Дело № 2-3183/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ19 ноября 2012 года г. Волгоград
Советский районный суд города Волгограда
в составе: председательствующего судьи Саранча Н.И.
при секретаре Сагановой А.О.
с участием представителя истца Таранова С.В. - Лукьяновой С.А., выступающей по доверенности от 30.06.2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению Таранова <данные изъяты>, действующего в своих интересах, а также в интересах своего несовершеннолетнего сына <данные изъяты> к Министерству обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Таранов С.В. и его несовершеннолетний сын <данные изъяты>, проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое было предоставлено Таранову С.В. на основании договора социального найма.
До настоящего времени квартира находится в собственности Министерства обороны РФ и числиться на балансе в ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
09 июля 2012 года истец направил в адрес ответчика письма с просьбой решить вопрос приватизации спорного жилого помещения, на которое 09.08.2012 года был получен ответ в котором указано, что ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не возражает против оформления в собственность данной квартиры, однако в связи с тем, что в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность, признания права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
.
Таранов С.В. просит суд признать за ним право собственности на <адрес> доме <адрес>.
Истец Таранов С.В. и его представитель по доверенности Лукьянова С.А. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, просили признать за Тарановым С.В. право собственности на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> порядке приватизации.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явились, извещены судом своевременно и надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах своей неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, возражений по существу иска не представили.
В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Таким образом, учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ответчиков, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» №1541 от 04.07.1991г., граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» от 24 августа 1993г. №8 «требования граждан о бесплатной передаче жилья в собственность...подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность о передаче жилья в собственность граждан, так как ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом... приобрести эти помещения в собственность».
Отказ в приватизации по основаниям отсутствия механизма их передачи в собственность граждан не основан на Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» и является неправомерным (нарушены ст.ст.2,6,8 указанного закона), поскольку квартиры МО РФ не отнесены к категориям жилых помещений, не подлежащих приватизации.
Кроме того, в соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ №76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих», п.2.1: «Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно», и п.6: «Военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках».
В п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ВС РФ указывал: «учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается по правилам искового производства.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40 Конституции РФ).
Как предусмотрено ст. 1 п.п. 2, 4 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных правоотношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Согласно ст. 11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
В судебном заседании установлено, что нанимателем <адрес> является Таранов С.В., что подтверждается копией выписки из решения № 1737 от 04.06.2012г. (л.д. 48), копией договора социального найма жилого помещения № 1670 от 04.06.2012г. (л.д. 13-18).
Таким образом, Таранов С.В. вселен в спорное жилое помещение, проживает и зарегистрирован в нем на законных основаниях, на условиях социального найма.
С целью реализации своих прав и право своего несовершеннолетнего сына <данные изъяты>, Таранов С.В. обратился к ответчикам с заявлением о передаче ему в собственность <адрес>.
Из письма начальника ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от 09.08.2012г. № 1809 следует, что «Югрегионжилье» не является собственником спорной квартиры, а также не является организацией, за которой закреплена указанная жилая площадь на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011г. № 512 порядок предоставления жилых помещений в собственность граждан до настоящего времени не урегулирован (л.д.40). Такая же информация содержится в письмах ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от 26.07.2012г. № 141/1/7/0612 от 15.08.2012 года № 141/7/7354. (л.д. 41-42).
Однако, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. № 25-п «О проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в собственность. Кроме того, этот универсально сформулированный запрет не позволяет дифференцированно подходить к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций и может приводить к ограничению их прав, несоразмерному целям защиты законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 672 ГК РФ, в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Спорное жилое помещение было предоставлено Таранову С.В. на условиях договора социального найма от 04.06.2012г.
Следовательно, он вправе приобрести его в собственность, руководствуясь ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Учитывая, что общая продолжительность военной службы Таранова С.В. составляет более 10 лет (л.д. 45), суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Таранова <данные изъяты> к Министерству обороны РФ, ФГУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права собственности - удовлетворить.
Признать за Тарановым <данные изъяты> и <данные изъяты> право общей долевой собственности на <адрес>, общей площадью 58,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в равных долях, по 1/2 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Полный (мотивированный) текст решения изготовлен 19 ноября 2012 года.
Судья: Н.И. Саранча