Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-90/2020 от 30.11.2020

№12-90/2020

УИД 10RS0008-01-2020-001601-21

РЕШЕНИЕ

23 декабря 2020 года                               г.Медвежьегорск

Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Свинкина М.Л., рассмотрев жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» на постановление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.11.2020 №307а/20л по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации, в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада»,

у с т а н о в и л :

Постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия 17.11.2020 №307а/20л ПАО «МРСК Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 52 000 руб. Основанием для привлечения к административной ответственности явилось нарушение юридическим лицом требований пожарной безопасности, выразившееся в оставлении древесины на просеке линии электропередачи.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО «МРСК Северо-Запада» обжаловало его. В принесенной жалобе указывает, что протокол об административном правонарушении от 16.07.2020 является ненадлежащим доказательством по делу, поскольку содержит информацию, не соответствующую действительности, а именно в протоколе указано, что на момент его составления требование от 13.05.2020 №2/12 ПАО «МРСК Северо-Запада» не исполнено, в то время как 07.07.2020 Селегским участковым лесничеством составлен акт осмотра №14/12, согласно которому на момент осмотра требование от 13.05.2020 №2/12 ПАО «МРСК Северо-Запада» выполнено в полном объеме. Нарушение при составлении является основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу, при этом такая возможность имеется только до начала рассмотрения дела об административном правонарушении, устранение допущенного нарушения, недостатков на стадии рассмотрении дела и жалоб невозможно. В данной связи полагает, что постановление по административному делу подлежит отмене, а производство по делу – прекращению.

В судебное заседание представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Воробьев А.Г. полагал вынесенное постановление законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просил отказать. Поддержал доводы письменных возражений на жалобу, ранее представленных в материалы дела, из которых следует, что отсутствие на момент составления протокола об административном правонарушении сведений об исполнении требования, выданного участковым лесничеством от 13.05.2020 №2/12, обусловлено техническими причинами. Данный недостаток не исказил событие административного правонарушения, был восполнен при рассмотрении дела, не привел к ухудшению положения привлекаемого к административной ответственности лица, устранение ПАО «МРСК Северо-Запада» допущенного нарушения при вынесении постановления учтено как обстоятельство, смягчающее административную ответственность, т.е. является незначительным и не может быть основанием для освобождения от административной ответственности. ПАО «МРСК Северо-Запада» привлечено к административной ответственности обоснованно, поскольку согласно положениям статей 16, 21, 25 Лесного кодекса Российской Федерации, подпункту а пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» является лицом обязанным обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.

На вопросы судьи представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Воробьев А.Г. дополнительно пояснил, что согласно требованиям пункта 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417, субъекты, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обязаны обеспечивать ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделять лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. Данная обязанность возникает в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова. В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. Согласно пункту 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ. Названные требования пожарной безопасности в лесах ПАО «МРСК Северо-Запада» не выполнены, поскольку просека линии ЛЭП не была очищена, а срубленные деревья оставлены у пня. Складирование срубленных остатков в кучи и валы (до наступления пожароопасного сезона), а также штабеля или поленницы, очищенными от сучьев и плотно уложенными на землю (в период пожароопасного сезона) произведена не была.

Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив доводы жалобы, а также проверив дело в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов, расположенных в лесах, наряду с настоящим Федеральным законом должны соблюдаться требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Пунктом 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» установлено, что сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать:

а) содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах;

б) поддержание ширины просек в размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;

в) вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.

Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, являющиеся обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (далее также – Правила пожарной безопасности в лесах, Правила №417).

Согласно пункту 9 (1) Правил №417 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Согласно пунктам 16 и 17 Правил №417 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

Срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пункт 19 Правил №417).

Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов (пункт 34 Правил №417).

При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35 Правил №417).

ПАО «МРСК Северо-Запада» является владельцем линии электропередач ВЛ-35 кВ Л-92П «Чебино-Паданы». В целях содержания названной линии электропередачи в надлежащем техническом состоянии ПАО «МРСК Северо-Запада» 31.05.2018 заключен договор №148 с ООО «АргоСтрой» на выполнение работ по реконструкции в части расширения просеки линии, срок выполнения работ по договору – март 2019, работы своевременно не выполнены.

Работы по расширению трассы ЛЭП проводились на основании Уведомления о начале рубки №МР 2/3-52/102-12/5434 ВЛ-35 кВ Л-92 П «Чебино-Паданы с отпайками ТП-921 Кармасельга –ТП-922 Евгора» от 27.11.2018.

13.05.2020 ГКУ Республики Карелия «Медвежьегорское центральное лесничество» проведен осмотр территории в квартале 26 выделах 1, 2 Паданского лесничества (по лесоустройству) Селегского участкового лесничества ГКУ Республики Карелия «Медвежьегорское участковое лесничество», в ходе которого выявлено, что после окончания рубки между опорами №277-278, 279-282 древесина не сложена в штабеля, а оставлена у пня (акт №6/12).

По результатам осмотра ПАО «МРСК Северо-Запада» выдано требование об устранении нарушения от 13.05.2020 №2/12.

По состоянию на 16.06.2020 требование от 13.05.2020 №2/12 не выполнено, что подтверждено актом осмотра лесного участка от 16.06.2020 №8/12.

Выявленные нарушения явились поводом для составления в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» 17.06.2020 протокола об административном правонарушении №3/12.

Определением старшего государственного лесного инспектора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 19.06.2020 №307/20л протокол возвращен должностному лицу для устранения недостатков.

16.07.2020 в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» составлен протокол об административном правонарушении №34/20.

Постановлением заместителя главного лесного инспектора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.11.2020 №307а/20л ПАО «МРСК Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 52 000 руб.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 16.07.2020 №34/20 и постановления от 17.11.2020 №307а/20л, ПАО «МРСК Северо-Запада» вменены нарушения требований пунктов 9 (1), 19, 34 и 35 Правил №417, выразившиеся в оставлении древесины у пня, а также в том, что древесина не сложена в штабеля. Время обнаружения административного правонарушения – 13.05.2020.

Вместе с тем пожароопасный сезон на территории Медвежьегорского района в 2020 году приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 20.04.2020 №665 был установлен с 15.05.2019.

Таким образом, на дату выявления оставленной древесины у пня пожароопасный сезон еще не начался, в связи с чем из объема вмененных ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушений подлежат исключению нарушения пунктов 19 и 34 Правил №417, устанавливающие требования к оставлению на просеке заготовленной древесины в пожароопасный сезон.

То обстоятельство, что на момент составления протокола об административном правонарушении от 16.07.2020 №34/20 допущенное ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушение в виде неочистки прилегающей к лесу территории от порубочных остатков и других горючих материалов (оставлении древесины у пня) было устранено, наказуемость совершенного деяния не устраняет.

Неуказание в протоколе об административном правонарушении от 16.07.2020 №34/20 сведений об устранении ПАО «МРСК Северо-Запада» нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, основанием для признания протокола об административном правонарушении от 16.07.2020 №34/20 ненадлежащим доказательством по делу не является. Устранение допущенного нарушения учтено при назначении наказания как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

Фактические обстоятельства подтверждены материалами дела, событие административного правонарушения изложено ясно и непротиворечиво. Доказательства совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» вменяемого правонарушения отвечают требованиям статьи 26.2 КоАП Российской Федерации.

Содержащиеся в материалах дела ссылки ПАО «МРСК Северо-Запада» на приказ Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки», Правила заготовки древесины, утвержденные приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474, приказ Рослесхоза России от 10.06.2011 №223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» судья отвергает как несостоятельные, поскольку названные нормативные правовые акты не умаляют обязанность юридического лица по соблюдению Правил пожарной безопасности в лесах.

Доказательств объективной невозможности соблюдения ПАО «МРСК Северо-Запада» требований Правил пожарной безопасности в лесах в материалах дела не имеется, какие-либо иные обстоятельства, исключающие его вину в совершении вменяемого правонарушения, судьей не установлены.

Срок давности и порядок привлечения ПАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности не нарушены.

При назначении наказания должностным лицом были учтены конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, наличие смягчающего вину обстоятельства (прекращение противоправного поведения), наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства (повторное совершение однородного административного правонарушения).

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации.

Оснований для квалификации правонарушения как малозначительного судья не усматривает, поскольку подобная квалификация может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении материальных последствий правонарушения, но и в игнорировании требований пожарной безопасности.

Оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением в виду отсутствия совокупности всех обстоятельств, указанных в статье 3.4 КоАП Российской Федерации, не имеется.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 – 5 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, судьей не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП Российской Федерации, судья

р е ш и л :

постановление Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.11.2020 №307а/20л по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации, в отношении ПАО «МРСК Северо-Запада» оставить без изменения, а жалобу ПАО «МРСК Северо-Запада» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вручения или получения настоящего решения.

Судья                         М.Л. Свинкина

Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2020 года

12-90/2020

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПАО "МРСК Северо-Запада"
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Судья
Свинкина Марина Львовна
Статьи

КоАП: ст. 8.32 ч.1

Дело на сайте суда
medvezhegorsky--kar.sudrf.ru
30.11.2020Материалы переданы в производство судье
23.12.2020Судебное заседание
28.12.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.12.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2021Вступило в законную силу
14.01.2021Дело оформлено
15.01.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее