Судья Тарабрина Н.Н. № 33а-1266/2020 (10RS0011-01-2019-012144-33)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29.06.2020 г. Петрозаводск
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Сильченко Р.П., Щепалова С.В.
при ведении протокола помощником судьи Елисеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17.01.2020 по административному делу (...)а-782/2020 по административному иску Сизова А. В. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решений.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный иск подан по тем основаниям, что Сизов А.В. 13.05.2019 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного в кадастровом квартале (...), в д. Койкары Гирвасского сельского поселения Кондопожского муниципального района, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – отдельно стоящие жилые дома с земельными участками (далее – испрашиваемый земельный участок). Письмом Министерства от 07.06.2019 в удовлетворении заявления отказано в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах. Письмом от 30.07.2019 Министерство сообщило административному истцу о получении сведений из администрации Кондопожского муниципального района о нахождении испрашиваемого земельного участка в одной территориальной зоне – Ж-1. Зона индивидуальной жилой застройки, предложив ему повторно обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка. 09.09.2019 административный истец повторно обратился в Министерство с указанным заявлением, на которое получил ответ от 08.10.2019 о размещении в печатном издании извещения о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка. 11.11.2019 Министерство отказало административному истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка в связи с поступлением заявления иного лица о намерении участвовать в аукционе по предоставлению испрашиваемого земельного участка. Ссылаясь на отсутствие в ответе Министерства от 11.11.2019 сведений о лице, подавшем заявление о желании участвовать в аукционе, и неуказание в ответе на отказ в утверждении приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка, административный истец просил суд признать незаконным отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка и обязать Министерство предварительно согласовать предоставление в аренду испрашиваемого земельного участка.
Решением суда с учетом дополнительного решения от 31.01.2020 административный иск удовлетворен частично. Суд признал отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, обязав Министерство рассмотреть заявление Сизова А.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 09.09.2019.
С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что решение от 11.11.2019 прав административного истца не нарушает, решением от 14.11.2019 административному истцу сообщено о том, что испрашиваемый им земельный участок не может быть предметом аукциона.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец выражает согласие с решением суда.
Лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, 13.05.2019 Сизов А.В. обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного в кадастровом квартале (...), д. Койкары Гирвасского сельского поселения Кондопожского муниципального района, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – отдельно стоящие жилые дома с земельными участками.
Письмом Министерства от 07.06.2019 в удовлетворении заявления отказано в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка в двух территориальных зонах.
Письмом от 30.07.2019 Министерство сообщило административному истцу о получении сведений из администрации Кондопожского муниципального района о нахождении испрашиваемого земельного участка в одной территориальной зоне – Ж-1. Зона индивидуальной жилой застройки, предложив ему повторно обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка.
09.09.2019 административный истец повторно обратился в Министерство с указанным заявлением, на которое получил ответ от 08.10.2019 о размещении в печатном издании извещения о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка.
11.11.2019 Министерство отказало административному истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка в связи с поступлением заявления иного лица о намерении участвовать в аукционе по предоставлению испрашиваемого земельного участка.
14.11.2019 Министерство сообщило Сизову А.В., что испрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона, поскольку он находится в береговой полосе водного объекта – р. Суна.
20.12.2019 Сизов А.В. обратился в суд с административным иском.
Признавая незаконным отказ Министерства от 11.11.2019 и обязывая его повторно рассмотреть заявление Сизова А.В. от 09.09.2019, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство должно было отказывать в предварительном согласовании предоставления земельного участка не по мотиву поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, а по мотиву наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства установлены статьей 39.18 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 1); принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2).
Как следует из материалов дела, письмом Министерства от 08.10.2019 на заявление Сизова А.В. от 09.09.2019 о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка сообщено о размещении в печатном издании извещения, то есть Министерством было совершено действие, предусмотренное подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ. Извещение размещено 08.10.2019 в 09.49, дата окончания срока приема заявлений – 07.11.2019 до 17.00.
Подпункт 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
07.11.2019 от гражданина Мазулькова А.А. поступило заявление о намерении участвовать в аукционе.
11.11.2019 Министерство на основании подпункта 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ отказало Сизову А.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с поступлением заявления гражданина о намерении участвовать в аукционе.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 39.11 ЗК РФ.
Подпункт 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ предусматривает проверку уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Согласно подпункту 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования.
Часть 6 статьи 6 ВК РФ предусматривает, что полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Письмом от 14.11.2019 Министерство уведомило Сизова А.В. о невозможности проведения аукциона по причине частичного расположения земельного участка в береговой полосе водного объекта – реки Суна.
Решение Министерства, выраженное в письме от 14.11.2019, административным истцом не оспорено и предметом проверки по настоящему делу не является.
Учитывая, что решение, выраженное в письме от 11.11.2019, принято Министерством в связи с поступлением после опубликования извещения заявления от иного гражданина о желании принять участие в аукционе, доказательства чему представлены в материалы дела, соответственно указанное решение соответствует требованиям подпункта 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ и прав административного истца не нарушает.
Вопреки выводам суда первой инстанции, положения статьи 39.18 ЗК РФ являются специальной нормой по отношению к положениям статьи 39.15 ЗК РФ, являющимися общими нормами, соответственно, решение Министерства, выраженное в письме от 11.11.2019, правомерно оформлено в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ, а не в соответствии с положениями пункта 17 статьи 39.15 ЗК РФ.
Кроме того, суд первой инстанции, обязывая Министерство повторно дать ответ на заявление от 09.09.2019, фактически указал на необходимость вынесения решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотиву расположения земельного участка в границах зоны с особыми условиями и невозможностью предоставления земельного участка на заявленном виде прав, тем самым вмешавшись в компетенцию административного органа, при том, что указанные обстоятельства в основу оспариваемого решения административным органом положены не были.
С учетом изложенного, по мнению судебной коллегии, решение Министерства, выраженное в письме от 11.11.2019, соответствует требованиям земельного законодательства и прав административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 17.01.2020 по настоящему делу с учетом дополнительного решения от 31.01.2020 отменить. Принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Сизова А. В. об оспаривании отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи