлечением экспертов из аккредитованной организации.

В 2014 года ООО «Центр охраны труда» «ТрудЭксперт» по заказу ГБУЗ КО «Детская городская больница» проведена специальная оценка условий труда работников больницы, в том числе и на рабочих местах истцов.

По результатам специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест истцов составлены карты №, из которых следует, что класс условий труда установлен 2 (допустимый).

По результатам указанной специальной оценки условий труда ДД.ММ.ГГГГ главным врачом ГБУЗ КО «Детская городская больница» издан приказ , которым на основании присвоенного класса условий труда 2 истцам, в числе прочих работников, отменен дополнительный отпуск.

Приказом от 10 марта 2015 года работникам, чьи места по результатам специальной оценки условий труда признаны безопасными, гарантии и компенсации постановлено не предоставлять с истечением твухмесячного срока с момента персонального уведомления работника.

29 декабря 2014 года истцам направлены уведомления об изменении условий трудового договора.

Дополнительными соглашениями от 01 марта 2015 года в трудовые договоры, заключенные с истцами, с 01 апреля 2015 года внесены изменения, которыми исключены пункты 3.2 трудовых договоров о предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска в размере не более 14 календарных дней.

Истцы, не согласные с отменой предоставляемых им ранее льгот, обратились в Калужскую областную организацию профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.

Установленные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон и письменными материалами дела.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37); каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (часть 5 статья 37); каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статья 41).

Провозглашая право каждого на безопасные условия труда, на отдых и на охрану здоровья, Конституции Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанных конституционных прав, что в сфере труда требует от законодателя помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, введения для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность во вредных и (или) опасных условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать негативное воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ и от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми процедура аттестации рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда и вопросы порядка предоставления и определения размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда урегулированы статьями 92, 117 и 147 ТК Российской Федерации.

Согласно части 2 стать и 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Статьями 92 и 117 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 января 2014 года, предусмотрено, что сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска указанным работникам составляет 7 календарных дней. Продолжительность рабочего времени и продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливаются трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению. Данная методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесения условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформления результатов проведения специальной оценки условий труда.

В целях реализации мероприятий по проведению специальной оценки условий труда Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ определил переходные положения, согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 данного закона проведения внеплановой специальной оценки условий труда. При этом для установления работникам предусмотренных ТК Российской Федерации гарантий и компенсаций используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу этого закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном этим законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, специальная оценка условий труда проводится в общем порядке, предусмотренном названным законом, до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти особенностей проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах (части 4 и 5 статьи 27).

Из приведенных переходных положений следует, что с 1 января 2014 года работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий и компенсаций до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

При разрешении спора сторона истца указала, что при проведении специальной оценки условий труда в 2014 года специалистами не было учтено наличие на рабочих местах истцов биологического фактора и данный фактор не оценивался.

Согласно пункту 29 Методики проведения специальной оценки условий труда и классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденной Приказом Минтруда России №33 от 24 января 2014 года, условия труда на рабочих местах работников организаций, имеющих разрешительные документы (лицензии) на право выполнения работ с патогенными биологическими агентами (ПБА) I-IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней, относится к соответствующему классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора в соответствии с приложением №9 к настоящей Методике.

Впоследствии Приказом Минтруда России от 20 января 2015 года №24н в Приказ Минтруда России от 24 января 2014 года №33-н были внесены изменения, в соответствии с которыми биологический фактор идентифицируется как вредный и (или) опасный на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность. При таких обстоятельствах, ответчики имели возможность учесть влияние биологического фактора на рабочих местах истцов в целях объективной оценки их условий труда.

Как пояснила суду представитель Министерства труда и социальной защиты Л.Е.В., оспариваемая специальная оценка условий труда проведена преждевременно и не в полном объеме, не учтен биологический фактор, в связи с чем она не отражает фактические условия труда, что подтверждается также вступившими в действие изменениями в законодательстве.

Учитывая установленные судом существенные нарушения при проведении оспариваемой специальной оценки условий труда, затрагивающие права и законные интересы истцов, суд полагает необходимым признать недействительными карты специальной оценки условий труда работников ГБУЗ КО «Детская городская больница» №.

В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013г. № 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

Таким образом, поскольку лишение истцов на основании указанных карт специальной оценки условий труда работников льгот в виде дополнительного оплачиваемого отпуска является незаконным, ответчика ГБУЗ КО «Детская городская больница» надлежит обязать восстановить указанные льготы с момента их отмены, то есть с 01 апреля 2015 года.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, все приведенные ответчиками доводы не могут являться основанием для отказа в иске, с учетом также и того обстоятельства, что в ходе рассмотрения дела судом не установлено каких-либо технологических или организационных изменений в условиях труда истцов.

Кроме того, суд отвергает как необоснованные доводы стороны ответчика о пропуске истцами срока на обращение в суд за разрешением трудового спора, поскольку трудовые отношения являются длящимися, стороны трудового договора вправе обсуждать вопрос относительно реализации трудовых прав в течение всего периода действия договора.

Вопрос об исполнении работодателем обязанности по обеспечению безопасных условий труда и охраны здоровья влияет не только на трудовые права работника, но также на его нематериальные блага – жизнь и здоровье.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания полагать, что истцами пропущен установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░. ░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░ «░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» №.

░░░░░░░░ ░░ ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░., ░.░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ 14 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

2-2416/2018 ~ М-1476/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Терниевская Т.А.
Мировичева С.А.
Далидович Н.В.
Машкина О.М.
Коршунова О.В.
Матросова Н.Г.
Гуськова Е.Е.
Маркова И.Ю.
Дашенкова С.В.
Арутюнян С.А.
Петухова Д.А.
Сидорова Т.Н.
Губанова Н.Н.
Алексеева О.Г.
Брысина С.Н.
Юшина С.И.
Евтеева Е.В.
Калужская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ в защиту прав и законных интересов члена профсоюза
Колязина Е.В.
Синяева Л.А.
Миронова Л.Ю.
Хабарова Т.М.
Аристова Л.И.
Морачева Е.Н.
Чернышова С.Н.
Ответчики
ГБУЗ Калужской области Детская городская больница
ООО Центр охраны труда ТрудЭксперт
Суд
Калужский районный суд Калужской области
Судья
Желтикова О.Е.
Дело на сайте суда
kaluga--klg.sudrf.ru
27.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2018Передача материалов судье
02.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2018Судебное заседание
13.04.2018Судебное заседание
17.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2018Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее