Докладчик Александрова А.В. Апелляционное дело № 33-5314/2019
Судья Софронова С.В. Гражданское дело № 2-1088/2019
УИД 21RS0006-01-2018-002255-89
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Александровой А.В., Агеева О.В.,
при секретаре Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Николаевой Л.Г. к администрации Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе Николаевой Л.Г. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 3 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия
установила:
Николаева Л.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения, в обоснование требований, указав, что является вдовой инвалида боевых действий ФИО, умершего 7 июня 2015 года. Постановлением главы администрации Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 13 августа 2010 года № ее супруг - ФИО с составом семьи 4 человека, был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года № 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности». После его смерти, как вдова инвалида боевых действий она переоформила очередность на получение жилья на себя. На ее неоднократные обращения о предоставлении субсидии на строительство (приобретение) жилья, как вдове инвалида боевых действий, администрация не реагирует, на основании чего она вынуждена обратиться в суд.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец с учетом уточнения требований, просила признать за ней право на получение меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья, предусмотренной Федеральным законом «О ветеранах», как супруге умершего инвалида боевых действий; обязать ответчика предоставить субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения в размере в соответствии с действующим законодательством.
Истец Николаева Л.Г., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя.
Представитель истца Николаевой Л.Г. - Столяров Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям, просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - глава администрации Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Григорьев Е.В. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме, указав, что супруг истицы ФИО был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях лишь 13 августа 2010 года, то есть после 1 января 2005 года, следовательно, истцу не полагается субсидия, предусмотренная Федеральным законом «О ветеранах».
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 3 сентября 2019 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Николаевой Л.Г. к администрации Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской
Республики о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья, предусмотренные для супруга умершего инвалида боевых действий, возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение (строительство) жилого помещения отказать.
Решение суда первой инстанции обжаловано истцом Николаевой Л.Г. Доводы жалобы повторяют позицию истца по делу, изложенную в исковом заявлении. Указано, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание показания свидетелей, подтвердивших, что ФИО еще в 2003 году встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как инвалид боевых действий. Судом не было учтено, что до 2006 года никакой документации по учету обращений граждан по постановке на учет - журнала регистраций в администрации Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики не велось и заявление ФИО затерялось.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Так, п. п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. 11.1 ст. 23.2 данного Федерального закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В целях реализации в Чувашской Республике меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» Кабинетом Министров Чувашской Республики постановлением от 16 ноября 2007 года N 289 утвержден Порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который определяет порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшим на учет до 1 января 2005 года, и гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям. Финансирование расходов, связанных с предоставлением единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики на указанные цели.
Министерством труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее - Минтруд Чувашии) формируется сводный список граждан - получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее - сводный список), состоящий из трех разделов: из числа лиц, указанных в подпункте «а» пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка, лиц, указанных в абзацах втором - четвертом подпункта «б» пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка, и лиц, указанных в абзацах пятом и шестом подпункта «б» пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка.
Органы местного самоуправления ежемесячно представляют в Минтруд Чувашии списки граждан из числа лиц, указанных в подпункте «а» пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, к 1 числу месяца, следующего за месяцем принятия этих граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, и информацию об изменениях списков граждан из числа лиц, указанных в абзацах втором - четвертом подпункта «б» пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка, и лиц, указанных в абзацах пятом и шестом подпункта «б» пункта 1.6 раздела I настоящего Порядка, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Сводный список формируется на основании сведений о гражданах, представленных органами местного самоуправления, исходя из даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.
Обращаясь в суд, истица указала, что с момента постановки ее на учет после смерти супруга – инвалида боевых действий ФИО, умершего 7 июня 2015 года, она не обеспечена жилым помещением (не осуществлена единовременная денежная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения) и письмом ей сообщено, что в списке граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты согласно Федерального закона «О ветеранах», она не значится, в связи с чем полагает, что ее права на улучшение жилищных условий нарушены.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец как вдова умершего инвалида боевых действий, вставшего на учет после 1 января 2005 года, а именно лишь 13 августа 2010 года, в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» подлежит обеспечению жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в порядке очередности либо в соответствии с федеральной целевой программой, согласно которой истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить истца жилым помещением во внеочередном порядке, признания права на предоставление мер социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья и возложения обязанности предоставить указанную субсидию суд не усматривает, поскольку доказательств, свидетельствующих о наличии у истца права на внеочередное предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, о постановке ФИО на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В настоящее время ветераны боевых действий, члены семьи умершего ветерана боевых действий обеспечиваются жилыми помещениями в зависимости от даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ветераны боевых действий, вставшие на такой учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», а ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть в общем порядке, который предусматривает признание их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для того, чтобы быть обеспеченным в порядке, установленном статьей 23.3 Федерального закона «О ветеранах», ветеран боевых действий должен быть принят на учет нуждающихся до 1 января 2005 года.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что ФИО являлся инвалидом боевых действий, что подтверждается удостоверением, выданным 29 января 2015 года (л.д. 23).
13 августа 2010 года ФИО был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме субсидий на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года № 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» (постановлением главы администрации Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 13 августа 2010 года №) (л.д. 8).
ФИО умер 6 июня 2015 года (л.д. 10).
Учитывая, что ФИО встал на учет нуждающихся в жилых помещениях, как ветеран боевых действий, после 1 января 2005 года, то он должен был быть обеспечен жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Такое же право возникло и у его членов семьи в связи с его смертью.
Доказательств того, что ФИО обращался в соответствующие органы до 1 января 2005 года, и ему было незаконно отказано в постановке на учет, не представлено.
Доводы истца о том, что ФИО обращался в Администрацию Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в 2003 году по поводу принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, материалами дела не подтверждены. Так, все документы, приложенные умершим ФИО к заявлению при принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях: справка отдела <данные изъяты>, справки <данные изъяты>», уведомления об отсутствии сведений в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на него и членов его семьи, датированы 2010 годом.
Кроме того, сообщением Администрации Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 21 августа 2019 года подтверждено, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в период с 1980 по 2005 годы не обращался.
С учетом изложенного, довод жалобы о том, что до 2006 года Администрацией Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики надлежащего учета очередников не велось, голословен.
Вместе с тем, свидетельские показания, на которые ссылается истец в апелляционной жалобе, в силу положений ст. 60 ГПК РФ не могут свидетельствовать о постановке ФИО на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана боевых действий в 2003 году, в связи с чем ссылка в жалобе на отсутствие оснований не верить показаниям свидетелей ФИО1, ФИО2., ФИО3, несостоятельна.
Выводы в решении суда об отказе в удовлетворении иска Николаевой Л.Г., предъявленного к администрации Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, также следует признать обоснованными, поскольку к заявленным требованиям администрация является ненадлежащим ответчиком, так как в соответствии с законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителем средств, направляемых на предоставление единовременных денежных выплат гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является Минстрой Чувашии. Предоставление средств на указанные цели производится за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных по разделу 1000 «Социальная политика», подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения», в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Минстрою Чувашии. Перечисление средств единовременной денежной выплаты осуществляется с лицевого счета получателя средств республиканского бюджета Чувашской Республики - Минстроя Чувашии, открытого в Управлении Федерального казначейства по Чувашской Республике, на счет юридического или физического лица, открытый в кредитной организации.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к иной оценке доказательств и иному толкованию законодательства, обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности. Оснований для их переоценки не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Николаевой Л.Г. на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 3 сентября 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи: А.В. Александрова
О.В. Агеев