Дело №2-971-2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Губаха 22.09.2017 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н.Мельникова,
при секретаре А.Е. Захаровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.Л.А. и Г.А.Н. к администрации городского округа «Город Губаха» и Министерству энергетики Российской Федерации о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодном для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Г.Л.А. и Г.А.Н. обратились в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха» о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодном для проживания в результате ведения горных работ, и предоставлении социальной выплаты, указав, что они с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрированы и проживают в квартире <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ с ними заключен договор социального найма этого жилого помещения, другого жилья они не имеют. Согласно заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом был подвержен вредному влиянию подземных горных работ ликвидированной шахты «Ключевская», в результате чего здание испытало деформацию по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. На день принятия решения о ликвидации шахты «Ключевская» ДД.ММ.ГГГГ они являлись нанимателями указанной квартиры, в которой проживают по настоящее время. Поскольку иного жилья они не имеют, то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428 должны быть включены ответчиком в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодном для проживания в результате ведения горных работ, с последующим предоставлением социальной выплаты для приобретения другого благоустроенного жилого помещения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство энергетики Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела истцы Г.Л.А. и Г.А.Н. и их представитель Воронина Е.М. поддержали заявленные требования по указанным в иске обстоятельствам, в итоговое судебное заседание не явились, ходатайств не заявили.
Представитель администрации городского округа «Город Губаха» Маркелова Н.С. в судебном заседании иск не признала, мотивируя тем, что на момент ликвидации шахты «Ключевская» <адрес> не был признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ, а Г.Л.А. и Г.А.Н. не были включены в списки граждан, подлежащих переселению; отсутствует заключение межведомственной комиссии о признании дома <адрес> не пригодным для проживания и подлежащим сносу. При таких обстоятельствах в настоящее время отсутствуют предусмотренные пунктом 8 Правил (в редакции Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 года №976) основания для внесения истцов в списки граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности.
Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
27.06.1996 года вступил в действие Федеральный закон №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организации угольной промышленности».
В соответствии с положениями статьи 5 названного Закона перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в число которых входят мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков, включая снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критерию безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков (далее - Правила).
В силу пунктов 2, 3 и 5 Правил межбюджетные трансферты предоставляются Министерством энергетики Российской Федерации местным бюджетам шахтерских городов и поселков и направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 Правил установлено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2016 года №976 в пункт 8 Правил внесены дополнения, устанавливающие исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, а именно 1) рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; 2) государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; 3) снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы Г.Л.А. и Г.А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно по настоящее время зарегистрированы и проживают на основании договора социального найма в <адрес>, который на момент принятия решения о ликвидации шахты «Ключевская» ДД.ММ.ГГГГ не был признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ, а Г.Л.А. и Г.А.Н. не были включены в списки граждан, подлежащих переселению. По заключению Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская», в результате чего здание деформировано по величине более допустимых показателей и пришло в непригодное для проживания состояние по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Иного жилья Г.Л.А. и Г.А.Н. не имеют.
Это подтверждается письменными доказательствами.
В выписке из приказа ОАО «Кизелуголь» от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что в соответствии с решением собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ шахта «Ключевская» подлежит ликвидации.
Из копии корешка ордера № от ДД.ММ.ГГГГ и копии договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что <адрес> передана в бессрочное пользование нанимателю Г.Л.А. и ее мужу Г.А.Н.
В копии паспорта гражданина РФ серии ________________ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом внутренних дел <адрес> края, указано, что Г.Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>.
В копии паспорта гражданина РФ серии ________________ №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Губахинским ОВД <адрес>, указано, что Г.А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Из справок ОАО «КРЦ-Прикамье» б/н от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Г.Л.А. и Г.А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно по настоящее время зарегистрированы по адресу: <адрес>.
В справке Губахинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что по данным государственного технического учета объектов капитального строительства городского округа «Город Губаха» Г.Л.А. и Г.А.Н. не имеют в г.Губаха квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих им на праве собственности.
В уведомлениях Управления Росреестра по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № и № указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Г.Л.А. и Г.А.Н. на недвижимое имущество.
В акте Губахинского филиала «ГУП ЦТИ <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что физический износ жилого <адрес> составляет 65%.
В заключении Уральского филиала ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что жилой <адрес>, 1952 года постройки, был подвержен вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты «Ключевская» ОАО «Кизелуголь», в результате чего здание испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Из ответов администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерства энергетики России от ДД.ММ.ГГГГ № и ФГБУ по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Г.Л.А. и Г.А.Н., проживающие по адресу: <адрес>, не включены в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодном для проживания в результате ведения горных в рамках Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года №428.
При разрешении спора суд учитывает, что основы государственной политики в области добычи (переработки) и использования угля (горючих сланцев) и отношения, возникающие при осуществлении деятельности в этой области, регулируются Федеральным законом от 20.06.1996 года №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности». Настоящий Федеральный закон под реструктуризацией угольной промышленности понимает комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.
Во исполнение названного Федерального закона от 20.06.1996 года №81-ФЗ Правительство Российской Федерации Постановлением от 24.12.2004 года №840 утвердило Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, включающий реализацию программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, предусматривающих содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года №428 (далее – Правила).
В соответствии с пунктами 5 и 8 Правил межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Из совокупности этих норм следует, что Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем оказания содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом зашиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и принятых во их исполнение иных нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах.
Следовательно, для рассмотрения настоящего спора юридически значимыми обстоятельствами являются: включение гражданина в список лиц, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, составленном на момент принятия решения о ликвидации шахты, а также признание жилого помещения не пригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии угольной промышленности именно на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Между тем, вопреки положениям статьи 56 ГПК РФ истцами не представлено доказательств того, что они были включены в списки граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте «Ключевская» ОАО «Кизелуголь» на момент принятия решения о ликвидации шахты, также как не представлено и доказательств того, что жилой <адрес> был признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте именно на дату принятия решения о ликвидации шахты, то есть на ДД.ММ.ГГГГ.
Представленное истцами заключение Уральского филиала «ВНИМИ» эти обстоятельства с очевидностью не подтверждает, поскольку в данном заключении содержатся выводы о непригодности дома для проживания по состоянию на 2010 год как с учетом процента физического износа здания 65%, так и с учетом деформаций под влиянием горных работ за весь срок его службы, то есть с 1952 года (год постройки). Фактически данным заключением подтверждается техническое состояние многоквартирного дома на момент изготовления указанного заключения, выводы которого основаны в значительной степени на процентном износе дома исходя из года возведения данного объекта жилого фонда, поскольку доказательств того, что повреждение конструктивных элементов здания вызвано именно осуществлением шахтных работ в горно-добывающей деятельности, в том числе на момент ликвидации шахты, суду не представлено и в ходе судебного разбирательства не выявлено.
Кроме того, в силу положений п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в редакции постановления Правительства РФ от 28.09.2016 года №976, перечень оснований для уточнения ранее составленных списков, является исчерпывающим. Таким образом, в силу действующего на момент разрешения спора законодательства, уточнение (корректировка) возможна только списков, составленных на день принятия решения о ликвидации шахты, и только в случаях, прямо предусмотренных пунктом 8 Правил. Фактически названные Правила содержат только одно основание для включения новых лиц в качестве участников данной программы - внесение в списки новорожденных детей после включения в число участников их родителей. Как следует из материалов дела, ранее Г.Л.А. и ее супруг Г.А.Н. не признавались участниками специализированной программы предоставления жилого помещения в связи с повреждением объекта их проживания в результате деятельности ликвидированной шахты и на момент ликвидации шахты уже проживали в доме, поэтому новых обстоятельств для включения истцов в число участников данной программы в данном случае не усматривается.
При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований в данном случае не имеется, поэтому в удовлетворении иска Г.Л.А. и Г.А.Н. следует отказать.
Это не препятствует защите жилищных прав истцов на основе общих положений жилищного и гражданского законодательства в ином исковом производстве.
Руководствуясь ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Г.Л.А. и Г.А.Н. в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа «Город Губаха» и Министерству энергетики Российской Федерации о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: