Решение по делу № 33а-1071/2019 от 06.03.2019

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Сарафанова Е.В. Дело №33а-1071/2019 г.

Докладчик Демидкина Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 марта 2019 года судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Захарова Н.И.,

судей Демидкиной Е.А. и Поддымова А.В.,

при секретаре Бобылевой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца ИФНС России по Правобережному району г. Липецка на решение Советского районного суда г.Липецка от 26 ноября 2018 года, которым постановлено:

Отказать Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району города Липецка в удовлетворении заявленных требований к административному ответчику Нежельскому Станиславу Викторовичу о взыскании недоимки по налогам.

Заслушав доклад судьи Демидкиной Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ИФНС России по Правобережному району города Липецка обратилась в суд с иском к административному ответчику Нежельскому С.В. с учетом уточнений о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 года в размере 1387 рублей и пени по земельному налогу в сумме 22 822 рубля 17 копеек, начисленной в 2017 году в связи с неполной оплатой налога за 2015 год, ссылаясь на то, что административному ответчику, как собственнику имущества, были начислены соответствующие налоги, которые своевременно в полном объеме оплачены не были.

Стороны в судебное заседание суда первой инстанции по извещению не явились.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с указанным решением, в апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Выслушав представителя ИФНС по Правобережному району города Липецка Солманову Т.В., поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и представленного административным ответчиком письменного возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу п.1 ст.23, п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

Согласно ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с абз.3 п.2 ст.52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п.1 ст.72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Нежельский С.В. в 2016 г. являлся собственником объектов недвижимости – иные строения, помещения и сооружения по адресам:

<адрес>А (

<адрес> (КН

<адрес> <адрес> (КН

Данные обстоятельства подтверждаются сведения из ЕГРП и по делу не оспариваются.

Основанием для отказа в удовлетворении административного иска в части взыскания недоимки по налогу на имущество послужили выводы суда первой инстанции о том, что представленными доказательствами не подтверждаются наличие у ответчика Нежельского С.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в сумме 1387 рублей, поскольку в обоснование своих доводов о наличии у ответчика недоимки по налогу на имущество налоговый орган указал, что за 2016 год по сроку уплаты до 01.12.2017 года Нежельскому С.В. был начислен налог на имущество физических лиц в общей сумме 118 695 рублей, однако, ни уведомления, ни требования на указанную сумму административному ответчику не выставлялись.

Судебная коллегия находит неправильными данные выводы суда первой инстанции.

Разрешая спор по существу, судом не учтено, что административным истцом представлены доказательства наличия оснований для начисления и взыскания с ответчика обязательных платежей и санкций, а административным ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязанностей по уплате налогов либо наличия предусмотренных Законом оснований для освобождения от их уплаты.

Так, из материалов дела следует, что налог на имущество за 2016 г. в сумме 2684 руб. за помещение КН в сумме 86944 руб. за помещение КН , в сумме 29067 руб. за помещение КН был начислен Нежельскому С.В. в сводном налоговом уведомлении от 20.10.2017 г. по сроку уплаты 01.12.2017 г.

В связи с наличием недоимки по состоянию на 11.12.2017 налоговым органом было сформировано требование об уплате налогов, сборов, пени, штрафа с предложением ответчику в срок до 12.01.2018 погасить недоимку, в том числе по налогу на имущество по сроку уплаты 01.12.2017 г. в сумме 103827 руб.

Таким образом, то, что административному ответчику не выставлялось уведомление и требования именно на начисленную ИФНС России по Правобережному району города Липецка сумму налога на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 118 695 рублей, на что сослался суд первой инстанции, не может служить основанием для отказа во взыскании недоимки, поскольку в настоящем случае ответчику выставлялось сводное налоговое уведомление, содержащее начисления налогов разными налоговыми инспекциями, в том числе и административным истцом по настоящему делу, а требование об уплате недоимки выставляется не на всю сумму начисленного налога, а на ту сумму, которая является неуплаченной на момент формирования требования.

П.4 ст.52 НК РФ установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (абз.2 п.6 ст.69 НК РФ).

Приказом ФНС России от 27.02.2017 №ММВ-7-8/200@, утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Датой направления налогоплательщику требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п.10 Порядка).

В силу п.2 ст.11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Из материалов дела усматривается и из пояснений представителя ИФНС следует, что Нежельский С.В. имеет личный кабинет налогоплательщика (регистрация кабинета 01.03.2016).

Факт направления налогоплательщику налогового уведомления и требования в электронной форме 26.10.2017г. и 11.12.2017г. соответственно, подтверждается сведениями из электронного документооборота базы Федеральной Налоговой службы.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (абзац 5 п. 2 ст. 11.2 НК РФ).

Сведений о том, что Нежельский С.В. обращался в налоговый орган с уведомлением о необходимости получения документов на бумажном носителе, материалы дела не содержат.

Нежельский С.В., имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, имел возможность ознакомиться с направленным в его адрес налоговым уведомлением, а также требованием об уплате налогов и пени.

Таким образом, налоговым органом Нежельскому С.В. выставлялись и надлежащим образом направлялись как налоговое уведомление, так и требование по налогу на имущество физических лиц по вышеуказанным объектам налогообложения за 2016 г.

Административным истцом в рамках настоящего дела предъявлено требование о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. за вышеуказанное имущество в размере 1387 рублей. При этом сумма недоимки, которую административный истец по своему усмотрению заявил ко взысканию, определяется исключительно волеизъявлением самого административного истца и ограничена общей суммой начисленного, но не уплаченного налога за определенный налоговый период.

Поскольку административным ответчиком сведений о надлежащем исполнении обязанности по уплате налога за вышеуказанное имущество за 2016 год не представлено ни суду первой, ни апелляционной инстанции, предъявленное требование о взыскании недоимки в размере 1387 рублей является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Также судебная коллегия не соглашается с решением суда первой инстанции и в части отказа во взыскании пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2015 г.

Решением Советского районного суда г.Липецка от 23.11.2017 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 05 марта 2018 г., по административному исковому заявлению ИФНС России по Правобережному району города Липецка с Нежельского С.В. была взыскана, в числе прочего, задолженность по земельному налогу за 2015 г. в размере 180054 руб. и пеня 1388,22 руб. за период с 02.12.2016 г. по 13.12.2016 г.

При этом в рамках данного дела в судебном порядке уже проверены и установлены правильность начисления земельного налога за 2015 г. и соблюдение налоговым органом порядка направления соответствующих уведомления и требования.

Из представленной выписки по счета налогоплательщика Нежельского С.В. по земельному налогу усматривается, что взысканная решением Советского районного суда г.Липецка от 23.11.2017 г. недоимка по земельному налогу за 2015 г. в сумме 180054 руб. поступила на счет налогового органа лишь 01.02.2019 г.

В рамках настоящего дела налоговым органом заявлена ко взысканию пеня за период с 14.12.2016 г. по 28.11.2017 г. в сумме 22822,18 руб., рассчитанная, исходя из суммы налога за 2015 г., подлежащей уплате на 01.12.2016 – 347054 рублей с учетом частичной уплаты налога 22.12.2016 (47000 рублей), 10.02.2017 (30000 рублей), 17.03.2017 (50000 рублей), 25.04.2017 (40000 рублей).

Судом апелляционной инстанции расчет налогового органа был проверен и признается правильным.

Доказательств, подтверждающих уплату административным ответчиком налога в иных суммах, в иные даты, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.

При этом из материалов дела следует, что указанная сумма пени включена в требование № 8848 об уплате налогов, сборов, пени, штрафа с предложением ответчику в срок до 16.01.2018 погасить недоимку, которое было направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика 29.11.2017 г.

Ответчиком не представлено сведений об уплате указанной пени либо своего расчета указанной санкции, подлежащей взысканию.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

27 апреля 2018 г. налоговый орган обратился за вынесением судебного приказа о взыскании заявленных сумм.

03 мая 2018 года мировым судьей судебного участка № 20 Советского судебного района г. Липецка вынесен судебный приказ по заявлению ИФНС России по Правобережному району г. Липецка о взыскании с Нежельского С.В. недоимки по налогам в указанных суммах. В связи с поступившим от Нежельского С.В. заявлением об отмене судебного приказа, определением мирового судьи от 29 мая 2018 года судебный приказ отменен.

В суд с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился 24.08.2018 года.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в рамках настоящего дела названный шестимесячный срок с момента вынесения судом определения об отмене судебного приказа и до дня обращения в суд с исковым заявлением налоговым органом не пропущен.

Таким образом, разрешая административные исковые требования ИФНС России по Правобережному району г. Липецка суд первой инстанции должен был исходить из того, что:

- налоговым органом соблюден предусмотренный законом порядок направления ответчику уведомлений и требований;

- доказательств исполнения обязанности по уплате заявленной суммы налога и пени налогоплательщиком не представлено.

В связи с чем, правильно распределив бремя доказывания и установив указанные обстоятельства, учитывая соблюдение налоговым органом порядка исчисления и взыскания налога и пени, а также отсутствие со стороны административного ответчика доказательств их уплаты, суду надлежало административное исковое заявление удовлетворить.

С учетом того, что представленными доказательствами доводы административного истца нашли свое подтверждение и с Нежельского С.В. подлежат взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц и пеня, решение Советского районного суда г.Липецка от 26 ноября 2018 года по административному иску ИФНС России по Правобережному району города Липецка к административному ответчику Нежельскому С.В. о взыскании недоимки по налогам и пени подлежит отмене с вынесением нового решения – об удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ и п.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ с Нежельского С.В. в бюджет г.Липецка подлежит взысканию государственная пошлина в размере 926,28 рублей.

Руководствуясь статьями 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г.Липецка от 26 ноября 2018 года отменить.

Постановить новое решение, которым взыскать с Нежельского Станислава Викторовича, 26.01.1978 г.рождения, уроженца г.Липецка ИНН , проживающего по адресу: <адрес> задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в сумме 1387 руб., пеню за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 г. в сумме 22822 руб. 17 коп., перечислив денежные средства на расчетный счет:

Получатель: ИНН 4825040019

УФК по Липецкой области для ИФНС России по Правобережному району г. Липецка

расчетный счет № 40101810200000010006, БИК 044206001 отделение г. Липецк

ОКТМО: 42701000

КБК: налог на имущество 18210601020041000110

пени по земельному налогу 18210606042042100110.

Взыскать с Нежельского Станислава Викторовича государственную пошлину в доход бюджета города Липецка в размере 926 руб. 28 коп.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Копия верна:

судья

секретарь

6


33а-1071/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС по Правобережному району г.Липецка
Ответчики
Нежельский Станислав Викторович
Нежельский С.В.
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Демидкина Е.А.
Дело на странице суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
25.03.2019[Адм.] Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
16.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2020Передано в экспедицию
25.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее