Решение по делу № 2-300/2021 (2-1966/2020;) ~ М-1749/2020 от 13.10.2020

Мотивированное решение составлено 19 апреля 2021 года

Дело № 2-300/2021

УИД 76RS0017-01-2020-002157-09

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

при секретаре Никулиной Г.С.,

12 апреля 2021 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Мошковой Маргарите Александровне о возложении обязанности по ликвидации отходов,

у с т а н о в и л:

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц. Просил обязать Мошкову Маргариту Александровну ликвидировать несанкционированное размещение отходов черных и цветных металлов в виде б/у металлсодержащих изделий и металлической стружки объемом 40 куб.м. площадью 60 кв.м. на территории земельного участка с кадастровым номером (<адрес>).

В обоснование требований сослался на то, что на территории земельного участка с кадастровым номером (категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства) по адресу <адрес>, непосредственно на почве размещены отходы черных и цветных металлов в виде б/у металлсодержащих изделий, металлической стружки. Несанкционированным размещением отходов нарушено гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду. Использование земельного участка (категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства) для складирования металлолома противоречит его разрешенному использованию, чем нарушено требование, предусмотренное ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ.

Определением суда от 04.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Мошков В.В. (л.д. 78).

В судебном заседании помощник Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Розова А.С. исковые требования поддержала частично, просила обязать Мошкову Маргариту Александровну ликвидировать несанкционированное размещение отходов черных и цветных металлов в виде б/у металлсодержащих изделий и металлической стружки площадью 60 кв.м. на территории земельного участка с кадастровым номером (<адрес>).

Ответчик Мошкова М.А. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще.

Представитель ответчика по доверенности Дюпин П.В. исковые требования не признал, пояснил, что земельный участок полностью заложен бетонными плитами, из-за хранения на участке металлосодержащих изделий вред почве не причиняется. Полагает, что требования являются надуманными.

Третье лицо Мошков В.В. в суде просил отказать в удовлетворении требований. Пояснил, что земельный участок, на котором хранятся различные металлические конструкции, забетонирован, поэтому вред почве не может быть нанесен.

Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Представитель Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области Рощина Е.М. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, позицию Ярославского межрайонного прокурора поддерживает.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии со ст. ст. 21, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в почвах городских и сельских поселений содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании обращений жителей <адрес> проведена проверка исполнения природоохранного законодательства на территории <адрес>

В ходе проверки 23.12.2020 г. установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером (категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства) по адресу: <адрес>, непосредственно на почве размещены отходы черных и цветных металлов в виде б/у металлсодержащих изделий, металлической стружки объемом около 100 куб.м.

Выездом представителя прокуратуры совместно с ведущим специалистом - государственным инспектором Ярославской области в области охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области 07.04.2021 г. установлено наличие на указанном земельном участке на площади 60 кв.м. отходов черных и цветных металлов в виде б/у металлсодержащих изделий металлической стружки, пневматических шин отработанных, древесных отходов от сноса и разборки зданий, отходов пластиковой тары загрязненной, отходов продукции из резины загрязненных, прочих отходов объемом 40 куб.м.

Представитель ответчика по доверенности Дюпин П.В. и третье лицо Мошков В.В. в

суде не отрицали наличие на земельном участке различных металлических деталей и конструкций, полагают, что вред почве не наносится.

Вместе с тем, из представленных сторонами фотоматериалов видно, что отходы черных и цветных металлов в виде б/у металлосодержащих изделий хранятся на открытой площадке, поверхности хранящихся отходов не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров; на поверхности почвы уложены бетонные плиты, стыки между плитами не заделаны, просматривается почва. Имеет место несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с указанными отходами.

Указанный земельный участок согласно выписке из ЕГРН от 10.12.2019 г. принадлежит на праве собственности Мошковой Маргарите Александровне, образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , также принадлежащего Мошковой М.А..

Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в течение 2019 года неоднократно проводились внеплановые выездные проверки (акты от 14.05.2019, от 02.08.2019), по результатам которых Мошковой М.А. выдавались предписания о ликвидации места несанкционированного размещения отходов (от 14.05.2019, 21.01.2019). Мошкова М.А. была привлечена к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ - нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами, ст. 19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления Департамента от 06.03.2019 и от 28.05.2019, постановление мирового судьи от 23.09.2019). Однако, до настоящего времени нарушения не устранены.

Согласно общедоступным сведениям, размещенным на официальном сайте Департамента инвестиций и промышленности Ярославской области, лицензия на заготовку, хранение, переработку, реализацию лома черных и цветных металлов на указанном участке не выдавалась, соответственно деятельность по обращению с ломом черных и цветных металлов на данном земельном участке осуществляться не может.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.

Лом и отходы черных и цветных металлов включены в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (4 60 000 00 00 0).

В силу требований частей 6 и 7 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв, защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.

Статья 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Несанкционированным размещением отходов нарушено гарантированное ст. 42 Конституции РФ право каждого (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

Использование земельного участка (категория: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства) для складирования металлолома противоречит его разрешенному использованию, чем нарушено требование, предусмотренное ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ в качестве способа защиты гражданских прав предусматривается присуждение к исполнению обязанности в натуре.

После проведенной сотрудниками Департамента охраны окружающей среды проверки 07.04.2021 по инициативе третьего лица Мошкова В.В. отходы черных и цветных металлов на спорном земельном участке были смещены, в результате чего произошло их уплотнение, соответственно площадь размещения отходов уменьшилась. Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает необходимым обязать ответчика ликвидировать несанкционированное размещение отходов черных и цветных металлов в виде б/у металлсодержащих изделий и металлической стружки на территории земельного участка с кадастровым номером 76:17:193201:887, без указания площади размещения отходов.

Согласно п. 1 ст. 103 ГК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда РФ) подлежит зачислению в бюджет муниципального района по нормативу 100 процентов. В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, составляет 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Мошкову Маргариту Александровну ликвидировать несанкционированное размещение отходов черных и цветных металлов в виде б/у металлсодержащих изделий и металлической стружки на территории земельного участка с кадастровым номером (<адрес>).

Взыскать с Мошковой Маргариты Александровны в доход бюджета Ярославского муниципального района Ярославской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.

Судья А.Ш. Сайфулина

2-300/2021 (2-1966/2020;) ~ М-1749/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Мошкова Маргарита Александровна
Другие
Департамент охраны окружающей среды и природопользования ЯО
Мошков Валерий Вениаминович
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Судья
Сайфулина А.Ш.
Дело на странице суда
yaroslavsky--jrs.sudrf.ru
13.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2020Передача материалов судье
19.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.12.2020Предварительное судебное заседание
29.12.2020Предварительное судебное заседание
04.02.2021Предварительное судебное заседание
10.03.2021Предварительное судебное заседание
12.04.2021Предварительное судебное заседание
12.04.2021Судебное заседание
19.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее