Судья суда 1-й инстанции С.В. Калганова Дело № 2-441/2020 (I инст.)
Судья-докладчик в суде апелляционной № 33-1559/2020 (апел. инст)
инстанции И.А. Анашкина Категория 2.095
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июня 2020 года город Севастополь
судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Сулеймановой А.С., Анашкиной И.А.,
при секретаре Дубравской А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панцер Н. А. к Государственному казённому учреждению «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания» о признании действий противоправными, признании нуждающейся в денежной помощи, взыскании денежных средств,
с апелляционной жалобой истца Панцер Н. А. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2020 года,
УСТАНОВИЛА:
Панцер Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания» (далее - ГКУ СГКЦСО»), в котором просит взыскать с ответчика 44 454 рубля затрат, признать действия ответчика противоправными в части не выплаты ей ежегодно 15 000 рублей, как одинокому инвалиду второй группы, признать ее нуждающейся в денежной помощи за 2019 год на ремонт комнаты.
Требования обосновывает тем, что состоит на учете в ГКУ «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания» как лицо, оказавшееся в сложной жизненной ситуации, получает единоразовую помощь. 24 октября 2019 года Панцер Н.А. обратилась в ГКУ «СГКЦСО» с заявлением об оказании денежной помощи. 26 ноября 2019 года обращение Панцер Н.А. рассмотрено. В оказании единовременной денежной помощи отказано. Истец проживает в тяжелых условиях, без шпатлёвки на стенах, необходим ремонт. В жилом помещении отсутствует электрическая плита, мебель, сантехника. Также имеется задолженность за посещение стоматолога. В связи с чем истцу пришлось взять кредит в размере 45 000 рублей. Просит признать ее нуждающейся, в связи с чем обратилась в суд.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2020 года в удовлетворении иска Панцер Н.А. отказано.
В поданной апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные приведенным в исковом заявлении, кроме того указывает, что отказ ответчика является противозаконным, поскольку истец признана нуждающейся. Судом не были исследованы обстоятельства, имеющие значение для данного дела, в части требований о выплате денежных средств на стоматолога, а также всех иных видов помощи за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В судебное заседание истец и представитель ответчика, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции не явились.
Информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на официальном сайте Севастопольского городского суда.
Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к её удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии постановленное по делу решение суда приведенным требованиям закона соответствует.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Панцер Н.А. состоит на учете в ГКУ «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания» как лицо, оказавшееся в сложной жизненной ситуации, получает единоразовую помощь с 2016 года.
Истец является пенсионером, размер её пенсии составляет 11 320,45 рублей в месяц.
С 2016 года по 2019 год истцу Панцер Н.А. на основании предъявленных документов об оплате товаров и услуг ответчиком оказана единовременная денежная помощь в следующих размерах:
- 7 500 рублей на лечение зубов и зубопротезирование (протокол № 6 от 22 апреля 2016, приказ 143 от 12 мая 2016);
- 1 200 рублей на приобретение предметов первой необходимости (протокол № 19 от 13.06.2017. приказ № 283 от 13.06.2017);
- 8 800 рублей на лечение зубов и зубопротезирование (протокол № 35 от 3 октября 2017, приказ № 495 от 3 октября 2017);
- 1 500 рублей на приобретение продуктов питания (протокол № 23 от 26 июня 2018, приказ № 287 от 26 июня 2018).
20 февраля 2019 года Панцер Н.А. обратилась в адрес ГКУ «СГКЦСО» по вопросу оказания единовременной денежной помощи.
Работником отделения срочного социального обслуживания и оказания денежной помощи истцу была оказана помощь в составлении заявления вх. № 403, к которому истец приложила следующие документы:
- копию справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации № 85 от 28 декабря 2019 на 1 л. в 1 экз.;
- копию приложения к Договору № 3 об оказании платных медицинских услуг от 3 января 2019 года на 1 л. в 1 экз.;
- копию отчета о лечении пациента на сумму 8 650 рублей на 1 л. в 1 экз.;
- копии квитанций № 000020 от 19 июля 2018 на сумму 2 400 рублей, № 000021 от 20 июля 2018 на сумму 2 200 рублей, № 000023 от 23 июля 2018 на сумму — 2 500 рублей, № 000035 от 30 июля 2018 на сумму 2 500 рублей, выданных АСК (авторской стоматологической клиникой) на 1 л. в 1 экз.;
- копии квитанций № 000018 от 24 июля 2018 на сумму 1 100 рублей, № 000018 от 17.07.2018 на сумму 2 100 рублей, выданных АСК (авторской стоматологической клиникой) на 1 л. в 1 экз.;
- копию заявления в адрес Генерального директора ООО «АТИС-Здоровье» на 1 л. в 1 экз.
Ответчиком в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрошены сведения о доходах Панцер Н.А. и составе её семьи.
1 марта 2019 года в ГКУ «СГКЦО» поступили запрашиваемые сведения из отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Гагаринском районе, 13 марта 2019 года - из Государственного унитарного предприятия Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» (далее ГУПС «ЕИРЦ»).
19 марта 2019 года обращение Панцер Н.А. и приложенные к нему документы в установленном порядке рассмотрены на заседании Комиссии. Комиссия единогласно признала Панцер Н.А. нуждающейся в единовременной денежной помощи (протокол № 10) и определила размер оказываемой единовременной денежной помощи в сумме 12 000 рублей.
Денежные средства получены Панцер Н.А. 19 апреля 2019 года по приказу № 136 от 19 марта 2019 года в кассе ГКУ«СГКЦСО».
15 октября 2019 года в ГКУ «СГКЦСО» поступило письмо Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя (далее – Департамент) с просьбой провести комплексную оценку условий жизнедеятельности Панцер Н.А. и оказать ей помощь в написании заявления и сборе документов, предусмотренных порядком предоставления и выплаты денежной помощи отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2015 № 1118-ПП.
24 октября 2019 года, вх. № 2945, Панцер Н.А. обратилась в ГКУ «СГКЦСО» с заявлением, к которому приложила следующие документы:
- копию справки о том, что Панцер Н.А. владеет нежилым помещением № 39, общей площадью 28 м2, находящимся по адресу: ул. Адм. Фадеева, д. 18;
- копию договора на выполнение ремонтно-отделочных работ от 29.04.2019;
- копию расходной накладной № СПД-003686 от 3 мая 2019;
- копию расходной накладной № 1739 от 24 июня 2019;
- копию товарного чека № 1 от 11 июля 2019;
- копию кассового чека от 30 сентября 2019 № 4, смена № 152.
Ответчиком в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрошены сведения в ГУПС «ЕИРЦ» о составе семьи, в отделе Пенсионного фонда Российской Федерации в Гагаринском районе - о доходах Панцер Н.А. за 3 месяца, предшествующих письменному обращению за помощью.
5 ноября 2019 года в ГКУ «СГКЦО» поступили сведения из ГУПС «ЕИРЦ», 21 ноября 2019 года – из отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Гагаринском районе.
20 ноября 2019 года исх. № 4978/6-19 Панцер Н.А. направлен промежуточный ответ – о том, что обращение взято на контроль, после поступления необходимой информации из отдела Пенсионного фонда РФ будет принято решение.
26 ноября 2019 года обращение Панцер Н.А. и приложенные к нему документы в установленном порядке рассмотрены на заседании комиссии по оказанию денежной помощи отдельным категориям граждан (далее — Комиссия). Комиссия единогласно отказала Панцер Н.А. в оказании единовременной денежной помощи (протокол № 49) на основании пункта 4.2. раздела 4 Порядка: «отсутствие оснований для оказания денежной помощи».
29 ноября 2019 года Панцер Н.А. и Департаменту направлен ответ о принятии Комиссией решения об отказе Панцер Н.А. в единоверной денежной помощи ввиду отсутствия оснований для оказания денежной помощи.
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Порядком предоставления и выплаты денежной помощи отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 27 ноября 2015 № 1118-ПП, Законом города Севастополя от 30 декабря 2014 года № 103-ЗС «О социальном обслуживании граждан в городе Севастополе», пришел к выводу, что для повторного оказания единоверной денежной помощи Панцер Н.А. основания отсутствуют.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
В соответствии со статьей 3 от 28 декабря 2013 года № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Отношения, возникающие при осуществлении государственными органами города Севастополя полномочий в сфере социального обслуживания граждан, регулируются Законом города Севастополя от 30 декабря 2014 № 103-ЗС «О социальном обслуживании граждан в городе Севастополе».
В соответствии со статьей 5 Закона города Севастополя от 30 декабря 2014 № 103-ЗС «О социальном обслуживании граждан в городе Севастополе» получателем социальных услуг признается гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании по основаниям, установленным частью 1 статьи 15 Федерального закона, в порядке, установленном уполномоченным органом города Севастополя.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2913 года № 442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности: полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию; наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Постановлением Правительства Севастополя от 27 ноября 2015 № 1118-ПП утвержден Порядок предоставления и выплаты денежной помощи отдельным категориям граждан, которым Государственное казенное учреждение «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания» определено распорядителем бюджетных средств по предоставлению и выплате денежной помощи, отдельным категориям граждан.
Согласно пункту 1.2 Порядка, Порядок определяет механизм предоставления и выплаты денежной помощи за счет средств бюджета города Севастополя.
Размеры единовременной денежной помощи определяются индивидуально, в зависимости от состава и доходов семьи, причин, вызвавших обращение за единовременной денежной помощью, результатов оценки условий жизнедеятельности, с учетом суммы понесенных расходов или понесенного ущерба, или сумм предстоящих затрат, а также оказанных гражданину других видов адресной помощи (п.3.1.2 Порядка).
Единовременная денежная помощь предоставляется в пределах размеров единовременной денежной помощи, утвержденных постановлением Правительства Севастополя (п.3.1.3 Порядка).
Письмом Департамента труда и социальной защиты населения горда Севастополя ГКУ «Севастопольский городской комплексный центр социального обслуживания» от 29 ноября 2019 года Панцер Н.А. информирована, что в текущем году ей была оказана единовременная денежная помощь в сумме 12 000 рублей на лечение зубов (протокол № 10 от 19 марта 2019 года, приказ № 136 от 19 марта 2019 года), денежные средства получены Панцер Н.А. в кассе учреждения.
Как установлено, ответчиком в 2019 года истцу оказана социальная помощь на лечение зубов в размере 12 000 рублей, повторно истец обратилась в 2019 году за оказанием ей социальной помощи на ремонт квартиры.
В соответствии с п.п. 3.1.6. раздела 3 Порядка единовременная денежная помощь оказывается заявителям однократно, не чаще одного раза в год.
Вопрос о повторном оказании денежной помощи рассматривается на заседании Комиссии в порядке исключения, исходя из реальной потребности (нуждаемости граждан), а именно при условии превышения расходов, понесенных гражданином, над среднедушевым доходом семьи (доходом одиноко проживающего гражданина) в следующих случаях:- заявитель или член его семьи повторно перенес платное оперативное вмешательство или нуждается в нем, в том числе за пределами города Севастополя, или проходит повторный платный курс лечения;- в квартире (доме) заявителя произошел пожар или затопление;- смерти родных и близких заявителя.
Судебная коллегия приходит к выводу, что указанные в заявлении Панцер Н.А. причины предоставления повторной материальной помощи не относятся к исключительным основаниям для повторного оказания денежной помощи.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Доводы апелляционной жалобы Панцер Н.А. не содержат правовых оснований, установленных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене судебного постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 13 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Панцер Н. А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. Сулейманова
И.А. Анашкина