Гражданское дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 года <адрес>
Сухобузимский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой С.А.,
при секретаре Гасперской О.И.,
с участием заместителя прокурора <адрес> Штайнерт А.В.,
истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО10 (доверенность в деле),
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 и несовершеннолетнего опекаемого ФИО1 к Управлению образования администрации <адрес>, Министерству образования <адрес> о возложении обязанности выплатить пособие при передаче ребенка на воспитание в семью,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в интересах ФИО2 и несовершеннолетнего опекаемого ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Управлению образования администрации <адрес> и Министерству образования <адрес> с иском о возложении на ответчиков обязанности произвести назначение и выплату ФИО2, являющейся приемным родителем несовершеннолетнего ФИО1, вознаграждение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16774,02 рубля, и произвести назначение и выплату ежемесячных денежных средств на приобретение продуктов питания, одежды и обуви, мягкого инвентаря несовершеннолетнему ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 59954,49 рублей.
Требования иска мотивированы тем, что постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании малолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшимся без попечения родителей и установлении опеки над ним» ФИО2 назначена опекуном над несовершеннолетним ФИО1, в связи с тем, что он остался без попечения родителей (мать ФИО3 уклоняется от воспитания и содержания ребенка, отец Муроджон Ражабзода, гражданин Таджикистана, с семьей не проживает с 2011 года). Решением Большемуртинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО1, решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Решением Сухобузимского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен юридический факт отсутствия родительского попечения со стороны отца Муроджона Ражабзода над несовершеннолетним ребенком ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Постановлением главы <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО1 установлена опека на возмездной основе и опекуну ФИО2 была назначена выплата вознаграждения за осуществление опеки над ФИО1 по договору о приемной семье. Постановлением главы <адрес> №-п отДД.ММ.ГГГГ опекуну ФИО9 была назначена выплата денежных средств на содержание несовершеннолетнего ФИО1 с момента вступления в законную силу решения Большемуртинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ между начальником Управления образования администрации <адрес> и ФИО2 был заключен договор № о приемной семье.
Со ссылкой на ст. 39 Конституции РФ, ст.ст. 1, 5, 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.1 ст. 17.1, п.п. 2, 4 ст. 17.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка», ст. ст. 1, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О размере вознаграждения приемным родителям», ч. 6 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Письмо Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. 2, 10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, п. 3 Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», п.п. 3.46, 3.47, 3.48, 3.49 Положения о министерстве образования и науки <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, ст. ст. 1, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, п. «а» ст. 11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, прокурор указывает, что в нарушение вышеперечисленного законодательства с ФИО2, назначенной опекуном над несовершеннолетним ФИО1 своевременно не был заключен договор об осуществлении опеки на возмездной основе, и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не было назначено и выплачено вознаграждение как приемному родителю в сумме 16744,02 рубля (из расчета: 1390,82 рубля за 15 дней июля + 13908,15 рублей за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года, и 1445,05 рублей за 15 дней января 2018 года). Также за указанный период ФИО2 не были назначены и выплачены ежемесячные денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря в общей сумме 59954,49 рубля (из расчета 10014,76 рублей в месяц с ДД.ММ.ГГГГ: 4845,85 рублей за 15 дней июля + 50073,80 рубля за август – декабрь 2017 года, а всего 54919,65 рублей; из расчета 10405,34 рублей в месяц с ДД.ММ.ГГГГ: за 15 дней января 2018 года – 5034,84 рубля). В устном виде специалист Управления образования администрации <адрес> по опеке и попечительству разъяснил опекуну, что пока не определен юридический статус несовершеннолетнего ФИО1 (не лишены его родители родительских прав), выплата каких-либо пособий ФИО1 производиться не будет.
Прокурор указывает, что фактически несовершеннолетний ФИО1 был передан на воспитание в семью опекуна и проживает совместно с опекуном с ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний остался без родительского попечения, поэтому опекун несовершеннолетнего имеет право на получение ежемесячного вознаграждения и ежемесячного пособия на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря. Невыплата указанных пособий нарушает права несовершеннолетнего опекаемого ФИО1 на получение гарантированных государством мер по социальной поддержке как ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и права опекуна ФИО2, вынужденного нести расходы собственных денежных средств для создания необходимых условий проживания и воспитания несовершеннолетнего опекаемого.
В судебном заседании заместитель прокурора Штайнерт А.В. исковые требования поддержала по изложенным основаниям, при этом уточнила, что сумму 59954,49 рублей, которую просит взыскать прокурор на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря несовершеннолетнему ФИО1 необходимо уменьшить на 5034,84 рублей, выплаченных ФИО2, на содержание ФИО1, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что следует из информации Краевого государственного казенного учреждения по обеспечению исполнения полномочий в области образования.
ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные в её интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 требования, пояснила, что ФИО1 проживает совместно с ней с ДД.ММ.ГГГГ, никаких пособий на ребенка и вознаграждений опекуна в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она не получала, за исключением 5034,84 рублей, с уменьшением размера исковых требований на эту сумму согласна.
Представитель ответчика Управления образования администрации <адрес> ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был передан под опеку на безвозмездной основе опекуну постановлением администрации <адрес>, поэтому какие-либо выплаты ФИО2 не полагались. С ДД.ММ.ГГГГ над ФИО1, установлена опека на возмездной основе, и с этого времени опекуну ФИО2 производятся все необходимые выплаты.
Представитель ответчика Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Министерства образования <адрес>.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантировано полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи.
В силу ст. 5 названного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации, а также меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
В соответствии со ст. 17-<адрес> «О защите прав ребенка» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей до ДД.ММ.ГГГГ), денежные средства опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются в размере стоимости продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря, которыми обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в краевых государственных образовательных организациях (п. 1).
Размер денежных средств на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря рассчитывается по средним розничным ценам, сложившимся на потребительском рынке городского округа <адрес>, определяемым Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по <адрес>, в прошедшем финансовом году, с учетом размера индексации, установленного законом края о краевом бюджете.
Для расчета денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря устанавливаются корректирующие коэффициенты в зависимости от географического положения муниципального образования края, в том числе для седьмой группы: остальные территории края - 1,00. Расходы на финансирование указанных целей осуществляются за счет средств краевого бюджета (п. 2).
Размеры денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок их расчета определяются органом исполнительной власти края, уполномоченным <адрес> (п. 3).
Согласно ст. 17-<адрес> «О защите прав ребенка» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, действующей с ДД.ММ.ГГГГ), денежные средства опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачиваются ежемесячно исходя из приведенного расчета, в том числе мальчикам в возрасте от 3 лет до 6 лет - 10014 рублей 76 копеек. Установленные в настоящем пункте размеры денежных средств подлежат ежегодной индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги. Размер индексации устанавливается ежегодно законом края о краевом бюджете. Денежные средства выплачиваются с учетом корректирующих коэффициентов в зависимости от принадлежности муниципального образования края к одной из групп, установленных пунктом 10 статьи 11 настоящего Закона (для седьмой группы: остальные территории края - 1,00) - п. 1.
Расчет денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края в области образования по формуле: С = Н x Т x kинд, где: С - размер денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Н - норматив обеспечения продуктами питания, одеждой, обувью и мягким инвентарем для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленный пунктом 1 настоящей статьи; Т - корректирующий коэффициент в зависимости от принадлежности муниципального образования края к одной из групп, установленных пунктом 10 статьи 11 настоящего Закона; kинд - коэффициент, учитывающий размер индексации денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленный законом края о краевом бюджете. В случае если ребенок находился в семье опекуна (попечителя), приемного родителя неполный календарный месяц, размер денежных средств на приобретение продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пропорционально числу дней пребывания ребенка в семье (п. 2).
Финансирование расходов на выплату опекунам (попечителям), приемным родителям денежных средств на приобретение продуктов питания, одежды, обуви и мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета (п. 3).
В соответствии со ст. 17-<адрес> «О защите прав ребенка» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действующей до ДД.ММ.ГГГГ), выплата денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря опекунам (попечителям) осуществляется органом исполнительной власти края, уполномоченным <адрес> (п.1).
Назначение и выплата указанных денежных средств производится на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), родители которых не известны или не в состоянии лично осуществлять их воспитание в том числе в связи: б) с лишением или ограничением их родительских прав; и) с принятием решения суда об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей (в том числе в связи с болезнью родителей) – п. 2.
Назначение и выплата денежных средств на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь для детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется на основании постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства со дня установления опеки (попечительства) при наличии оснований, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи, оформленных в установленном законом порядке – п. 5.
Орган опеки и попечительства в 15-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя) устанавливает обоснованность его просьбы, принимает решение о назначении денежных средств или об отказе в их назначении, копия которого выдается опекуну (попечителю) – п. 6.
Денежные средства на подопечного выплачиваются опекуну (попечителю) ежемесячно в полном размере органом исполнительной власти края, уполномоченным <адрес>, не позднее 15-го числа следующего месяца – п. 7.
В силу ст. 17-<адрес> «О защите прав ребенка» (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, действующей с ДД.ММ.ГГГГ), выплата денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря опекунам (попечителям) осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края в области образования (п. 1)
Назначение и выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), производятся со дня установления опеки (попечительства) над ними во всех случаях установления опеки (попечительства), в том числе при установлении предварительной опеки (предварительного попечительства), кроме случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи (опекуны (попечители) назначены по заявлениям родителей в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»; подопечные находятся на полном государственном обеспечении в краевых государственных, муниципальных и частных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) – п.п. 2, 3.
Назначение и выплата денежных средств на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь для детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется на основании постановления (распоряжения) органа опеки и попечительства со дня установления опеки (попечительства), в том числе со дня установления предварительной опеки (предварительного попечительства) – п. 5.
Денежные средства на подопечного выплачиваются опекуну (попечителю) ежемесячно в полном размере уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края в области образования не позднее 15-го числа следующего месяца – п. 7.
В соответствии с п. 1 ст. 17-<адрес> «О защите прав ребенка», денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря выплачиваются приемным родителям (родителю) уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края в области образования на основании договора о приемной семье по месту фактического проживания ребенка (детей) в приемной семье.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О размере вознаграждения приемным родителям», размер вознаграждения одному приемному родителю устанавливается исходя из ставки, равной 4954,0 рубля, и зависит от количества принятых на воспитание в семью детей: - за принятие 1-го ребенка - 0,5 ставки; - за принятие 2-х детей - 1 ставка; - за принятие 3-х детей - 1,5 ставки; - за принятие каждого последующего ребенка после третьего размер вознаграждения одному приемному родителю увеличивается на 0,25 ставки (п.1).
Выплата вознаграждения приемным родителям осуществляется за счет средств краевого бюджета (п.4).
В соответствии со ст. 2 названного Закона, выплата вознаграждения приемным родителям, установленного статьей 1 настоящего Закона, осуществляется с учетом районного коэффициента, процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и иных местностях края с особыми климатическими условиями, установленных законодательством Российской Федерации и <адрес> для местности, где проживает приемная семья. Указанная ставка подлежит ежегодной индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги. Размер индексации устанавливается ежегодно законом края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», основной задачей органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона является защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
В силу ч. 6 ст.11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.
Из п. 4 Письма Минобрнауки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» следует, что решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя либо об отказе в назначении опекуна или попечителя оформляется в форме акта, предусмотренного соответствующими нормативными правовыми актами органа опеки и попечительства. Это могут быть постановление, приказ или распоряжение (приложение 2). При этом акт органа опеки и попечительства должен содержать указание: о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности безвозмездно; о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и о заключении соответствующего договора (оговариваются вид договора - о приемной семье, патронатной семье, выплате вознаграждения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств третьих лиц, и сроки его заключения); об отказе в назначении опекуна или попечителя с указанием причин отказа.
В случае, когда ребенок передается под опеку или попечительство гражданину, постоянно проживающему в другом муниципальном образовании или субъекте Российской Федерации, и непосредственно после установления опеки или попечительства подопечный переезжает в место жительства опекуна или попечителя, выносить акт о возмездном исполнении гражданином обязанностей по опеке или попечительству нецелесообразно, поскольку заключать соответствующий договор будет уже орган опеки и попечительства по новому месту жительства опекуна или попечителя вместе с подопечным. После переезда и получения личного дела ребенка орган опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя и подопечного вправе принять решение о возмездном исполнении опекуном или попечителем своих обязанностей. Об этом необходимо вынести новый акт органа опеки и попечительства, на основании которого и будет заключаться соответствующий договор.
Согласно п. 3 Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.
В соответствии с п. 2 и п. 10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре. Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
Таким образом, из вышеизложенного законодательства следует, что назначение и выплата гарантированных государством ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также назначение и выплата ежемесячного вознаграждения опекуну, приемному родителю производится со дня установления опеки (попечительства), в том числе предварительной опеки, на основании акта органа опеки и попечительства о назначении вышеуказанных выплат.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ малолетний ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан оставшимся без попечения родителей, над ним была установлена опека, опекуном назначена ФИО2 (л.д. 13-14).
Согласно свидетельству о рождении, родителями ФИО5 являются: ФИО3 и Муроджон Ражабзода – гражданин Таджикистана (л.д. 5).
Решением Большемуртинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 была ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО1 (л.д. 9-12).
Решением Сухобузимского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, был установлен юридический факт отсутствия родительского попечения со стороны отца Муроджона Ражабзода над несовершеннолетним ребенком ФИО1 Из указанного решения следует, что вписанный в свидетельство о рождении ФИО1 в качестве отца гражданин Таджикистана ФИО12 с ФИО3 фактически не проживает с 2011 года (л.д. 6-7).
Постановлением главы <адрес> №-п от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним ФИО1 установлена опека на возмездной основе и опекуну ФИО2 была назначена выплата вознаграждения за осуществление опеки над ФИО1 по договору о приемной семье (л.д. 15-16).
Постановлением главы <адрес> №-п отДД.ММ.ГГГГ опекуну ФИО9 была назначена выплата денежных средств на содержание несовершеннолетнего ФИО1 с момента вступления в законную силу решения Большемуртинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав ФИО3 (л.д. 17). ДД.ММ.ГГГГ между начальником Управления образования администрации <адрес> и ФИО2 был заключен договор № о приемной семье, действие договора определено со дня подписания и до достижения ребенком ФИО1 совершеннолетия (л.д. 18-21).
Судом установлено, что в нарушение вышеперечисленного законодательства, органом опеки и попечительства <адрес> с ФИО2 не был заключен договор об осуществлении опеки над несовершеннолетним ФИО1 на возмездной основе и не решен вопрос о назначении гарантированных государством денежных выплат опекуну на содержание подопечного и вознаграждения опекуна, начиная с даты установления опеки – с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с этой даты ребенок ФИО1 был передан на воспитание в семью опекуна и проживает совместно с опекуном.
Подпунктом 5 пункта 3.1 Положения о министерстве образования <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п (в ред. Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п), предусматривается, что Министерство осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросу определения размеров и порядка расчета размеров денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктами 3.46, 3.47, 3.48 вышеуказанного Положения в компетенцию Министерства образования <адрес> входит: осуществление выплаты вознаграждения приемным родителям, осуществляющим опеку или попечительство над ребенком (детьми) по договору о приемной семье; осуществление выплаты денежных средств опекунам (попечителям) на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря; осуществление выплаты денежных средств приемным родителям (родителю) на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря.
Из расчетов, представленных прокурором <адрес>, следует, что ФИО2 не было выплачено вознаграждение как приемному родителю в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16744,02 рублей (из расчета: 1390,82 рубля за 15 дней июля 2017 года + 13908,15 рублей за август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года (2781,63 х 5), и 1445,05 рублей за 15 дней января 2018 года).
Также за указанный период ФИО2 не были выплачены ежемесячные денежные средства на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря в общей сумме 59954,49 рубля (из расчета 10014,76 рублей в месяц с ДД.ММ.ГГГГ: 4845,85 рублей за 15 дней июля 2017 года + 50073,80 рубля за август – декабрь 2017 года (10014,76 х 5), а всего 54919,65 рублей; из расчета 10405,34 рублей в месяц с ДД.ММ.ГГГГ: за 15 дней января 2018 года – 5034,84 рубля).
Из письма Краевого государственного казенного учреждения по обеспечению исполнения полномочий в области образования (КГКУ по ОИРОО) № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на содержание ребенка ФИО1 опекуну ФИО2 было выплачено 5034,84 рублей, в связи с чем сумма невыплаченных денежных средств на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря 59954,49 рублей подлежит уменьшению на 5034,84 рублей, взысканию подлежит сумма 54919,65 рублей (59954,49 – 5034,84).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление образования администрации <адрес> и Министерство образования <адрес> произвести назначение и выплату ФИО2, являющейся приемным родителем несовершеннолетнего ФИО1, вознаграждение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 16744 (шестнадцать тысяч семьсот сорок четыре) рубля 02 копейки.
Обязать Управление образования администрации <адрес> и Министерство образования <адрес> произвести назначение и выплату ежемесячных денежных средств на приобретение продуктов питания, одежды, обуви, мягкого инвентаря несовершеннолетнему ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 54919 (пятьдесят четыре тысячи девятьсот девятнадцать) рублей 65 копеек.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение одного месяца.
Судья
Копия верна:
Судья Сухобузимского
районного суда С.А. Кузнецова