Решение по делу № 33а-5682/2020 от 20.05.2020

Дело №2а-527/2020; 33а-5682/2020

Судья – Куренных Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 08 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи: Поповой Н.В.,

судей: Никитиной Т.А., Чулатаевой С.Г.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании г. Перми дело по апелляционной жалобе Соколова Александра Анатольевича на решение Чусовского городского суда Пермского края от 17 апреля 2020 года, которым постановлено:

«исковое заявление Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ** Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» об установлении административного надзора в отношении Соколова Александра Анатольевича удовлетворить.

Установить в отношении Соколова Александра Анатольевича, дата рождения, уроженца ****, административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, то есть на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением следующих административных ограничений:

1) запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 23.00 часов до 06.00 часов;

2) обязать являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

3) запретить выезд за пределы территории ****, являющегося местом жительства, пребывания поднадзорного лица, либо фактического нахождения.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Разъяснить Соколову Александру Анатольевичу, что в случае несоблюдения установленных судом административных ограничений или невыполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поднадзорное лицо несет ответственность, предусмотренную статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае уклонения от административного надзора – ответственность, предусмотренную статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., заключение прокурора Королевой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

врио начальника ФКУ ИК-** ГУФСИН России по Пермскому краю М. обратился с административным иском об установлении административного надзора в отношении Соколова А.А., дата рождения, осужденного по приговору Усольского районного суда Пермского края от 06.05.2010 по ч. 4 ст. 111, ч.1 ст. 112 УК РФ с применением ч. 3 ст. 69, ст. 70 УК РФ к 11 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в действиях установлен особо опасный рецидив. Постановлением Чусовского городского суда Пермского края от 21.07.2017 наказание в виде лишения свободы заменено на ограничение свободы, постановлением Березниковского городского суда Пермского края от 17.12.2019 наказание в виде ограничения свободы заменено на лишение свободы сроком на 5 месяцев 21 день с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

На основании Федерального закона Российской Федерации от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить в отношении Соколова А.А. административный надзор сроком до погашения судимости, с установлением следующих административных ограничений: 1) запрещения пребывания вне места жительства или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 23.00 часов до 06.00 часов; 2) обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; 3) запрещения выезда без разрешения надзорного органа за пределы территории ****, выбранного местом пребывания поднадзорного лица.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Соколов А.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права. Полагает, что незаконно был лишен права на защиту и участие в судебном заседании. Кроме того, суд неправомерно принял к рассмотрению иск, так как в материалах дела отсутствует документ, подтверждающих уплату истцом госпошлины за подачу иска. Также выражает несогласие с выводами о наличии оснований для установления административного надзора.

Административный истец, извещённый о времени и месте рассмотрения дела представителя в судебное заседание не направил.

Административный ответчик извещен по месту отбывания наказания, ходатайство о рассмотрении жалобы с его участием посредством организации видеоконференцсвязи не заявлял, освобожден - 06.06.2020 года.

Прокурор в своём заключении указала, что доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы и не могут являться основанием для отмены решения.

На основании части 2 статьи 150, части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 6 статьи 226 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом нарушениях норм процессуального права не являются основанием для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

Положениями ч. 3 ст. 272 КАС РФ определено, что о времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п.11 Постановления № 15 от 16.05.2017 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», участие в судебном заседании лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в том числе при наличии ходатайства о личном участии в судебном заседании либо в случае признания судом его личной явки обязательной, может быть реализовано также посредством видео-конференц-связи.

Установлено, что при подготовке дела к рассмотрению, судом первой инстанции личная явка административного истца в судебное заседание не была признана обязательной, административный ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения иска, с ходатайством о желании участвовать в судебном заседании, в том числе посредством видео-конференц-связи, не обращался, не заявленное данное ходатайство и при обращении с апелляционной жалобой.

Из материалов дела следует, что 14.04.2020 года Соколов А.А., находясь в ФКУ ИК -** ГКФСИН России по Пермскому краю получил следующие документы: извещение о том, что 17.04.2020 в 10:00 в помещении Чусовского городского суда Пермского края состоится судебное заседании по иску ФКУ ИК -** ГУФСИН России по Пермскому края об установлении в отношении него административного надзора; памятку с разъяснением прав и обязанностей; копию определения от 30.03.2020 о принятии и подготовке дела к судебному заседанию. Административному ответчику было предложено в срок до 14.04.2020 предоставить письменное мнение относительно заявленных требований.

Таким образом, административный ответчик о дате и времени судебного заседания был уведомлен, однако каких – либо ходатайств, в том числе о личном участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, либо об отложении судебного разбирательства суду не заявлял.

Принимая во внимание, что возможность участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, путем использования систем видеоконференц-связи, предусмотренная ч. 1 ст. 142 КАС РФ, является правом, а не императивной обязанностью суда, необходимость применения которой определяется исходя из существа рассматриваемого дела. Права и обязанности, предусмотренные ст. 45,46, 62 КАС РФ, Соколову А.А. разъяснены, что подтверждается памяткой для участвующих в деле лиц. Таким образом, вопреки утверждению Соколова А.А., рассмотрение дела судом первой инстанции в отсутствие административного ответчика не свидетельствует о нарушении его процессуальных прав.

Также судебная коллегия учитывает, что Соколов А.А., уведомленный о времени и месте судебного заседания и имевший возможность после освобождения лично участвовать в суде апелляционной инстанции, отказался от реализации данного права.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 2 Федерального закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения липами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Часть 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ определено, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены в статье 4 Федерального закона № 64-ФЗ.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 определено, что в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).

При назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ).

Установлено, что Соколов А.А., дата.р., приговором Усольского районного суда Пермского края от 13.04.2004 осужден по ч.1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима, 20.04.2009 освобожден условно–досрочно.

Приговором Усольского районного суда Пермского края от 06.05.2010 Соколов А.А. осужден по ч.4 ст. 111, ч.1 ст. 112 УК РФ в соответствии со ст.ст. 18,69,70 УК РФ за совершение преступлений при особо опасным рецидиве преступлений к 11 годам лишения свободы. Постановлением Чусовского городского суда Пермского края от 21.07.2017 неотбытая Соколовым А.А. часть наказания по приговору Усольского районного суда Пермского края от 06.05.2010 в виде 3 лет 4 месяцев 3 дней лишения свободы заменена ограничением свободы на указанный срок. Постановлением Березниковского городского суда Пермского края от 17.12.2019 неотбытое Соколовым А.А. наказание в виде ограничения свободы сроком на 11 месяцев 21 день по постановлению Чусовского городского суда Пермского края от 21.07.2017 заменено лишением свободы сроком на 5 месяцев 21 день с отбыванием наказания в исправительной колони особого режима, постановление вступило в законную силу 23 января 2020.

С 10.02.2020 Соколов А.А. отбывал наказание в ФКУ ИК -** ГУФСИН России по Пермскому краю, освобожден 06.06.2020 по отбытии срока наказания.

Согласно данных характеризующих осужденного, в период отбытия наказания административный ответчик поощрений, взысканий не имел, был трудоустроен, мероприятия воспитательного характера посещал, социально-полезные связи поддерживал, характеризовался положительно.

При таких обстоятельствах суд, установив, что административный ответчик отбывает наказание в местах лишения свободы за совершение преступлений, относящихся в силу ч.5 ст.15 УК РФ к категории особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для установления административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Соколова А.А. на срок погашения судимости.

В силу ст. 86 ч. 3 п. "д" УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения административным ответчиком преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении 8 лет после отбытия наказания.

С учетом приведенных норм права и разъяснений, административные ограничения и срок административного надзора в отношении Соколова А.А. установлены судом верно в соответствии с положениями статей 4 и 5 Федерального закона № 64-ФЗ по приговору Усольского районного суда Пермского края от 06.05.2010.

При выборе конкретных административных ограничений судом учитывались данные о личности осужденного, поведение в период отбывания наказания, а также необходимость профилактического воздействия на него в целях защиты государственных и общественных интересов.

Обстоятельства и степень общественной опасности совершенных осужденным преступлений свидетельствуют, что установленные судом срок административного надзора и административные ограничения полностью соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 Федерального закона № 64-ФЗ. Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку вопреки доводам жалобы они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

Доводы жалобы о нарушении норм процессуального права при принятии иска судом, коллегия полагает неосновательными. Исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 п. 1 ст. 333.35, подпункте 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, исправительные учреждения освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебного решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чусовского городского суда Пермского края от 17 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколова Александра Анатольевича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-5682/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Пермскому краю
Чусовской городской прокурор
Ответчики
Соколов Александр Анатольевич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Чулатаева Светлана Георгиевна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
20.05.2020Передача дела судье
08.06.2020Судебное заседание
08.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2020Передано в экспедицию
08.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее